Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок»
Профессиональный стандарт педагога:
новые реалии
ПОДГОТОВИЛА: старший воспитатель, Сергунина Е.А.
Тамбовский район, 2016
«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель…Но педагоги могут совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Педагоги могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества» (Н.Рерих)
« В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский)
- Готовность к переменам
- Мобильность
- Способность к нестандартным трудовым действиям
- Ответственность и самостоятельность в принятии решений
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться
Профессиональный стандарт педагога – это:
- пакет документов, которые включают список личностных и квалификационных требований к педагогу;
- рамочный документ , который может быть дополнен на региональном уровне и уровне конкретного учреждения;
- предусматривает наличие у педагога несколько десятков компетенций;
- документ, структура которого включает 3 части (обучение, воспитание, развитие).
Профессиональный стандарт ПЕДАГОГ
(пед.деятельность в дошк-ном, нач-ном, общем, осн. общем, средн. общ. образовании)
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Пед. деятельность по проектированию и реализации образоват. процесса в образовательных организациях
3.2. Пед. деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
Трудовые функции
Общепедагогич. Функция. Обучение
Развивающая деятельность
Воспиитат.
деятельность
Педагогическая деятельность по реализации программ дошк, , нач., основного и среднего образования
Трудовые действия. Необходимые умения, знания. Другие характеристики
Содержание Профессионального стандарта педагога (часть 1 – ОБУЧЕНИЕ)
- Демонстрировать знание программы обучения; уметь планировать и проводить работу с детьми; владеть формами и методами обучения; уметь объективно оценивать знания детей, используя разные формы и методы контроля…
- Использовать и апробировать специальные подходы к обучению, чтобы включить в образовательный процесс всех обучающихся (со специальными потребностями в образовании; одаренных детей; детей, для которых русский язык не является родным; детей с ОВЗ и т.д.)
- Владеть ИКТ-компетентностями , необходимыми и достаточными для реализации программы обучения (…)
ИКТ-компетентности
Профессиональная ИКТ-компетентность – это квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач.
ИКТ-компетентность включает:
- общепедагогический компонент;
- предметно-педагогический компонент;
- предметный компонент.
Содержание Профессионального стандарта педагога (часть 2 – ВОСПИТАНИЕ)
- Владеть формами и методами воспитательной работы
- Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, их половозрастных и индивидуальных особенностей ( формирование толерантности; принятие детей, признание их достоинства )
- Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих), привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка
- Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач
- Знать основные закономерности возрастного развития, стадии развития и социализации личности……. и возможные девиации
Содержание Профессионального стандарта педагога (часть 3 – РАЗВИТИЕ)
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психо-физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи ( и умение её оказать ) любому ребенку;
2. Формирование психологической готовности к школьному обучению
3. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (в том числе - умение читать документацию специалистов , составлять и реализовывать совместно с другими специалистами программу индивидуального развития);
4. Умение отслеживать динамику развития ребенка ( мониторинг );
5. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду ( оценка параметров среды )
6. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными ), необходимыми для работы с различными категориями детей: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения и т.д.)
«Красные нити» Стандарта
- работа с детьми «особых категорий» (в том числе инклюзивное образование);
- работа с одаренными детьми;
- обладание ИКТ-компетентностью.
«Красные нити» аттестации
- Применение информационно-коммуникационных (в том числе сетевых и дистанционных) технологий, использование цифровых образовательных ресурсов;
- Организация педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного (одаренные дети, дети с ОВЗ);
- Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников;
- Инновационная деятельность в профессиональной области (региональный уровень);
- Экспертная деятельность педагога;
- Систематичность повышения квалификации в централизованных/нецентрализованных формах (в том числе второе высшее образование, аспирантура, докторантура)