СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Школа в годы ВОВ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен исследовательский материал о школе в годы ВОВ

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Школа в годы ВОВ"»

МОУ Тимохинская ООШ

МОУ Тимохинская ООШ

Прямо из школы ведут нас дороги Можно ль забыть педагога на миг. Это ему мы обязаны многим. Всем, что узнал ты, чего ты достиг.
  • Прямо из школы ведут нас дороги
  • Можно ль забыть педагога на миг.
  • Это ему мы обязаны многим.
  • Всем, что узнал ты, чего ты достиг.
 На одной из самых обычных школьных перемен один из учащихся нашей школы рассказал, что в годы Великой Отечественной войны в доме учителя математики Слезкиной Валентины Григорьевны располагался детский дом. Эта информация сразу нас заинтересовала, а в преддверии празднования 65 годовщины великой Победы и года Учителя, захотелось больше узнать об этом этапе истории нашего села
  • На одной из самых обычных школьных перемен один из учащихся нашей школы рассказал, что в годы Великой Отечественной войны в доме учителя математики Слезкиной Валентины Григорьевны располагался детский дом. Эта информация сразу нас заинтересовала, а в преддверии празднования 65 годовщины великой Победы и года Учителя, захотелось больше узнать об этом этапе истории нашего села
Цель: Изучить деятельность школы и детского дома в с.Тимохинское  Задачи: Найти и изучить материалы о школе и детском доме в селе Тимохинское с 1938 по 1945 годы. Встретиться с односельчанами. Оформить собранный материал для стенда в кабинете краеведения.

Цель: Изучить деятельность школы и детского дома в с.Тимохинское

Задачи:

  • Найти и изучить материалы о школе и детском доме в селе Тимохинское с 1938 по 1945 годы.
  • Встретиться с односельчанами.
  • Оформить собранный материал для стенда в кабинете краеведения.
Источники информации В кабинете краеведения мы нашли фотографии, вырезки из газет, воспоминания односельчан, альбомы экспедиционных отрядов. О школе во время войны рассказали: Тимофеева ЛР Меньшенина ОМ Ржаникова АЕ

Источники информации

  • В кабинете краеведения мы нашли фотографии, вырезки из газет, воспоминания односельчан, альбомы экспедиционных отрядов.
  • О школе во время войны рассказали:
  • Тимофеева ЛР
  • Меньшенина ОМ
  • Ржаникова АЕ
В 1938 году в селе Тимохинское начальная школа преобразовалась в семилетнюю школу, в которой учились дети из деревень Тырково, Савино, Черемыш, Красноярка, Духовая, Рогалева, разъезда Юрмыч. Жили учащиеся на квартирах у колхозников
  • В 1938 году в селе Тимохинское начальная школа преобразовалась в семилетнюю школу, в которой учились дети из деревень Тырково, Савино, Черемыш, Красноярка, Духовая, Рогалева, разъезда Юрмыч. Жили учащиеся на квартирах у колхозников
 14 июня 1941 года школа выпустила 27 выпускников. Молодые, красивые строили планы на будущее. Но все надежды на светлое будущее в один миг оборвало извести о начавшейся Великой Отечественной войне.  1 сентября 1938 года на должность директора был назначен Ржаников Михаил Семенович. С 1938 по 1941 годы в школе работало 4 учителя начальных классов, 3 учителя русского языка и литературы, 4 учителя математики, 2 учителя физики и химии, 2 учителя немецкого языка, 2 учителя истории, 2 учителя географии, 2 учителя биологии, военрук – всего 22 учителя.
  • 14 июня 1941 года школа выпустила 27 выпускников. Молодые, красивые строили планы на будущее. Но все надежды на светлое будущее в один миг оборвало извести о начавшейся Великой Отечественной войне.
  • 1 сентября 1938 года на должность директора был назначен Ржаников Михаил Семенович. С 1938 по 1941 годы в школе работало 4 учителя начальных классов, 3 учителя русского языка и литературы, 4 учителя математики, 2 учителя физики и химии, 2 учителя немецкого языка, 2 учителя истории, 2 учителя географии, 2 учителя биологии, военрук – всего 22 учителя.
 В 1942 году призвали учителя математики Обоскалова Тимофея Ивановича (рядовой, 1912 года рождения, погиб 8 марта 1943 года, захоронен в д. Кошельки Поддорского района Ленинградской области )  В первые дни войны ушел на фронт и не вернулся директор школы Ржаников Михаил Семенович (рядовой, 1912 года рождения, погиб 13 декабря 1941 года, захоронен в д. Голяди Клинского района Московской области).
  • В 1942 году призвали учителя математики Обоскалова Тимофея Ивановича (рядовой, 1912 года рождения, погиб 8 марта 1943 года, захоронен в д. Кошельки Поддорского района Ленинградской области )
  • В первые дни войны ушел на фронт и не вернулся директор школы Ржаников Михаил Семенович (рядовой, 1912 года рождения, погиб 13 декабря 1941 года, захоронен в д. Голяди Клинского района Московской области).
Учитель географии Чистяков Иван Селиверстович. (старший сержант, 1912 года рождения, погиб 16 октября 1943 года, захоронен в с. Геманово Новгородского района Ленинградской области)  Учитель немецкого языка и музыки Захаров Григорий Степанович Епанчинцев Афанасий Васильевич (рядовой 1925 года рождения, призван в 1943 году, погиб 4 февраля 1945 года, захоронен в г. Олесно Ченстоховского воеводства в Польше) Выпускники 1941 года – Обоскалов Аркадий Иванович, Зглобицкий Геннадий Иванович, Ржаников Дмитрий Афанасьевич,
  • Учитель географии Чистяков Иван Селиверстович. (старший сержант, 1912 года рождения, погиб 16 октября 1943 года, захоронен в с. Геманово Новгородского района Ленинградской области)
  • Учитель немецкого языка и музыки Захаров Григорий Степанович
  • Епанчинцев Афанасий Васильевич (рядовой 1925 года рождения, призван в 1943 году, погиб 4 февраля 1945 года, захоронен в г. Олесно Ченстоховского воеводства в Польше)
  • Выпускники 1941 года – Обоскалов Аркадий Иванович, Зглобицкий Геннадий Иванович, Ржаников Дмитрий Афанасьевич,
Мужчины уходили на фронт,  и вся тяжелая ноша военного времени ложилась на хрупкие женские плечи. С 1941 по 1945 годы школе работало 24 учителя из них 21 женщина. Руководил школой учитель физики Пучков Иван Никитич.
  • Мужчины уходили на фронт,

и вся тяжелая ноша военного времени ложилась на хрупкие женские плечи. С 1941 по 1945 годы школе работало 24 учителя из них 21 женщина. Руководил школой учитель физики Пучков Иван Никитич.

Детский дом В 1942 году в наше село был эвакуирован детский дом из Бежецка Калининской области. По дороге, во время бомбёжек , подбирали детей и тоже везли сюда . Более 200 детей. Дети были разных национальностей: украинцы, поляки, белорусы, евреи, немцы и даже один цыган Коля Цибульский. Не смотря на то, что шла война, государство как могло заботилось о детях. Они были одеты, обуты, накормлены, окружены заботой и вниманием, со стороны сотрудников детского дома, а большинство из них были из эвакуированных, но и всего населения. Ребята были трудолюбивые. Сами мыли в спальнях пол, а он был некрашеный, мыть было трудно, но они старались в доме, всегда было чисто и уютно.

Детский дом

  • В 1942 году в наше село был эвакуирован детский дом из Бежецка Калининской области. По дороге, во время бомбёжек , подбирали детей и тоже везли сюда . Более 200 детей. Дети были разных национальностей: украинцы, поляки, белорусы, евреи, немцы и даже один цыган Коля Цибульский. Не смотря на то, что шла война, государство как могло заботилось о детях. Они были одеты, обуты, накормлены, окружены заботой и вниманием, со стороны сотрудников детского дома, а большинство из них были из эвакуированных, но и всего населения. Ребята были трудолюбивые. Сами мыли в спальнях пол, а он был некрашеный, мыть было трудно, но они старались в доме, всегда было чисто и уютно.
Каждый учебный год прибывало много новых учеников, в детский дом привозили эвакуированных детей. В среднем за год выпускалось 100-120 человек. Учащихся в школе было более 300 человек. Дети учились в две смены. 1- 4 классы учились в доме попа, 5 класс в доме Обоскалова Афанасия Ивановича, 6 и 7 классы в доме, где жил Сенцов Сергей Иванович.
  • Каждый учебный год прибывало много новых учеников, в детский дом привозили эвакуированных детей. В среднем за год выпускалось 100-120 человек. Учащихся в школе было более 300 человек. Дети учились в две смены. 1- 4 классы учились в доме попа, 5 класс в доме Обоскалова Афанасия Ивановича, 6 и 7 классы в доме, где жил Сенцов Сергей Иванович.
Почти все ученики учились хорошо. Сильные ученики помогали слабым. Готовились к урокам добросовестно, помогали учить неграмотных.
  • Почти все ученики учились хорошо. Сильные ученики помогали слабым. Готовились к урокам добросовестно, помогали учить неграмотных.
Трудовое воспитание в детском доме было на высоком уровне. Садили зерновые, на 9 га.- картофель, у реки – овощи. Урожая хватало на всё зиму. Держали крупно рогатый скот и свиней. Вместе с детьми по уходу за овощами и животными работали воспитатели Обоскалова Нина Дмитриевна, Изместьева Нина Дмитриевна, Карелина Екатерина Дмитриевна, Ощепков Степан Дмитриевич, Ржаникова Мария Андреевна, мед сестра Обоскалова Анастасия Ивановна.
  • Трудовое воспитание в детском доме было на высоком уровне. Садили зерновые, на 9 га.- картофель, у реки – овощи. Урожая хватало на всё зиму. Держали крупно рогатый скот и свиней. Вместе с детьми по уходу за овощами и животными работали воспитатели Обоскалова Нина Дмитриевна, Изместьева Нина Дмитриевна, Карелина Екатерина Дмитриевна, Ощепков Степан Дмитриевич, Ржаникова Мария Андреевна, мед сестра Обоскалова Анастасия Ивановна.
