СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Тактическая подготовка футболистов"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по программе "Футбол" для группы 12-13-летних подростков.

 

Просмотр содержимого документа
«Защита презентации»

Защита презентации

1 cлайд

Актуальность моей программы в том, что футбол в настоящее время – не только один из ведущих видов спорта в мире, но и значительное социальное явление. К нему постоянно приковано внимание многих жителей нашей планеты.

2 слайд

  Также ее актуальность состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей учащихся в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников. Программа направлена на привитие учащимся умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить футболистов высокой квалификации.

Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья. Данная программа разработана для реализации в спортивной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий.

Целью изучения футбола является воспитание у учащихся потребности в занятиях футболом на протяжении всей жизни.

3 слайд

Обучение и тренировка юных футболистов составляют единый педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, высокого уровня технико-тактической и психологической подготовленности, заметных спортивных результатов. Обучение и тренировка условно делятся на три этапа: первый – начальной подготовки, второй – учебно-тренировочный этап, третий – спортивного совершенствования, также вводится спортивно-оздоровительный этап. В условиях спортивной школы мы осуществляем первый и второй этапы.

Сейчас я работаю с группой 12-13 летних подростков – это учебно-тренировочная группа 2-го года обучения.



4 слайд

Успех учебно-тренировочной работы с занимающимися ребятами, зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Это положение в еще большей степени относится к подростковому возрасту, который В.Н. Мельников считает переломным. Подростковый возраст  связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности подростка и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в форме взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности, тренера.

Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики, изменением условий жизни и деятельности.

         Итак, чтобы найти правильные приемы и средства обучения и воспитания подростков,  надо хорошо знать своеобразие подросткового возраста, особенности физического и психологического развития.   Подростковый период - это период бурного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

         У подростков отмечаются угловатость и скованность в действиях и движениях. Это объясняется неравномерным физическим развитием: особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. И только к концу периода полового созревания координация движений становится упорядоченной. Движения
приобретают плавность и гармоничность. Этот результат совершенствования
функций центрального и периферического аппарата движений. В 11-14 летнем возрасте отмечаются высокие показатели скоростных качеств (темпа педалирования, частоты движений, высоты прыжка). К этому же возрасту достигают совершенства отдельные характеристики пространственной ориентировки, например, различение амплитуды и точности движений. Однако без специальной тренировки существенных изменений в развитии этих качеств у подростков в дальнейшем не наблюдается.
                 Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечно­сосудистой системы. Сердце в это время значительно увеличивается в объеме, оно становится сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения,   возрастному повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего
являются наблюдающиеся порой у некоторых подростков головокружения,
сердцебиение, головные боли, временная слабость, сравнительно быстрая утомляемость.
Отмеченные особенности развития сердечно-сосудистой системы, начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции (в частности, щитовидной железы) приводят обычно к некоторым скоропреходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, что иногда выражается в бурных и резких реакциях типа эффектов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Так могут действовать на подростка обилие впечатлений, сильные нервные потрясения, долгое ожидание волнующего события и т.д. Одни подростки под влиянием этого тормозятся, становятся вялыми и безучастными, сонливыми, рассеянными. Другие - раздражительными, нервозными, начинают нарушать дисциплину, совершать иногда абсолютно несвойственные им (а порой и вообще бессмысленные) поступки, что ставит в тупик учителя, воспитателя.

         Самым важным фактором физического развития в подростковом возрасте, по мнению Шабурина А.Л., является половое созревание, начало функционирования половых желез.
         В связи с особенностями физического развития следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность
характера, повышенную возбудимость, сравнительно частые, быстрые и
резкие смены настроения. Разумеется, все эти черты не являются неизбежными   спутниками   подросткового   возраста.   В   хорошо организованных коллективах с твердыми требованиями руководителей и воспитателей картина поведения подростков иная. Но бодрость, жизнерадостность, оптимизм в сочетании с активностью делают подростков очень подвижными, шутливыми, импульсивными.

Между приведенными выше физиологическими и психическими изменениями В.М. Волков приводит примеры взаимосвязи, имеющие непосредственное отношение к тренировочному процессу: временные трудности в образовании условных рефлексов; повышенная возбудимость и эмоциональность; напряжение, появление психической неуравновешенности. Выявлены особенности, присущие детям 12-13 лет, которые можно сформулировать следующим образом: детям этого возраста трудно выполнять движения быстро и точно. При установке на точное выполнение они замедляют темп движений, при установке на быстроту - выполняют их не точно; у детей наблюдается стремление как можно быстрее овладеть многими сложными двигательными навыками. При этом часто закрепляется неправильное выполнение движения. Эффективность тренировочного процесса зависит от своевременности применения   различных   средств  
тренировочного воздействия и                                                                                                                  целесообразной дозировки. Своевременность в свою очередь, определяется вступлением замедленного или ускоренного развития физических качеств.


5 слайд


Характерной особенностью отечественного футбола в последние годы является отсутствие сколь-нибудь значимых спортивных достижений национальной сборной и клубных команд на международной арене. Негативной стороной этой закономерности следует признать и невыразительные выступления молодежной и юношеских сборных команд нашей страны.

