Просмотр содержимого документа
«Презентация "Словообразование наречий"»
Словообразование наречий
Цель урока:
- дать представление об основных способах образования наречий;
- формировать умение выполнять словообразовательный разбор наречий;
- совершенствовать умение находить наречия в тексте, анализировать их строение, правописание и функции в тексте;
- развивать аналитические навыки на основе словообразовательного разбора наречий;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Язык есть исповедь народа, в нем слышится его природа, его душа и быт родной…
Проделки наречий
Наречия легко образуются из других слов. И это неслучайно.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи.
Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.
Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше : предлог превратить в приставку, окончание – в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получилось наречие вверху, вверх, наверх, кверху , сверху и даже верхом – очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.
Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса – о - . Получается?
Вот прилагательное новый. С суффиксом –о- наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, наново , снова, вновь . Совсем по-новому ведет себя слово!
Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем , из скакать – вскачь и на скаку , из догонять – вдогонку , из обнимать – в обнимку .
Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать – слитно или раздельно, а то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по-особому – через черточку. Вот и приходится всё время быть настороже , чтобы не ошибиться.
Орфографическая пятиминутка
- Надо быть ясным умстве…о, чистым нравстве…о, опрятным физически. Вперед! Мы идем (не)удержимо к яркой звезде, которая г…рит там вд…ли! Вперед! (Не)отст…вайте, друзья!
А.П. Чехов
Словообразование наречий
- 2. Приставочно-суффиксальный
- Запомните! Наречие - неизменяемая часть речи, и она не имеет окончания.
Суффиксальный способ
- Образуются наречия при помощи суффиксов: О, Е, И, ЖДЫ, НИБУДЬ
- Скучный скучн о
- Лучший лучш е
- Творческий творческ и
- Четыре четыре жды
- Где где - нибудь
Приставочно-суффиксальный
- Образуются наречия при помощи приставок ДО, ЗА, НА, С, ИЗ, В, ВО и суффиксов А, О, У, ЕМ, ЫХ
- Сухой до сух а
- Темный за темн о
- Изнанка на изнанк у
- Верх с верх у
- Давний из давн а
- Трое в тро ем
- Первый во - перв ых
Приставочный
- Образуются наречия при помощи приставок НЕ, НИ, НА, КОЕ и другие
- Плохо не плохо
- Откуда ни откуда
- Зло на зло
- Где кое - где
Сложение
- Способов сложение несколько:
чуть – чуть
быстро – быстро
- Сложение с элементом полу- :
полу сидя, полушутя
- Сложение с присоединением суффикса :
мимо ходить мимоход ом
- Сложение с присоединением приставки и суффикса :
в полух а
крепко - на крепк о
Спишите текст, найдите наречия
- Выполняй работу лучше.
- Когда жара стала мягче, отец объяснил мне, как надо косить.
- Это было страшнее всего.
- Снежинки опускались все ниже и ниже.
- Сокол выше солнца летает.
- Тише воды, ниже травы.
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Он был сильнее духом и вел себя мужественнее.
- А жилось нам здесь вольнее, чем в деревне.