СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Современное состояние инклюзивного образования в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о современном состоянии инклюзивного образования в России

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Современное состояние инклюзивного образования в России"»

Современное состояние инклюзивного образования в России Выполнила: Прилуцкая Н.П.

Современное состояние инклюзивного образования в России

Выполнила:

Прилуцкая Н.П.

 Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.   На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 Д. Митчелл, новозеландский профессор и научный консультант по вопросам инклюзивного образования Института технологии Вайкато, отмечает, что интегративное образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.  В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем людям, создавая специальные условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности.

Д. Митчелл, новозеландский профессор и научный консультант по вопросам инклюзивного образования Института технологии Вайкато, отмечает, что интегративное образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем людям, создавая специальные условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ дано определение инклюзивному образованию: «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Согласно статье 11: «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования». « Образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».

Впервые в отечественной истории законодатель предусматривает введение специальных федеральных государственных образовательных стандартов образования (СФГОС) для детей с ОВЗ.

 В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями: 1.Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях. 2.Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях. 3.Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

1.Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях.

2.Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3.Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

 Система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений.  В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции , т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.  Вместе с тем, в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми.   Реализация в России инклюзивного образования ставит вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования .

Система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений.

В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции , т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.

Вместе с тем, в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми.

Реализация в России инклюзивного образования ставит вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования .

 Д.А. Медведев, будучи президентом России, подчеркнул, что «необходимо создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества»  Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа».

Д.А. Медведев, будучи президентом России, подчеркнул, что «необходимо создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества»

Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа».

 Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск и др.) эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться.  Система инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья начинается развитие наряду с традиционной системой специального (дефектологического) образования. В связи с этим возникают проблемы и риски развития двух образовательных моделей.

Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск и др.) эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться.

Система инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья начинается развитие наряду с традиционной системой специального (дефектологического) образования. В связи с этим возникают проблемы и риски развития двух образовательных моделей.

 Под влиянием инклюзивных процессов происходит редуцирование специального образования, когда сворачивается и утрачивается традиционная система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, где были определены типы, содержание, кадровый и методический потенциал.  В настоящее время сокращается и количество ставок специалистов, работающих с детьми с различными нарушениями, и количество самих специальных (коррекционных) учреждений. Дети с ограниченными возможностями здоровья постепенно включаются в общеобразовательные учреждения, которые часто не подготовлены к возможностям обучения таких детей.  Отдельные образовательные учреждения в крупных городах России имеют такую возможность.

Под влиянием инклюзивных процессов происходит редуцирование специального образования, когда сворачивается и утрачивается традиционная система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, где были определены типы, содержание, кадровый и методический потенциал.

В настоящее время сокращается и количество ставок специалистов, работающих с детьми с различными нарушениями, и количество самих специальных (коррекционных) учреждений. Дети с ограниченными возможностями здоровья постепенно включаются в общеобразовательные учреждения, которые часто не подготовлены к возможностям обучения таких детей.

Отдельные образовательные учреждения в крупных городах России имеют такую возможность.

 Каждое образовательное учреждение, принимающее детей с ОВЗ, претерпевает значительные сложности, связанные с возможностями организации их обучения: - количество детей с ОВЗ должно быть соответствующим возможностям учреждения, их не должно быть много в структуре одного класса; - в учреждение должны вводиться ставки врача и тьютора для оказания лечения и сопровождения детей с ОВЗ; - весь педагогический персонал должен пройти специальное обучение, связанное с повышением профессиональной компетенции педагогов; - учреждение должно быть оборудовано подъездными пандусами и лифтами, специальными рабочими местами для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата и т.п.  Это необходимо учитывать при введении этой системы образования.

Каждое образовательное учреждение, принимающее детей с ОВЗ, претерпевает значительные сложности, связанные с возможностями организации их обучения:

- количество детей с ОВЗ должно быть соответствующим возможностям учреждения, их не должно быть много в структуре одного класса;

- в учреждение должны вводиться ставки врача и тьютора для оказания лечения и сопровождения детей с ОВЗ;

- весь педагогический персонал должен пройти специальное обучение, связанное с повышением профессиональной компетенции педагогов;

- учреждение должно быть оборудовано подъездными пандусами и лифтами, специальными рабочими местами для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата и т.п.

Это необходимо учитывать при введении этой системы образования.

 В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.  Кроме того, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования.  Необходимо сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных учреждений. Помимо того, что для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении, такие учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.

Кроме того, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования.

Необходимо сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных учреждений. Помимо того, что для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении, такие учреждения на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

 Важной задачей является создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы

Важной задачей является создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов. Для ее решения Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы "Доступная среда" на 2011- 2015 годы.

В понятие «Доступная среда» необходимо включает в себя не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов,

• изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки,

• предоставление ученикам возможности обучаться по индивидуальным учебным планам,

• и, соответственно, изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам.

 Анализ состояния высшего профессионального образования инвалидов в Российской Федерации, показывает, что возникла необходимость глубоких изменений в его организации и содержании, вызванная как рядом устойчивых тенденций в социальной политике, так и становлением новой целостно-смысловой характеристики профессионального образования.  В России только ограниченное количество высших учебных заведений ориентированно на обучение лиц с инвалидностью. В основном это лица с сенсорными нарушениями, с двигательными нарушениями

Анализ состояния высшего профессионального образования инвалидов в Российской Федерации, показывает, что возникла необходимость глубоких изменений в его организации и содержании, вызванная как рядом устойчивых тенденций в социальной политике, так и становлением новой целостно-смысловой характеристики профессионального образования.

В России только ограниченное количество высших учебных заведений ориентированно на обучение лиц с инвалидностью. В основном это лица с сенсорными нарушениями, с двигательными нарушениями

 Большой проблемой по-прежнему является трудоустройство лиц с инвалидностью.   По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 10 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15 % из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, не превышающую 60 %.

Большой проблемой по-прежнему является трудоустройство лиц с инвалидностью.

По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 10 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15 % из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, не превышающую 60 %.

 Для успешного осуществления инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями нужны изменения самой системы образования, исходя из принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни.  Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы.

Для успешного осуществления инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями нужны изменения самой системы образования, исходя из принципов социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности и необычности в развитии и предоставить им равные возможности полноценного участия во всех сферах социальной жизни.

Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы.