СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презнтация показывает универсальные возможности использования технологии в различных предметных областях

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»

Использование на уроках литературы  приемов технологии компетентностного подхода  «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер.  Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  • Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер.
  • Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.
Немногие люди размышляют  больше двух или трех раз в год;  я сделал себе международную  репутацию, размышляя один  или два раза в неделю   Джордж Бернард Шоу
  • Немногие люди размышляют

больше двух или трех раз в год;

я сделал себе международную

репутацию, размышляя один

или два раза в неделю

Джордж Бернард Шоу

Образовательные результаты РКМЧП: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Образовательные результаты РКМЧП:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение решать проблемы;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
  • способность брать на себя ответственность;
  • способность участвовать в совместном принятии решения;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.
Модель урока Фаза  вызова  (evocation) . Фаза  реализации  смысла   (realization of meaning) . Фаза рефлексии  ( reflection ).

Модель урока

  • Фаза вызова (evocation) .
  • Фаза реализации смысла

(realization of meaning) .

  • Фаза рефлексии ( reflection ).

 Учимся творчески интерпретировать информацию  Учимся задавать вопросы Учимся работать с текстом Учимся прогнозировать Учимся воспринимать информацию ИНФОРМАЦИЯ

Учимся творчески

интерпретировать

информацию

Учимся задавать вопросы

Учимся работать с текстом

Учимся прогнозировать

Учимся воспринимать информацию

ИНФОРМАЦИЯ

УЧИМСЯ ВОСПРИНИМАТЬ ИНФОРМАЦИЮ  Приемы:  1.Знаю – хочу узнать – узнал.  2.Продвинутая лекция.  3.Зигзаг.

УЧИМСЯ

ВОСПРИНИМАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Приемы:

1.Знаю – хочу узнать – узнал.

2.Продвинутая лекция.

3.Зигзаг.

Прием  «Знаю – хочу узнать - узнал» Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Работа в паре: что я знаю о теме урока? Узнал (реализация смысла или рефлексия) Формулирова-ние целей Соотношение старой и новой информации

Прием «Знаю – хочу узнать - узнал»

Знаю

(вызов)

Хочу узнать

(вызов)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Узнал

(реализация смысла или рефлексия)

Формулирова-ние целей

Соотношение старой и новой информации

Продвинутая лекция В течение урока-лекции учащиеся заполняют таблицу:  Вызов Реализация смысла работа в паре: что мы знаем о теме? 1 ученик: маркировка текста первой графы: «+»-совпадает «-»-не совпадает  2 ученик: идеи, не встречающиеся в первой графе  Рефлексия – обсуждение результатов в паре, в классе, дискуссия.

Продвинутая лекция

  • В течение урока-лекции учащиеся заполняют таблицу:

Вызов

Реализация смысла

работа в паре:

что мы знаем

о теме?

1 ученик:

маркировка

текста первой графы:

«+»-совпадает

«-»-не совпадает

2 ученик:

идеи, не встречающиеся в первой графе

Рефлексия – обсуждение результатов

в паре, в классе, дискуссия.

Прием «Зигзаг»  2 Экспертная группа  1 Экспертная группа 1 Рабочая группа  4 Экспертная группа   3 Экспертная группа

Прием «Зигзаг»

2 Экспертная

группа

1 Экспертная

группа

1 Рабочая

группа

4 Экспертная

группа

3 Экспертная

группа

УЧИМСЯ ПРОГНОЗИРОВАТЬ  Приемы:  1.Верные – неверные утверждения  2.Прогнозирование.

УЧИМСЯ

ПРОГНОЗИРОВАТЬ

Приемы:

1.Верные – неверные утверждения

2.Прогнозирование.

«Верные – неверные утверждения»  А.П.Чехов, 10 класс А.П.Чехов пользовался псевдонимами «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте». Ему принадлежит афоризм  «Красота спасет мир». А.П.Чехов по образованию был врачом. Первая удачная постановка пьесы Чехова принадлежит К.С.Станиславскому. Главное действующее лицо пьесы «Вишневый сад» - Фирс. Разница между суммой цифр года рождения и суммой цифр года смерти писателя равна единице.

«Верные – неверные утверждения» А.П.Чехов, 10 класс

  • А.П.Чехов пользовался псевдонимами «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте».
  • Ему принадлежит афоризм

«Красота спасет мир».

  • А.П.Чехов по образованию был врачом.
  • Первая удачная постановка пьесы Чехова принадлежит К.С.Станиславскому.
  • Главное действующее лицо пьесы «Вишневый сад» - Фирс.
  • Разница между суммой цифр года рождения и суммой цифр года смерти писателя равна единице.
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ  Приемы: 1.Чтение с остановками. 2.Чтение с пометками INSERT . 3.Двойной дневник. 4.Кластер.

УЧИМСЯ

РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ

Приемы:

1.Чтение с остановками.

2.Чтение с пометками INSERT .

3.Двойной дневник.

4.Кластер.

Прием «Чтение с остановками»  Примерные вопросы ▪ По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Прием «Чтение с остановками» Примерные вопросы

По названию предположите, о чем будет рассказ?

Какие события могут произойти в описанной

обстановке?