Дружно помогали колхозу: пололи хлеба, косили и гребли сено, возили копны. Осенью собирали колосья, жали серпами хлеб. Утро начиналось не обычно: идут ребята в школу в одной руке сумка с книгами, в другой - ведро. Уроки кончаться – и в поле. К вечеру от 6 до 12 килограммов колосьев у каждого. Собирали золу для удобрения полей, металлолом, макулатуру. Дрова привозили четырех метровые. Разделывали их сами дети. Пилили вручную, колунами раскалывали
  • Дружно помогали колхозу: пололи хлеба, косили и гребли сено, возили копны. Осенью собирали колосья, жали серпами хлеб. Утро начиналось не обычно: идут ребята в школу в одной руке сумка с книгами, в другой - ведро. Уроки кончаться – и в поле. К вечеру от 6 до 12 килограммов колосьев у каждого. Собирали золу для удобрения полей, металлолом, макулатуру. Дрова привозили четырех метровые. Разделывали их сами дети. Пилили вручную, колунами раскалывали
 Воду для полива носили с реки за метров 300. По 100 коромысел на отряд. Умели проводить свободное время: зимой на лыжах, летом совершали походы в лес, ловили рыбу, варили на костре уху.
  • Воду для полива носили с реки за метров 300. По 100 коромысел на отряд.
  • Умели проводить свободное время: зимой на лыжах, летом совершали походы в лес, ловили рыбу, варили на костре уху.
Работали кружки, посещение которых было обязательным. Кружок Биологии посещали все. На нем шла речь о том, как ухаживать за картофелем, капустой, луком, как получить высокий урожай пшеницы, ржи, ячменя. Занятия часто вели колхозные специалисты.  Столярное дело вел дядя Яша. Занятие по кройке и шитью проводила Дроздова Прасковья Ивановна. Девочки шили рукавицы, кисеты, рубашки. Сами пряли пряжу и вязали носки, шарфы, жилеты. Все это отправлялось в посылках на фронт.
  • Работали кружки, посещение которых было обязательным. Кружок Биологии посещали все. На нем шла речь о том, как ухаживать за картофелем, капустой, луком, как получить высокий урожай пшеницы, ржи, ячменя. Занятия часто вели колхозные специалисты.
  • Столярное дело вел дядя Яша.
  • Занятие по кройке и шитью проводила Дроздова Прасковья Ивановна. Девочки шили рукавицы, кисеты, рубашки. Сами пряли пряжу и вязали носки, шарфы, жилеты. Все это отправлялось в посылках на фронт.
В летнее время все дети были на лагерном режиме. В центральной усадьбе была оборудована спортивная площадка, на которой стоял столб, а на нем укреплялся подвижно флаг. Утром на линейке флаг поднимался. А дальше вся работа шла по плану пионерского лагеря. Открытие и закрытие лагеря проводили торжественно. Звучали четкие рапорта командиров отрядов:  - Первый отряд. Пропололи 2 гектара картофеля.  - Второй отряд. Написали 6 писем на фронт. Сшили 12 пар рукавиц, связали 4 пары носок.  - Третий отряд. Помогали заготовливать дрова двум семьям фронтовиков. Нянчились с малышами в трех семьях.  - Четвертый отряд. Дежурили у больной Ржаниковой ЛИ, сшили и подарили 4 куклы детям фронтовиков.
  • В летнее время все дети были на лагерном режиме. В центральной усадьбе была оборудована спортивная площадка, на которой стоял столб, а на нем укреплялся подвижно флаг. Утром на линейке флаг поднимался. А дальше вся работа шла по плану пионерского лагеря. Открытие и закрытие лагеря проводили торжественно.
  • Звучали четкие рапорта командиров отрядов:

- Первый отряд. Пропололи 2 гектара картофеля.

