2017 год
Современные технологии и приёмы обучения ( в презентации использованы материалы Интернета)
Презентация подготовлена учителем технологии МБОУ СОШ пгт. Уруша Амурской области Куприяновой Ольгой Васильевной
развивающее обучение;
технология дистанционного обучения и др.
проблемное обучение;
Современные
технологии
разноуровневое обучение;
система инновационной оценки «портфолио»;
коллективная система обучения (КСО);
здоровьесберегающие технологии
технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
информационно-коммуникационные технологии;
исследовательские методы в обучении;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
проектные методы обучения;
технология «дебаты»;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр
технология модульного и блочно-модульного обучения
технология развития «критического мышления»;
Лекционно - семинарско-зачетная система обучения
Методы и приемы различных технологий обучения достаточно разнообразны.
В чем же разница между методами и приемами?
В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.
Разница в том, что приём — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом.
А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.
Приём «Кластер»
Приём критического мышления
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы « Монархия » . В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.
Праздники
Приём «До-После»
Прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
- умение прогнозировать события;
- умение соотносить известные и неизвестные факты;
- умение выражать свои мысли;
- умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Пример
- Вопрос "Чем дышат насекомые?"
- "До" Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как хитиновый покров не позволяет дышать кожей.
- "После"
- Насекомые дышат ....
- Вывод.
- Я прав (не прав), так как ...
Приём "Толстый и тонкий вопрос
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
- умение формулировать вопросы;
- умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример
- По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
- Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?
- Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?
Прием «В кафе»
Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Цель: Выяснить и получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Приём «Шесть шляп»
Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Формирует:
- умение осмысливать свой опыт;
- умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
- ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример:
- Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
- Желтая шляпа – позитивные суждения.
- Черная – отражает проблемы и трудности.
- Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
- Зеленая – творческие суждения, предложения.
- Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Приём “Рюкзак”
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела.
Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример
- я научился составлять план текста
- я разобрался в такой-то теме
- я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.
Приём «Сообщи свое Я»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.
Формирует:
- умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
- сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
- умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.
Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
Пример
«Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными».
«Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».
Приём «Хочу спросить»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.
Формирует:
- умение задавать вопросы;
- умению выражать свое эмоциональное отношение к ответу.
Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»
Пример
«Хочу спросить. В каких случаях логическая формула неверно описывает заданное выражение?»
После ответа. «Я удовлетворен, так как понял, что в случае несоблюдения приоритета операций возможна ошибка».
Приёмы «Карусель», «Аквариум», «Броуновское движение», «Дерево решений», «Займи позицию» , «Свеча»
Приём актуализации субъективного опыта.
Прием Карусель - образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внешнее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее -ученики , которые каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Форма интеракции, как « Займи позицию» . Зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом или . Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих уроках используется такой прием, как Свеча . По кругу передается зажженная свеча и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.
Приём "Телеграмма"
Приём актуализации субъективного опыта.
Очень краткая запись.
Пример
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Прием «Автобусная остановка»
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.
Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек Численность: весь класс Время: 20-25 мин.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Приём “Вопрос к тексту”
Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.
Формирует:
- умение содержательно формулировать вопросы;
- умение оценивать границы своих знаний.
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.
Совет
- Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто… Пример
Тема урока «Параллельные прямые». Сформулируйте три репродуктивных и три творческих вопроса.
- Границы знаний.
- Теперь мы знаем, что параллельные прямые не пересекаются.
Однако в школе не изучают геометрию Лобачевского, который доказал, что параллельные прямые в пространстве пересекаются.
- Я, к сожалению, не знаю, пересекаются ли параллельные прямые в четырехмерном пространстве.
- А вот о поведении параллельных прямых в параллельном мире пока не знает никто.
Приём “Генераторы-критики”
Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.
Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.
Пример:
- Задача генераторов - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро.
- Задача критиков : выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.
Приём “Жокей и лошадь”
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».
Первые получают карточки с вопросами,
вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Пример
На уроке истории в 5 классе при изучении темы "Религия Древней Греции" одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами древнегреческих богов, другой - карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.
Приём «Маша-растеряша»
Универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.
Формирует:
- умение определять проблему;
- умение находить разные пути решения проблемы;
- умение осуществлять поиск ресурсов для решения проблемы.
Ученик, играющий роль Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить
(«Ой – что с тобой? – Потеряла (называет объект) – Как мне теперь выполнить (называет функцию)?») Другие дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования. Тот, кто предложил подходящий ресурс, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему).
Пример1
Ведущий (например, учитель) играет роль Маши-растеряши. Он начинает диалог.
У: Ой!
Д (1): Что с тобой?
У: Потеряла!
Д (1): Что?
У: Мел. Чем я теперь буду писать на доске.
Д (1): Можно писать кусочком кирпича.
У: Принимается. Теперь ты играешь роль Маши-растеряши.
Пример2
– Ой!
– Что с тобой?
– Потеряла!
– Что?!
– Число 5. Как я теперь 15 на 5 увеличу (уменьшу, умножу,...). Предлагается использовать вместо 5 сумму 1 и 4, 2 и 3 или разность (6–1; 9–4).
Приём “Хорошо-плохо”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Вариант 1
- Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».
Вариант 2
- Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.
Вариант 3
- Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).
Пример
Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.
- У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?
- Д: Потому что быстрее вырастут грибы.
- У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?
- Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
- У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
- Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.
Пример
Игра «суд». Класс делится на три команды: адвокаты, прокуроры, судьи.
- У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвинение.
- Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо.
- Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо.
- У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой.
- Д (судьи): сделать портфель на колесиках. и т. д.
Приём « Письменный круглый стол»
Коллективная форма работы, активизирующая письменное творчество учащихся.
Технология проведения:
- 1. Учащиеся разбиваются на «тройки».
- 2. Ученики договариваются о ролевых позициях: № 1 — вступление, изложение основной идеи;
№ 2 — развитие темы, комментарии;
№ 3 — вывод и заключение.
- 3. Лист три раза проходит по кругу, так что каждый успевает побывать в любой роли. Рекомендуется, чтобы каждый участник делал записи своим цветом (более нагляден вклад каждого участника).
- 4. Чтение получившихся текстов.
Приём «Взаимоопрос»
Один из способов работы в парах. Используется на стадии ОСМЫСЛЕНИЯ .
Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня
сложности по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Приём “Райтинг”
Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.
Формирует:
- умение объективно и регулярно оценивать свой труд.
Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Пример
- Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
А теперь я предлагаю вам познакомиться с опытом казанских коллег по данному вопросу.