Одной из причин такого положения специалисты считают отсутствие ярких, хорошо технически и тактически подготовленных молодых игроков, что косвенно отражает уровень подготовки спортивного резерва в современном российском футболе. Отмечаемое в последние 10-15 лет отставание отечественных футболистов в спортивном мастерстве от ведущих зарубежных продолжает оставаться устойчивой тенденцией, в связи, с чем подчеркивается возрастающая важность тактической подготовки. Вот поэтому я и выбрал данный раздел моей программы.

6 слайд

Под тактической подготовленностью в теории и практике спортивной тренировки понимается умение спортсмена грамотно построить ход соревновательной борьбы, учитывая при этом специфику вида спорта и свои индивидуальные особенности, возможности соперников и создавшиеся внешние условия. Тактическая подготовка включает в себя тактику нападения и тактику защиты, которые бывают индивидуальными, групповыми и коллективными.



7 слайд

Среди основных направлений тактического совершенствования принято выделять:

1) изучение сущности основных теоретико-методических положений спортивной тактики;

2) овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;

3) совершенствование тактического мышления;

4) изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности;

5) практическая реализация тактической подготовленности.

8 слайд

При этом в современной теории спортивных игр в качестве важнейшей задачи выделяют формирование у спортсменов когнитивной модели. Практическая реализация оптимального варианта тактической подготовленности во многом зависит от эффективности всей системы подготовки, развития физических качеств, совершенствования технической, тактической и психологической подготовленности. Цель тактической подготовки - это развитие умения спортсмена грамотно построить ход соревновательной борьбы, учитывая при этом специфику вида спорта и свои индивидуальные особенности, возможности соперников и создавшиеся внешние условия.

Задачи: 1) изучение сущности основных теоретико-методических положений спортивной тактики;

2) овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;

3) совершенствование тактического мышления;

4) изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности;

5) практическая реализация тактической подготовленности.

В каждой фазе игры возможен выбор различных тактических вариантов. Уметь оценить обстановку, выбрать лучший тактический вариант вот что главное в тактике отдельного игрока. Взаимодействие двух игроков это уже следующая, более высокая ступень владения тактикой. Игрок, начинающий комбинацию и привлекающий к ее выполнению своего партнера, должен дать ему понять, что именно он намерен делать и что следует делать другому игроку, вовлекаемому в комбинацию. Тактика двух игроков, связанных одним тактическим замыслом, зародившимся у начинающего комбинацию, сложное действие. Если же в тактическую комбинацию вовлекаются трое и больше игроков, то это еще более сложная ступень тактики футбола.
Численное преимущество, полученное в результате маневрирования, "открывания", "отрывания" от противника, "закрывания" противников как в нападении, так и в защите один из важнейших принципов тактики. Большое значение имеет тактическая связь линий как в защите, так и в нападении. Тактическое взаимопонимание внутри одной линии, не связанной с другими, не может быть полноценным для команды. На тактическое взаимопонимание и связь между всеми линиями, а главное между полузащитой и нападением в атаке и между защитными линиями и вратарем в обороне, должно быть обращено особое внимание. Тактическая тренировка строится с учетом технических качеств игроков и на выработке тактических навыков.

Действия современного футболиста в игре должны быть надежны, быстры и целесообразны. Поэтому технико-тактическая подготовка должна быть представлена как логическая цепочка многолетнего процесса, который содержит свои конкретные цели, задачи на каждом этапе подготовки. 

9 слайд – 10 слайд

Таким образом, можно выделить факторы, способствующие усовершенствованию технико-тактической тактики у игроков:

1) соответствие содержания заданий уровню подготовленности занимающихся;

2) соответствие учебно-тренировочных средств задачам занятия;

3) преемственность и согласованность между частями занятия;

4) закрепление изучаемого материала в игровых упражнениях;

5) применение разнообразных игровых упражнений для обучения тактике;

6) использование переменного метода на занятиях (рваный ритм).



11 слайд

Методы работы:
1. Метод многократных повторений как основа обучения технике без широкого использования разнообразных обучающих игровых упражнений неэффективен. Нельзя отделять технику от тактики игры.

2. Проблема формирования технико-тактического мастерства должна решаться путем максимально широкого применения ситуационного метода. Лучше сформулировать его как синтезированный дворовый футбол, при наличии организационно-методических норм современного УТП.

3. Игровые упражнения для закрепления полученных навыков должны иметь специфичную направленность, предоставляя игроку реализовывать двигательные задачи именно посредством тех технических приемов, которые изучались на занятии. Для этого надо создавать условия в упражнениях, которые ставят футболиста перед выбором определенных ТТД. Многократное повторение технических приемов именно в игровой ситуации – залог эффективного и быстрого обучения.

4. «Положительный перенос» – этот термин знаком каждому тренеру. Грамотное проведение подготовительной части занятия – это значительная экономия тренировочного времени в основной части. Главное условие – применение «родственных» движений или групповых действий, имеющих схожую биомеханическую или тактическую структуру. Чрезвычайно важно во всех частях конкретного занятия основное внимание уделить чему-то одному – тому, что будет идти «красной» нитью через все занятие. Это достигается за счет преемственности между частями занятия.

12 слайд

Индивидуальная тактическая тренировка в футболе
В индивидуальной тактической тренировке игрока главная цель развитие уже имеющихся тактических качеств игрока, выработка у него новых тактических приемов, основанных на индивидуальных особенностях, и устранение неправильных тактических навыков.
В индивидуальной тактической тренировке имеет большое значение выработка умения выбирать место или, как принято говорить, "планироваться".
Тренируются в "плассировке" следующим образом: на поле на ограниченном участке площадью приблизительно 10 Х 10 м расставляют без всякой системы 6 - 7 стоек. Обучающийся движется с мячом вокруг этой группы стоек, имея против себя на другой стороне игрока. Уловив удобный момент, тренер посылает мяч по земле так, чтобы он прошел между несколькими стойками. Обучающийся, находясь все время в движении, старается угадать путь, по которому может пройти мяч, "плассируется" и принимает его. Постепенно количество стоек и густота расстановки их увеличиваются, благодаря чему появляется больше возможных коридоров, в которые может быть послан мяч.
В индивидуальной тренировке вратаря, в целях выработки умения ловить момент для выбегания на противника, применяют следующий способ. Игроку вменяется в обязанность двигаться с мячом по направлению к воротам; вратарь должен, выбрать момент, чтобы, выбегая, отобрать мяч. Это тренировочное упражнение проводят после серьезной подготовки вратаря и при соблюдении нападающим максимальной осторожности.
В каждой такой тренировке проводят по 20 - 30 ''выбеганий". Вначале нападающий должен немного уступать вратарю.
Такой способ  очень быстро дает положительные результаты.
Индивидуальной тактической тренировке должен предшествовать тщательный выбор способов, обеспечивающих исправление недостатков и привитие игрокам необходимых качеств.

13 слайд

Групповая тактическая тренировка

посредством различных заданий и упражнений
Хорошо подобранные, представляющие интерес для занимающихся, упражнения всегда проходят успешно. Ниже приведены  примерные задания и игровые упражнения для групповой тренировки.

1.  Ведение   мяча    передачами    вдвоем   со сменой мест. При этом упражнении нужно очень быстро перемещаться без мяча. Кроме того, мяч посылают на ход.   Проводится  это  упражнение  на  дистанцию  50 60 м.

2.  Ведение мяча передачами втроем. Здесь игроки,   бегущие   без  мяча, также должны передвигаться максимально быстро. Упражнение проводят на дистанцию 60 80 м.

3.  Ведение мяча передачами  втроем   со   сменой мест. Получивший мяч немного задерживается для обработки мяча, предоставляя время партнерам переместиться.

4.  Ведение мяча передачами втроем с переменой мест. Мяч идет зигзагообразно. Дистанция 80-100 м.

5.  Мяч в   кругу с одним водящим. 6 8 играющих образуют круг радиусом 7 10 м. В центре круга один водящий. Игроки, стоящие по кругу, заранее условленным способом (например, только левой ногой или только правой) передают мяч друг другу. Водящий пытается отобрать мяч или хотя бы дотронуться до него.

Дотронувшись до мяча, водящий меняется местом с тем, кто неудачно сделал передачу.

6. Мяч в кругу с двумя водящими. Та же игра, но в кругу двое водящих, действующих с определенным тактическим замыслом.

7. Водящий в квадрате. По углам очерченного квадрата размером 10x10 м (или 15х 15м) располагаются 4 игрока. В середине квадрата водящий. Игроки передают по любому направлению друг другу мяч только в пределах квадрата. Потерявший мяч меняется местом с тем из водящих, кто дольше водит.

В этой игре также возможны усложнения путем уменьшения квадрата, ограничения способов передачи и т. д. Иногда можно разрешать обводить одного водящего.

8. Трое против двух в квадрате. На ограниченном участке поля (или в зале) двое водящих отбирают мяч у троих игроков, которые передают его друг другу определенным способом. Разрешается перемещаться в пределах квадрата (прямоугольника) в любом направлении. Потерявший мяч меняется местами с водящим.

В этом, весьма полезном для тренировки техники и тактики игроков, упражнении возможны всякие усложнения путем уменьшения или увеличения квадрата, ограничения способа передачи, вводных заданий и т. п.

Иногда можно разрешать обводить одного водящего. Описанное игровое упражнение наиболее часто применяется в командах мастеров и дает хорошие результаты.

9. "Пять на пять" ("партия на партию"). На одной половине поля играют две партии, по пяти человек в каждой.

Каждая партия имеет свои ворота, обозначенные стойками, поставленными на боковых линиях. Ширина ворот условная, лучше всего 1 1,5м. Игра ведется со счетом забитых мячей. Обводка противника запрещается. Всю игру строят на "открывании" и "закрывании", на правильных перемещениях и точных передачах. Игру проводят по всем правилам футбола, которые могут быть применены в этом упражнении.

14 слайд

ТАКТИКА ИГРЫ В ЗАЩИТЕ
Каждый игрок должен обладать всеми основными способами индивидуальной защиты: зонной, персональной и комбинированной.

Зонный способ защиты был типичным в классической системе. В современном футболе в чистом виде применяется редко. Чаще его применяют в сочетании с комбинированным и индивидуальным способами. Он выгоден тем, что здесь нагрузка на игрока невелика. Невыгодным фактором этого способа защиты является то, что защитники пассивные. Они приспосабливают игру в обороне к игре соперника в атаке.

В зонном способе защиты каждый из игроков имеет свое определенное пространство, в котором выполняет защитные функции. Пространства отдельных игроков сталкиваются между собой и часто даже перекрывают друг друга. Понятно, что они определены только приблизительно, так как в отдельных случаях ситуация требует вмешательства игрока без оглядки на его определенную зону действий.

Защитники вынуждены следить прежде всего за движением мяча и только потом с соперником. Каждый из защитников пытается овладеть мячом или хотя бы прервать передачу, отобрать мяч у соперника.

Такой способ защиты не оставляет сопернику свободы движения и предоставляет возможности выбирать место так, как это с точки зрения атаки является наиболее необходимым и выгодным. Такими действиями нападающим уже предоставляется преимущество в единоборствах с защитниками, в определении развития игровой ситуации. В этом заключается слабость зонной защиты.

Зонная защита является пассивной и потому не дает возможности готовить атакующие действия. Об их развитии защитники могут думать только после того, как они смогли овладеть мячом. Это является еще одним недостатком зонной защиты в современном футболе.

15 слайд

Персональную защиту начали применять с появлением системы трех защитников. В начале каждый игрок защиты прикрывал одного из нападающих соперника, который иногда продвигался вперед.

Такая, так называемая, плотная защита по всему полю была эффективна, но требовала от защитников больших затрат энергии и высокого уровня физической подготовки. Последовательное соблюдение этого принципа приводило к неблагоприятным результатам что стало причиной резкого снижения уровня игры. Поэтому постепенно произошел переход к гибкой персональной опеке конкретного игрока соперника, но не плотно. Плотная персональная  опека чередовалась со свободной, в зависимости от того, насколько этого требовала ситуация. Такая опека соперника была для защитников менее требовательной и потому способствовала повышению уровня игры. Свободная персональная защита дает возможность нападающим свободно применять технику и игра снова стала интересной.

Правильное применение персональной защиты (плотно или свободно) в той форме, в которой ее часто применяют в современной игре, возлагает значительные требования к физической и технической подготовке игроков, их остроумие, правильное отгадывание ситуации и целесообразности действий при выборе правильного решения. В последнее время в игре защитников постоянно делается упор на технику, а также на жесткость и даже грубость.

Персональная защита является опасной. Лучшие команды мира часто пользуются ею. Вероятно, этот способ защиты будет иметь в будущем широкое применение, что в дальнейшем будет требовать повышения качества игры футболистов.

Современная персональная защита не выгодна, поскольку нападающие могут преодолеть защитников на высокой скорости и кроме того они еще способны хитро и неожиданно менять места.

16 слайд

Комбинированный способ защиты - это сочетание двух предыдущих способов. Каждому игроку отводится определенное пространство (как при зонном принципе защиты), где он лично закрывает одного из соперников, который в это пространство попадет. Защитники в своем пространстве закрывают соперника плотно или свободно, а если тот перейдет в соседнее пространство, то передают его опекать своему партнеру (соседу). Чтобы защита действовала без ошибок, взаимодействие между игроками должно быть высоким. Неточное определение границы пространства может привести к недоразумениям, чем могут воспользоваться нападающие соперника. Поэтому каждый защитник может расширить свое пространство (зону), если это необходимо. Такое распределение пространств между защитниками значительно улучшает действие комбинированной защиты.

Комбинированный способ защиты сегодня используют очень часто. Он выгоден умеренно высокой экономичностью, поскольку сочетает положительные стороны персональной пространственной (зонной) обороны. Определяющим признаком способностей игроков есть синтез обоих способов защиты. Комбинированная защита требует от игроков более высокого уровня технической, физической и тактической подготовки, интеллигентности, утонченности, ощущение выбора целесообразного решения, большую приспособленность и способность к импровизации.

В современной игре в квалифицированных командах существуют три способа защиты в различных взаимосвязях. У некоторых команд эти способы являются основными, но во время игры возможны и дополнительные элементы других вариантов. Поэтому квалифицированная команда способна чередовать и взаимно комбинировать разные способы защиты. Правильный способ защиты избирается на основе знания манеры игры соперника, а защита приспосабливается к их действиям уже на протяжении матча.

Переход с одного способа защиты на другой или на комбинацию нескольких способов защиты требует от игроков владение некоторыми элементами коллективной игры. Основой коллективной защиты является непрестанная концентрация, взаимное обеспечение, необходимое не только при переходе от атаки к обороне. Если сопернику удалось обойти защитника и таким образом освободиться из-под его опеки, тo партнер, который находится ближе, пытается закрыть нападающего плотно. Защитник, которого обошел нападающий, должен немедленно занять место партнера, который прикрывает нападающего.

Передача и взятие атакующих игроков применяется при комбинированном способе защиты. Когда нападающий переходит из зоны одного защитника в зону другого, первый защитник должен преследовать нападающего лично, пока его не возьмет под свою опеку другой защитник.

Все способы персональной защиты можно осуществлять как в личной (персональной), так и в комбинированной форме в рамках коллективной защиты всей команды. Коллективный способ защиты в современной игре применяется в различных вариантах, в целом создают две группы. Это плотная и укрепленная защиту.

Плотная защита осуществляется 4-6 игроками, которые располагаются в зоне перед собственными воротами на малых расстояниях друг от друга (рис. 2).

Таким образом пространство перед воротами прикрыто плотно, но углы поля не прикрыты вообще. Плотную защиту преодолеть очень трудно, потому что малые расстояния между защитниками не дают возможности проникать к воротам.

Основой укрепленной защиты является то, что до основных игроков защиты привлекается еще один или два игрока середины поля, за счет чего создается численное превосходство защитников над нападающими соперника. Укрепление защиты ослабляет линию нападения, что приводит к нарушению равновесия между защитой и нападением.

Защиту можно укреплять разными способами. Одним из способов является оттяжки одного из защитников назад для выполнения функции "чистильщика" (рис. 3).

Этому игроку определяют пространство между защитой и собственными воротами, где он передвигается так, чтобы удвоить защиту в направлениях атаки соперника. Такая защита действует уверенно и преодолеть его трудно.

Другой способ укрепления защиты состоит в том, что один из нападавших или игрок середины поля отходит назад и занимает позицию между другими игроками середины поля и благодаря этому создается защитный вал, функции этого игрока могут быть разными. Он может играть как выдвинутый вперед центральный защитник с задачей разрушать атаки соперника уже в средней зоне поля, либо заполняет пустоты между игроками середины поля и вместе с ними создает выдвинутый вперед защитный вал. В отдельных исключительных случаях этот игрок может выполнять специальные задания, т.е. прикрывать ведущего нападающего соперника.

Способов укрепления защиты существует много, но их выгодно применять только тогда, когда необходимо достичь наилучшего результата в игре с сильным соперником.

17 слайд – 19 слайд

ТАКТИКА ИГРЫ В НАПАДЕНИИ
Конечно же очень важна игра в атаке. Одни команды осаждают ворота противника по ходу всего матча, другие долго обороняются, а затем проводят резкую контр-атаку и забивают гол. Или не забивают гол и получают нагоняй от тренера. Как видно контр-атаки всегда проходят очень стремительно. Начинаются очень часто после угловых, или после ошибок противника. Но, чтобы провести контр-атаку, нужна хорошая сыгранность игроков, все пасы должны быть точными, а нападающий не должен промахнуться (нападающий вообще не должен промахиваться). Кстати, в этом видео последнюю контр-атаку можно назвать образцовой.

Тактика фланговых атак. Для того, чтобы атаковать через фланги, надо иметь хороших, скоростных полузащитников – вингеров (от англ. wing, крыло).Обычно вингер проходит по флангу за счет своей скорости и дриблинга, а затем делает передачу в штрафную, где нападающие вносят мяч в ворота.

Тактика дальних передач. Если у вас в команде завалялся Бэкхем, то вам просто необходимо использовать данную атакующую схему. В принципе, такие передачи умеют выполнять многие игроки. Чаще всего это полузащитники с хорошим видением поля. Проблема только в том, что нападающие должны избегать попадания в оффсайд.

(20-22 слайды – план тренировки)











































23-24 слайды

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.                 Андреев С.М., Кыянченков В.Г. Организация подготовки спортивных резервов в футбольных клубах ГДР: Метод, рекоменд. - М., 1986. - 42 с.

2.                 Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14-летних футболистов в период полового созревания: Автореф. дис. + канд. пед. наук. - М., 2002. - 22 с.

3.                 Бабуджан С.Т. Исследование путей совершенствования точности ударных действий футболистов в специальных заданиях: Автореф. дис. + канд. пед. наук. - М., 1978. - 23 с.

4.                 Гаджиее Г.М. Структура соревновательной деятельности, как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1984. - 24 с.

5.                 Годик М.А., Черепанов П.П., Галеев Р.З. Комплексная оценка атакующих действий как метод контроля соревновательной и тренировочной деятельности в футболе: Методические рекомендации. - М., 1984. - 44 с.

6.                 Голомазов С, Шинкаренко И. Футбол: Тренировка специальной работоспособности футболистов. - М., 1994. - 87 с.

7.                 Голомазов С, Чирва Б. Футбол. Аналитические закономерности взятия ворот. Научно-методическое издание. Выпуск 14. - М.: РГАФК, 2000. - 31 с.

8.                 Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. Техника игры. - М.: "СпортакАдемПресс", 2002. - 472 с.

9.                 Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - Минск: Вышейшая школа, 1980. - 255 с.

10.             Зарубежный спорт. Футбол. Тематическая подборка. - Выпуск 3. - М.: ЦООНТИ. - ФиС, 1989. - С. 3-34.

