Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
- Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер.
- Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.
больше двух или трех раз в год;
я сделал себе международную
репутацию, размышляя один
или два раза в неделю
Джордж Бернард Шоу
Образовательные результаты РКМЧП:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
- способность брать на себя ответственность;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Модель урока
- Фаза вызова (evocation) .
- Фаза реализации смысла
(realization of meaning) .
- Фаза рефлексии ( reflection ).
Учимся творчески
интерпретировать
информацию
Учимся задавать вопросы
Учимся работать с текстом
Учимся прогнозировать
Учимся воспринимать информацию
ИНФОРМАЦИЯ
УЧИМСЯ
ВОСПРИНИМАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Приемы:
1.Знаю – хочу узнать – узнал.
2.Продвинутая лекция.
3.Зигзаг.
Прием «Знаю – хочу узнать - узнал»
Знаю
(вызов)
Хочу узнать
(вызов)
Работа в паре: что я знаю о теме урока?
Узнал
(реализация смысла или рефлексия)
Формулирова-ние целей
Соотношение старой и новой информации
Продвинутая лекция
- В течение урока-лекции учащиеся заполняют таблицу:
Вызов
Реализация смысла
работа в паре:
что мы знаем
о теме?
1 ученик:
маркировка
текста первой графы:
«+»-совпадает
«-»-не совпадает
2 ученик:
идеи, не встречающиеся в первой графе
Рефлексия – обсуждение результатов
в паре, в классе, дискуссия.
Прием «Зигзаг»
2 Экспертная
группа
1 Экспертная
группа
1 Рабочая
группа
4 Экспертная
группа
3 Экспертная
группа
УЧИМСЯ
ПРОГНОЗИРОВАТЬ
Приемы:
1.Верные – неверные утверждения
2.Прогнозирование.
«Верные – неверные утверждения» А.П.Чехов, 10 класс
- А.П.Чехов пользовался псевдонимами «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте».
- Ему принадлежит афоризм
«Красота спасет мир».
- А.П.Чехов по образованию был врачом.
- Первая удачная постановка пьесы Чехова принадлежит К.С.Станиславскому.
- Главное действующее лицо пьесы «Вишневый сад» - Фирс.
- Разница между суммой цифр года рождения и суммой цифр года смерти писателя равна единице.
УЧИМСЯ
РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ
Приемы:
1.Чтение с остановками.
2.Чтение с пометками INSERT .
3.Двойной дневник.
4.Кластер.
Прием «Чтение с остановками» Примерные вопросы
▪ По названию предположите, о чем будет рассказ?
▪ Какие события могут произойти в описанной
обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас
имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
неожиданным?
▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Герой
романа
Внешность
героя
I том
Предпол-ния о характере
II том
Как сложится судьба?
Почему?
III том
На самом деле
что удивило?
IV том
Эпилог
После событий романа
Прием «Чтение с пометками INSERT »
V
+
Я это знал
-
Новое для
меня
?
Я думал иначе
Интересно
Непонятно
Нужно разобрать-ся
Прием «Двойной дневник»
Фразы из текста , которые
произвели
наибольшее
впечатление
(согласие, протест или
непонимание)
Комментарий : что
заставило записать
именно эту фразу?
Какие мысли,
вопросы, ассоциации
и воспоминания она
вызвала?
Текст
Текст
Составление кластера
Творчество И.А.Бунина, 7 класс
«Тут, в глубочайшей полевой
тишине, среди...богатейшей
природы, и прошло все мое
детство»- И.А.Бунин
«Я происхожу из старинного
дворянского рода...», из него
же В.А.Жуковский
И.А.Бунин
Много странствует
по Европе и Азии
Брат Юлий пробудил
любовь к книгам
Литературная судьба
складывалась счастливо,
его именовали «певцом осени,
грусти и дворянских гнезд»
В 1905 поселяется
в Москве, дружит
с М.Горьким,
А.П.Чеховым
УЧИМСЯ
ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Приемы:
- «Толстые» и «тонкие» вопросы
- Мозаика
Тонкие
вопросы
Толстые
вопросы
Кто...?
Что...?
Когда...?
Как звать...?
Было ли...?
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
УЧИМСЯ
ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ
ИНФОРМАЦИЮ
Приемы:
1.Написание эссе
2.Составление телеграммы, памятки,
инструкции
3. Стихотворение по алгоритму
4.Письмо по кругу
К.Паустовский «Телеграмма»
от имени главной героини,
адресованное матери,
в котором она могла бы
попросить прощение
за свое равнодушие.
М.Булгаков «Мастер и Маргарита», 11 класс Телеграмма Маргариты с бала Сатаны
Нахожусь на балу у Сатаны.
Кругом одни грешники.
Ужасно болит колено.
Но я – королева!
- Синквейн по пьесе М.Горького «На дне»
1
Кто? Что?
2
3
1
существительное
Какой?
4
Что
делает?
2
прилагательных
Сатин.
Умный, дерзкий.
3
глагола
Что автор
думает о теме?
5
Играет, спорит, думает.
Фраза из 4 слов
Кто? Что?
Новое звучание
темы
Не герой дела, а герой слова.
1
существительное
Правдолюбец.
- Хокку о Данко по рассказу
М.Горького «Старуха Изергиль», 7 класс
1
Я был кем-то или чем-то.
Я видел кого-то или что-то.
2
Я был спасителем.
Место и действие
(где и что делал).
3
Определение (как?).
В темном лесу.
Мужественно
принося себя
в жертву.
Диаманта
Лист дерева
1строка
тема (существительное)
2строка
3строка
Рождение
определение
(2 прилагательных)
4строка
действие
( 3 причастия)
Зеленый, яркий
Светящийся, растущий, цветущий
ассоциации
( 4 существительных )
5строка
Жара, движенье, солнце, пища.
действие ( 3причастия)
6строка
Увядающий, замедленный, туманный.
определение
(2 прилагательных)
7строка
Коричневый, старый.
тема
(существительно е)
Смерть.
Письмо по кругу
- Объединитесь в группы.
- У каждого должен быть листочек и ручка.
- Напишите три предложения по теме, затем передайте свой листок соседу.
- Получив листок соседа, продолжите его работу, написав еще три предложения, передайте соседу.
- Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Обмен информацией при проведении дебатов позволяет:
- вовлечь в диалог всех учащихся;
- концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала;
- избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии, отступления от главной проблемы ради второстепенной;
- исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.
Условия, предъявляемые к теме дебатов:
- четкость и конкретность формулировки;
- однозначность понимания;
- перспективность для обсуждения;
- значимость для воспитанников.
Шесть шляп мышления Эдварда де Боно
- Красная Шляпа . Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
- Желтая Шляпа . Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества ? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
- Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
- Зеленая Шляпа . Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернатива?
- Синяя Шляпа . Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
- Белая Шляпа . Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Метод шести «думательных» шляп Боно
Для того чтобы научиться решать творческие задачи, Э. де Боно предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Всего предлагается шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления. Почему используются именно шляпы? Автор подчеркивает, что головной убор — это то, что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами: мы можем надеть бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры — и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную роль. Она, в свою очередь, в известной мере изменит наш взгляд на мир. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным.
Белая шляпа: информация
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: эмоции , чувства и интуиция
В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Шесть «думательных» шляп Боно
Черная шляпа : осторожность и критика
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками , опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Желтая шляпа : логический позитив, преимущества, выгода
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. В ней можно задуматься о результативности предлагаемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Шесть «думательных» шляп Боно
Зеленая шляпа : креативность, исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы.
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи , модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
Синяя шляпа: размышления, управление процессом
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. В этой шляпе человек подводит итог по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.