- Второй отряд. Написали 6 писем на фронт. Сшили 12 пар рукавиц, связали 4 пары носок.

- Третий отряд. Помогали заготовливать дрова двум семьям фронтовиков. Нянчились с малышами в трех семьях.

- Четвертый отряд. Дежурили у больной Ржаниковой ЛИ, сшили и подарили 4 куклы детям фронтовиков.

Оформляли стенды

Оформляли стенды

Был в детском доме физрук Обоскалов Аркадий Иванович, который делал многое для физического развития детей .
  • Был в детском доме физрук Обоскалов Аркадий Иванович, который делал многое для физического развития детей .
 Большое внимание уделяли в детском доме занятиям детей художественной самодеятельностью. В августе 1944 года с фронта вернулся учитель музыки Захаров Григорий Степанович. Ребята часто выступали с концертами на полевых станах, в клубе, выезжали в другие населенные пункты.
  • Большое внимание уделяли в детском доме занятиям детей художественной самодеятельностью. В августе 1944 года с фронта вернулся учитель музыки Захаров Григорий Степанович. Ребята часто выступали с концертами на полевых станах, в клубе, выезжали в другие населенные пункты.
 В детском доме были дети, у которых отцы и братья были на фронте. С ними велась переписка, собирались посылки.
  • В детском доме были дети, у которых отцы и братья были на фронте. С ними велась переписка, собирались посылки.
 Из воспоминаний Кайгородовой Александры Михайловны  «В детском доме я начала работать с 17 лет ночной няней в 1944 году. Жили все там дружно. Сеяли хлеб, держали свое хозяйство. С малых лет дети привыкали к труду. К своим обязанностям дети относились очень хорошо. Всем было радостно и весело, в те дни, когда отмечали дни рождения. Мы работники детского дома, нужны были детям как родные люди. Им нужна была наша доброта. Наше ласковое слово. Бывало дети болели. Приходилось не спать ни днем, ни ночью, заботясь об их здоровье. Конечно, все они сейчас уже давно выросли. Многие сами уже бабушки и дедушки. Но я уверена, что они не выросли белоручками и эгоистами. Где-то они сейчас наши дорогие любимые воспитанники, как сложилась у них жизнь…»

Из воспоминаний Кайгородовой Александры Михайловны

  • «В детском доме я начала работать с 17 лет ночной няней в 1944 году. Жили все там дружно. Сеяли хлеб, держали свое хозяйство. С малых лет дети привыкали к труду. К своим обязанностям дети относились очень хорошо. Всем было радостно и весело, в те дни, когда отмечали дни рождения. Мы работники детского дома, нужны были детям как родные люди. Им нужна была наша доброта. Наше ласковое слово. Бывало дети болели. Приходилось не спать ни днем, ни ночью, заботясь об их здоровье. Конечно, все они сейчас уже давно выросли. Многие сами уже бабушки и дедушки. Но я уверена, что они не выросли белоручками и эгоистами. Где-то они сейчас наши дорогие любимые воспитанники, как сложилась у них жизнь…»

Из воспоминаний Обоскаловой Нины Дмитриевны

  • В Тимохинский детский дом я приехала в августе 1944 года.

Он располагался в здании, где в настоящее время учатся дети с 1 по 4

класс.

  • Жили дети школьного возраста с 1 по 4 кл, всего три группы. У меня были дети группы учащихся 4 класса: Кузнецов Лёня, Кузнецов Витя, Романченко Витя, Калачёв Витя, Калачёв Толя, Королёв Юра, Пьянков В, Пьянков., Титов Вася, Макарова Фая, Шейн Маша, Рязанчик Хая, Воронцова Катя и другие.
  • Бежитский детский дом прибыл в Тимохино в 1942 году. По дороге, во время бомбёжек , подбирали детей и тоже везли сюда.
  • В детском доме я должна была заменить мать тем детям, которые остались без родителей во время Великой Отечественной войны. Заменить им мать я не могла сразу, они меня признали за старшую сестру. Позднее мы стали родными: я – мать, они - дети.
  • Песни были тоже о войне, например: «Вставай, страна огромная», «Таня». А какие дети готовили концерты к праздникам! Эти концерты с удовольствием смотрели и слушали тимохинские школьники и взрослые. Только и было разговоров, что сегодня будет выступать детский дом. Я и сама с тех пор не видела больших таких концертов, какие ставили наши дети.