11.             Качалин Т.Д. Тактика футбола. - М.: ФиС, 1984. - 245 с.

12.             Качани Л., Горский Л. Тренировка футболистов: Пер. со словацк. - И.: ФиС, 1984. - 245 с.

13.             Марушкш Ю.Ф. Сыгранность футбольной команды в связи с индивидуальными особенностями оперативного мышления футболистов: Дис. канд. пед. наук. - М., 1984. - 120 с.

14.             Моделирование тренировке в футболе / А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский. - Киев: Здоров'я, 1985. - 135 с.

15.             Нуримов Р.И. Эффективность методики совершенствования ловкости высококвалифицированных футболистов в связи с результатами ее контроля: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1980. - 24 с.

16.             Осташев П.В. Прогнозирование способностей футболиста. - М.: ФиС, 1982. - 96 с.

17.             Петухов А.В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов: Дис. + канд. пед. наук. - М., 1990. - 162 с.

18.             Подготовка футболистов / Под общ. ред. В.И. Козловского. - М.: ФиС, 1977. - 173 с.

19.             Плон Б.И. Новая школа в футбольной тренировке. - М.: Терра-Спорт, 2002. - 240 с.

20.             Полишкис М.С, Поволоцкий Ю.Я. Показатели коллективных индивидуальных технике - тактических действий как критерий оценки качества игры футболистов // Футбол 86. Ежегодник. - М.: ФиС, 1986. - С. 46-50.

21.             Попов А.В. Совершенствование технической подготовки футболистов с учетом типов ударных движений и условий игровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Киев, 1981. - 24 с.

22.             Травина А.П. Игровое взаимопонимание в спортивных командах: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1983. - 24 с.

23.             Тюленьков С.Ю., Губа В.П., Прохоров А.В. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов. Учебное пособие, 1997.- 116 с.

24.             Тюленьков С.Ю. Управление подготовкой футболистов высокой квалификации (теоретико-методические аспекты). - М.: МГИУ, 1998. - 290 с.

25.             Функциональная подготовленность футболистов и методы ее повышения. Учебно-методическое пособие. - Волгоград: ВГАФК, 1999. - 100 с.

26.             Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР / Под ред. СП. Андреева и др. - М., 1986. - 262 с.

27.             Хьюс Ч. Футбол. Тактические действия команды: Пер. с англ. - М.: ФиС, 1979. - 144 с.

25 слайд

Вывод

Действия современного футболиста в игре должны быть надежны, быстры и целесообразны. Поэтому технико-тактическая подготовка должна быть представлена как логическая цепочка многолетнего процесса, который содержит свои конкретные цели, задачи на каждом этапе подготовки. 






Просмотр содержимого презентации
«Иванов А.И.»

МБОУ Черномужская ОШ Шарангского района Нижегородской области  тактическая подготовка  в футболе Выполнил: учитель физической культуры Иванов Александр Изосимович

МБОУ Черномужская ОШ Шарангского района Нижегородской области

тактическая подготовка

в футболе

Выполнил: учитель физической культуры Иванов Александр Изосимович

Актуальность  –  возросла популярность вида спорта футбол в нашей стране. Направленность дополнительной образовательной программы - спортивно – оздоровительная. Основная задача – пропаганда и популяризация физической культуры и спорта. Цель программы – создание условий для формирования у учащихся потребности в занятиях футболом на протяжении всей жизни.

Актуальность возросла популярность вида спорта футбол в нашей стране.

Направленность дополнительной образовательной программы - спортивно – оздоровительная.

Основная задача – пропаганда и популяризация физической культуры и спорта.

Цель программы – создание условий для формирования у учащихся потребности в занятиях футболом на протяжении всей жизни.

Тематический учебный план  2-й год Теоретическая подготовка – 3 часа Общая физическая подготовка – 26 часов Специальная физическая подготовка – 14 часов Техническая подготовка – 34 часа Тактическая подготовка – 22 часа Учебные и тренировочные игры – 15 часов Восстановительные мероприятия – 2 часа Контрольные испытания – 4 часа Участие в соревнованиях – 4 часа Инструкторская и судейская практика – 3 часа  120 часов

Тематический учебный план 2-й год

Теоретическая подготовка – 3 часа

Общая физическая подготовка – 26 часов

Специальная физическая подготовка – 14 часов

Техническая подготовка – 34 часа

Тактическая подготовка – 22 часа

Учебные и тренировочные игры – 15 часов

Восстановительные мероприятия – 2 часа

Контрольные испытания – 4 часа

Участие в соревнованиях – 4 часа

Инструкторская и судейская практика – 3 часа

120 часов

Возрастные особенности группы

Возрастные особенности группы

  • Бурный рост и развитие организма
  • Совершенствуется мускульный аппарат
  • Высокие показатели скоростных качеств
  • Совершенствуются характеристики пространственной ориентировки
  • Половое созревание
  • Повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость
  • Быстрые и резкие смены настроения
Тактическая подготовка Спортивная секция «Футбол» 2-й год обучения

Тактическая подготовка

Спортивная секция «Футбол»

2-й год обучения

Тактическая подготовка  Тактика нападения Тактика защиты    индивидуальная коллективная индивидуальная коллективная  групповая групповая

Тактическая подготовка

Тактика нападения Тактика защиты

индивидуальная коллективная индивидуальная коллективная

групповая групповая

Основные направления тактического совершенствования 1) изучение сущности основных теоретико-методических положений спортивной тактики; 2) овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий; 3) совершенствование тактического мышления; 4) изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности; 5) практическая реализация тактической подготовленности.

Основные направления тактического совершенствования

1) изучение сущности основных теоретико-методических положений спортивной тактики;

2) овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;

3) совершенствование тактического мышления;

4) изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности;

5) практическая реализация тактической подготовленности.

Цели и задачи: Цель: создать условия для развитие умения спортсмена грамотно построить ход соревновательной борьбы, учитывая при этом специфику вида спорта и свои индивидуальные особенности, возможности соперников и создавшиеся внешние условия. Основная задача – формирование у спортсмена конгнитивной модели. Задачи: 1) изучение сущности основных теоретико-методических положений спортивной тактики; 2) овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий; 3) совершенствование тактического мышления; 4) изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности; 5) практическая реализация тактической подготовленности.

Цели и задачи:

Цель: создать условия для развитие умения спортсмена грамотно построить ход соревновательной борьбы, учитывая при этом специфику вида спорта и свои индивидуальные особенности, возможности соперников и создавшиеся внешние условия.

Основная задача – формирование у спортсмена конгнитивной модели.

Задачи: 1) изучение сущности основных теоретико-методических положений спортивной тактики;

2) овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;

3) совершенствование тактического мышления;

4) изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности;

5) практическая реализация тактической подготовленности.

Факторы, способствующие усовершенствованию тактики у игроков:

Факторы, способствующие усовершенствованию тактики у игроков:

  • соответствие содержания заданий уровню подготовленности занимающихся;
  • соответствие учебно-тренировочных средств задачам занятия;
  • преемственность и согласованность между частями занятия;
  • закрепление изучаемого материала в игровых упражнениях;
  • применение разнообразных игровых упражнений для обучения тактике;
  • использование переменного метода на занятиях (рваный ритм).

Планируемые образовательные результаты обучающихся:

Личностные результаты обучения:

владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;

владение знаниями по основам организации и проведения занятий тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности;

способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий игровой и соревновательной деятельности;

способность активно включаться в совместные спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

умение предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;

умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

Планируемые образовательные результаты обучающихся: Предметные результаты обучения: * владение знаниями по истории и развитию футбола; * владение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий; * умение оценить обстановку, выбрать лучший тактический вариант; * умение взаимодействовать с другими игроками; * умение ребенка грамотно построить ход соревновательной борьбы; * умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тактических упражнений.

Планируемые образовательные результаты обучающихся:

Предметные результаты обучения:

* владение знаниями по истории и развитию футбола;

* владение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;

* умение оценить обстановку, выбрать лучший тактический вариант;

* умение взаимодействовать с другими игроками;

* умение ребенка грамотно построить ход соревновательной борьбы;

* умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тактических упражнений.

Планируемые образовательные результаты обучающихся: Метапредметными результатами обучения является (УУД) Регулятивные УУД: •  владение умением осуществлять поиск информации, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях; •  владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий, излагать их содержание; •  владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. •  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. •  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Планируемые образовательные результаты обучающихся:

Метапредметными результатами обучения является (УУД)

Регулятивные УУД:

владение умением осуществлять поиск информации, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях;

владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий, излагать их содержание;

владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Планируемые образовательные результаты обучающихся: Метапредметными результатами обучения является (УУД) Познавательные УУД: •  Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. •  Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; •  Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: •  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Планируемые образовательные результаты обучающихся:

Метапредметными результатами обучения является (УУД)

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Методы тактической подготовки Метод многократных повторений Ситуационный метод Метод «положительного переноса» Метод преемственности Переменный метод (метод рванного ритма)

Методы тактической подготовки

Метод многократных повторений

Ситуационный метод

Метод «положительного переноса»

Метод преемственности

Переменный метод (метод рванного ритма)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА выработка умения выбирать место или, как принято говорить,

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

  • выработка умения выбирать место или, как принято говорить, "планироваться«

  • ТРЕНИРОВКА В «Плассировке»

  • «Выбегания» Вратаря
Групповая тактическая тренировка  посредством различных заданий и упражнений

Групповая тактическая тренировка посредством различных заданий и упражнений

  • Ведение   мяча    передачами    вдвоем   со сменой мест
  • Ведение мяча передачами втроем
  • Ведение мяча передачами  втроем   со   сменой мест
  • Мяч в   кругу с одним, двумя водящими
  • Водящий в квадрате
  • "Пять на пять" ("партия на партию")
ТАКТИКА ИГРЫ В ЗАЩИТЕ  Зонный способ защиты

