Современное состояние инклюзивного образования в России
Выполнила:
Прилуцкая Н.П.
Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Д. Митчелл, новозеландский профессор и научный консультант по вопросам инклюзивного образования Института технологии Вайкато, отмечает, что интегративное образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем людям, создавая специальные условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ дано определение инклюзивному образованию: «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Согласно статье 11: «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования». « Образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».
Впервые в отечественной истории законодатель предусматривает введение специальных федеральных государственных образовательных стандартов образования (СФГОС) для детей с ОВЗ.
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
1.Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях.
2.Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
3.Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений.
В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции , т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.
Вместе с тем, в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми.
Реализация в России инклюзивного образования ставит вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования .
Д.А. Медведев, будучи президентом России, подчеркнул, что «необходимо создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества»
Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа».
Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск и др.) эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться.
Система инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья начинается развитие наряду с традиционной системой специального (дефектологического) образования. В связи с этим возникают проблемы и риски развития двух образовательных моделей.
Под влиянием инклюзивных процессов происходит редуцирование специального образования, когда сворачивается и утрачивается традиционная система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, где были определены типы, содержание, кадровый и методический потенциал.
В настоящее время сокращается и количество ставок специалистов, работающих с детьми с различными нарушениями, и количество самих специальных (коррекционных) учреждений. Дети с ограниченными возможностями здоровья постепенно включаются в общеобразовательные учреждения, которые часто не подготовлены к возможностям обучения таких детей.
Отдельные образовательные учреждения в крупных городах России имеют такую возможность.
Каждое образовательное учреждение, принимающее детей с ОВЗ, претерпевает значительные сложности, связанные с возможностями организации их обучения:
- количество детей с ОВЗ должно быть соответствующим возможностям учреждения, их не должно быть много в структуре одного класса;
- в учреждение должны вводиться ставки врача и тьютора для оказания лечения и сопровождения детей с ОВЗ;
- весь педагогический персонал должен пройти специальное обучение, связанное с повышением профессиональной компетенции педагогов;
- учреждение должно быть оборудовано подъездными пандусами и лифтами, специальными рабочими местами для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата и т.п.
Это необходимо учитывать при введении этой системы образования.
В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.
Кроме того, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования.
Необходимо сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных учреждений. Помимо того, что для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении, такие учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.
Важной задачей является создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы "Доступная среда" на 2011- 2015 годы.
В понятие «Доступная среда» необходимо включает в себя не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов,
• изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки,
• предоставление ученикам возможности обучаться по индивидуальным учебным планам,
• и, соответственно, изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам.
Анализ состояния высшего профессионального образования инвалидов в Российской Федерации, показывает, что возникла необходимость глубоких изменений в его организации и содержании, вызванная как рядом устойчивых тенденций в социальной политике, так и становлением новой целостно-смысловой характеристики профессионального образования.
В России только ограниченное количество высших учебных заведений ориентированно на обучение лиц с инвалидностью. В основном это лица с сенсорными нарушениями, с двигательными нарушениями
Большой проблемой по-прежнему является трудоустройство лиц с инвалидностью.
По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 10 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15 % из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, не превышающую 60 %.
Для успешного осуществления инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями нужны изменения самой системы образования, исходя из принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни.
Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы.