Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ильинская основная общеобразовательная школа»
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
Автор проекта:
Козлова Ирина Владимировна
Учитель ОБЖ, МКОУ «Ильинская ООШ»
с. Ильинка - 1
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто Сократ.
Согласно статистике, с каждым годом количество часто болеющих детей растет, что приводит к появлению хронических заболеваний и к гиподинамии.
- Почему это стало проблемой? С каждым годом уменьшается количество здоровых детей.
- 50% имеют функциональные отклонения 35-40% хронические заболевания За период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза –патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз – нарушение осанки, в 4 раза- нервно-психических расстройств.
- Почему ее следует решать? Потому что здоровье влияет на учебный процесс.
- Когда она становится проблемой? Когда возрастает количество часто болеющих детей, что приводит к снижению успеваемости.
- Чья это проблема? Учителя физической культуры, учащиеся начальной школы родители врач, повара, ,.
- Касается ли эта проблема других? Да: администрация школы.
- Кажется ли она им проблемой? Для администрации школы это проблема, потому что растет количество неуспевающих детей из- за частых пропусков по болезни.
- Захотят ли они участвовать в ее решении? Да, так как от успеваемости зависит рейтинг школы.
- Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Прежде всего родители, врач школы, учителя физической культуры.
- Кто будет сопротивляться решению проблемы? Дети с низкой физической активностью.
- Что случится, если мы не решим проблему? Если не решать эту проблему, то количество часто болеющих детей возрастет, а как следствие появятся хронические заболевания. Гиподинамия.
Цель:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья для учащихся начальной школы, формирование ценностного отношения к здоровью
Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
Сформировать потребность в здоровом питанием
Распределение интенсивности умственной деятельности
Совершенствование организации спортивно-оздоровительной работы;
Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной
работы
Правильная организация урока
Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя зарядка, подвижные перемены и т.д.)
Мониторинг физических качеств, состояния здоровья детей
Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тем. классные часы и др.).
Использование каналов восприятия
Этапы выполнения проекта Подготовительный этап: анализ уровня заболеваемости, изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
Учителя ОБЖ и физической культуры:
Разработка системы учебной, кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.
Анализ эффективности уроков физкультуры.
Буфетчица школы:
Составление рационального режима питания в школе
Мед. сестра школы:
Медико-педагогическая экспертиза:
- анализ основных характеристик
состояния здоровья детей в школе;
- выявление учащихся специальной
медицинской группы;
-ведение строгого учета детей по
группам здоровья.
-формирование групп здоровья по показателям
-оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.
-анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.
-медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья.
Основной этап: внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных; систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ; выполнение оздоровительных мероприятий.
Учителя ОБЖ и физической культуры: Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя зарядка, подвижные перемены и т.д.)
Классные руководители
Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ).
Вовлечение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей
Организация просветительской работы с родителями (лекторий).
Администрация школы:
Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.
Педагоги дополнительного образования:
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры
Контрольно-обобщающий этап: сбор и анализ результатов выполнения программы; коррекции деятельности.
Буфетчица школы:
Контроль за качеством питания и питьевым режимом
Администрация школы:
Отчет о результатах работы школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.
Мед. сестра школы:
Мониторинг состояния здоровья детей.
Учителя ОБЖ и физической культуры:
Мониторинг физических качеств
Эмоциональные разрядки на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.
2-3 вида разрядки
Виды физкультминуток
- Упражнения для снятия общего или локального утомления
- Упражнения для кистей рук
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика для слуха
- Упражнения, корректирующие осанку
- Дыхательная гимнастика
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:
-повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
-снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
-повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;
-усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ;
-повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей;
-осознанная потребность в здоровом образе жизни;
-сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса;
-улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса;
-расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
-рост спортивных достижений обучающихся;
-повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся.
Критерии эффективности проекта:
- Для образовательного учреждения :
- количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ; доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы; численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.
- количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
- доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
- численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.
- количество пропусков учебных занятий учащимися; количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися по освобождению доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании %; доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %. доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, % количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
- количество пропусков учебных занятий учащимися;
- количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися по освобождению
- доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании %;
- доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
- доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
- количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
- доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, % доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, %;
- доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %
- доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, %;
Критерии здоровьесберегающих технологий:
- Почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения,
- Что? – отбор и структура содержания,
- Как? – оптимальная организация учебного процесса,
- С помощью чего? – методы, приемы и средства обучения,
- Кто? – реальный уровень квалификации учителя,
- Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения
ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Возможные сложности (риски) реализации
Пути их преодоления
Формальный подход ОУ к реализации здоровьесозидающей деятельности
Стимулирование деятельности ОУ в области здоровьесозидания и формирование установки на получение результатов деятельности
Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса на валеологической основе частью педагогов
Просветительская работа с педагогами. Обучение педагогов на курсах повышения квалификации. Методическая поддержка педагогов.
Недостаточность финансирования для приобретения спортивного инвентаря
Поиск дополнительных финансовых средств..
Низкая мотивация у учащихся
Просветительская работа. Проведение интересных уроков по физической культуре, соревнований, внутришкольной спартакиады для учащихся.
Формируемые компетенции Компетенции социального взаимодействия:
Лидерство (качества руководителя; готовность и способность к лидерству; интеграция, мотивация; делегирование; проведение мероприятий, презентация, целостность).
Умение работать в команде.
Способность учитывать точки зрения и интересы других.
Организационные способности.
Системно-деятельностные компетенции:
Способность к анализу и синтезу (аналитические способности; аналитическая компетенция).
Решение проблем (способность применять знания на практике.
Исследовательские навыки.
Компетенции самоорганизации и самоуправления:
Уверенность в себе.
Способность к рефлексии.
Способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность).
Самостоятельная работа (самостоятельность).
Способность брать на себя ответственность.
Способность работать концентрированно и дисциплинированно.
Способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально или в команде.
Инициативность.
- Уверенность в себе. Способность к рефлексии. Способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность). Самостоятельная работа (самостоятельность). Способность брать на себя ответственность. Способность работать концентрированно и дисциплинированно. Способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально или в команде. Инициативность.
Ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции:
Способность переносить полученные знания в социальную реальность.
Духовная организация человека.
Компетенции самостоятельной познавательной деятельности:
Владение методами познания (освоение методов научно-исследовательской работы, знание научных методов).
Способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и устранять (решать) их.
Способность перерабатывать растущую массу информации и владение информационными технологиями; навыки управления информацией; умение находить и анализировать информацию из различных источников).
Навыки работы с компьютером.
Способность учиться.