ТАКТИКА ИГРЫ В ЗАЩИТЕ

Зонный способ защиты

ТАКТИКА ИГРЫ В ЗАЩИТЕ Персональная защита

ТАКТИКА ИГРЫ В ЗАЩИТЕ

Персональная защита

ТАКТИКА ИГРЫ В ЗАЩИТЕ Комбинированная защита

ТАКТИКА ИГРЫ В ЗАЩИТЕ

Комбинированная защита

Тактика нападения Контр - атака

Тактика нападения

Контр - атака

Тактика нападения Тактика фланговых атак

Тактика нападения

Тактика фланговых атак

Тактика нападения Тактика дальних передач

Тактика нападения

Тактика дальних передач

План-конспект     для 2-го года обучения с группой 11-12 лет    Место проведения УТЗ: футбольное поле.  Количество занимающихся: 15 человек.     Продолжительность занятия: 90 мин. Задачи УТЗ:     1. Воспитание общей и специальной быстроты.     2. Обучение ударным действиям после приема мяча.     3. Формирование индивидуальной технико-тактической подготовки.

План-конспект    для 2-го года обучения с группой 11-12 лет

Место проведения УТЗ: футбольное поле.

Количество занимающихся: 15 человек.    Продолжительность занятия: 90 мин.

Задачи УТЗ:    1. Воспитание общей и специальной быстроты.    2. Обучение ударным действиям после приема мяча.    3. Формирование индивидуальной технико-тактической подготовки.

П.Ч. – 20 мин. ОЗЗ – 5 мин. 2. Комплекс беговых, прыжковых  ОРУ с мячами в движении; прием  мяча подошвой и бедром в движении, ведение мяча с изменением направления движения, скоростные рывки – 15 мин. О.Ч. – 60 мин  1. Передача мяча внутренней стороной стопы и различными частями подъема после приема – 10 мин. 2. Упражнение по воспитанию специальной быстроты – 15 мин. 3. Упражнение по обучению ударам по встречному мячу – 15 мин.

П.Ч. – 20 мин.

  • ОЗЗ – 5 мин.

2. Комплекс беговых, прыжковых

ОРУ с мячами в движении; прием

мяча подошвой и бедром в

движении, ведение мяча с

изменением направления

движения, скоростные рывки – 15 мин.

О.Ч. – 60 мин

1. Передача мяча внутренней стороной стопы и различными частями подъема после приема – 10 мин.

2. Упражнение по воспитанию специальной быстроты – 15 мин.

3. Упражнение по обучению ударам по встречному мячу – 15 мин.

4. Упражнения по закреплению полученных навыков и формирования индивидуальной ТТП – 20 мин.        З.Ч. – 10 мин. 1. Прием мяча с последующим ударом – 7 мин. 2. Подведение итогов занятия – 3 мин.

4. Упражнения по закреплению полученных навыков и формирования индивидуальной ТТП – 20 мин.

З.Ч. – 10 мин.

1. Прием мяча с последующим ударом – 7 мин.

2. Подведение итогов занятия – 3 мин.

Список литературы

Список литературы

  • 1 .                 Андреев С.М., Кыянченков В.Г. Организация подготовки спортивных резервов в футбольных клубах ГДР: Метод, рекоменд. - М., 1986. - 42 с. 2.                 Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14-летних футболистов в период полового созревания: Автореф. дис. + канд. пед. наук. - М., 2002. - 22 с. 3.                 Бабуджан С.Т. Исследование путей совершенствования точности ударных действий футболистов в специальных заданиях: Автореф. дис. + канд. пед. наук. - М., 1978. - 23 с. 4.                 Гаджиее Г.М. Структура соревновательной деятельности, как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1984. - 24 с. 5.                 Годик М.А., Черепанов П.П., Галеев Р.З. Комплексная оценка атакующих действий как метод контроля соревновательной и тренировочной деятельности в футболе: Методические рекомендации. - М., 1984. - 44 с.
           7.        Голомазов С, Чирва Б. Футбол. Аналитические закономерности взятия ворот. Научно-методическое издание. Выпуск 14. - М.: РГАФК, 2000. - 31 с.   8.                 Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. Техника игры. - М.:

           7.        Голомазов С, Чирва Б. Футбол. Аналитические закономерности взятия ворот. Научно-методическое издание. Выпуск 14. - М.: РГАФК, 2000. - 31 с. 8.                 Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. Техника игры. - М.: "СпортакАдемПресс", 2002. - 472 с. 9.                 Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - Минск: Вышейшая школа, 1980. - 255 с. 10.             Зарубежный спорт. Футбол. Тематическая подборка. - Выпуск 3. - М.: ЦООНТИ. - ФиС, 1989. - С. 3-34. 11.             Качалин Т.Д. Тактика футбола. - М.: ФиС, 1984. - 245 с. 12.             Качани Л., Горский Л. Тренировка футболистов: Пер. со словацк. - И.: ФиС, 1984. - 245 с. 13.             Марушкш Ю.Ф. Сыгранность футбольной команды в связи с индивидуальными особенностями оперативного мышления футболистов: Дис. канд. пед. наук. - М., 1984. - 120 с. 14.             Моделирование тренировке в футболе / А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский. - Киев: Здоров'я, 1985. - 135 с.

Футбол – моя игра!

Футбол – моя игра!