Какие ассоциации вызывают у вас

имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие

ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было

неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы

бы закончили его?

Что будет с героем после событий рассказа?

Л.Н.Толстой «Война и мир»   Герой романа Внешность героя I том Предпол-ния о характере II том Как сложится судьба? Почему? III том На самом деле что удивило? IV том Эпилог После событий романа

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Герой

романа

Внешность

героя

I том

Предпол-ния о характере

II том

Как сложится судьба?

Почему?

III том

На самом деле

что удивило?

IV том

Эпилог

После событий романа

Прием  «Чтение с пометками INSERT » V + Я это знал - Новое для меня ? Я думал иначе Интересно Непонятно Нужно разобрать-ся

Прием «Чтение с пометками INSERT »

V

+

Я это знал

-

Новое для

меня

?

Я думал иначе

Интересно

Непонятно

Нужно разобрать-ся

Прием «Двойной дневник» Фразы из текста , которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)  Комментарий : что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Текст Текст

Прием «Двойной дневник»

Фразы из текста , которые

произвели

наибольшее

впечатление

(согласие, протест или

непонимание)

Комментарий : что

заставило записать

именно эту фразу?

Какие мысли,

вопросы, ассоциации

и воспоминания она

вызвала?

Текст

Текст

Составление кластера  Творчество И.А.Бунина, 7 класс «Тут, в глубочайшей полевой тишине, среди...богатейшей природы, и прошло все мое детство»- И.А.Бунин «Я происхожу из старинного дворянского рода...», из него же В.А.Жуковский И.А.Бунин Много странствует по Европе и Азии Брат Юлий пробудил любовь к книгам Литературная судьба складывалась счастливо, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд» В 1905 поселяется в Москве, дружит с М.Горьким, А.П.Чеховым

Составление кластера

Творчество И.А.Бунина, 7 класс

«Тут, в глубочайшей полевой

тишине, среди...богатейшей

природы, и прошло все мое

детство»- И.А.Бунин

«Я происхожу из старинного

дворянского рода...», из него

же В.А.Жуковский

И.А.Бунин

Много странствует

по Европе и Азии

Брат Юлий пробудил

любовь к книгам

Литературная судьба

складывалась счастливо,

его именовали «певцом осени,

грусти и дворянских гнезд»

В 1905 поселяется

в Москве, дружит

с М.Горьким,

А.П.Чеховым

УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ  Приемы: «Толстые» и «тонкие» вопросы  Мозаика

УЧИМСЯ

ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

Приемы:

  • «Толстые» и «тонкие» вопросы
  • Мозаика
Тонкие вопросы Толстые вопросы  Кто...?  Что...?  Когда...?  Как звать...?  Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

Тонкие

вопросы

Толстые

вопросы

Кто...?

Что...?

Когда...?

Как звать...?

Было ли...?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

УЧИМСЯ ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ Приемы: 1.Написание эссе 2.Составление телеграммы, памятки, инструкции 3. Стихотворение по алгоритму 4.Письмо по кругу

УЧИМСЯ

ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ

ИНФОРМАЦИЮ

Приемы:

1.Написание эссе

2.Составление телеграммы, памятки,

инструкции

3. Стихотворение по алгоритму

4.Письмо по кругу

К.Паустовский «Телеграмма» Напишите письмо от имени главной героини, адресованное матери, в котором она могла бы попросить прощение за свое равнодушие.

К.Паустовский «Телеграмма»

  • Напишите письмо

от имени главной героини,

адресованное матери,

в котором она могла бы

попросить прощение

за свое равнодушие.

М.Булгаков «Мастер и Маргарита», 11 класс  Телеграмма Маргариты с бала Сатаны Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я – королева!

М.Булгаков «Мастер и Маргарита», 11 класс Телеграмма Маргариты с бала Сатаны

Нахожусь на балу у Сатаны.

Кругом одни грешники.

Ужасно болит колено.

Но я – королева!

Синквейн по пьесе М.Горького «На дне»  1 Кто? Что? 2 3 1 существительное Какой? 4 Что делает? 2 прилагательных  Сатин. Умный, дерзкий. 3 глагола Что автор думает о теме? 5 Играет, спорит, думает.  Фраза из 4 слов Кто? Что? Новое звучание темы Не герой дела, а герой слова. 1 существительное Правдолюбец.
  • Синквейн по пьесе М.Горького «На дне»

1

Кто? Что?

2

3

1

существительное

Какой?

4

Что

делает?

2

прилагательных

Сатин.

Умный, дерзкий.

3

глагола

Что автор

думает о теме?

5

Играет, спорит, думает.

Фраза из 4 слов

Кто? Что?

Новое звучание

темы

Не герой дела, а герой слова.

1

существительное

Правдолюбец.

Хокку о Данко по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль», 7 класс 1 Я был кем-то или чем-то. Я видел кого-то или что-то. 2 Я был спасителем. Место и действие (где и что делал). 3 Определение (как?). В темном лесу. Мужественно принося себя в жертву.
  • Хокку о Данко по рассказу

М.Горького «Старуха Изергиль», 7 класс

1

Я был кем-то или чем-то.

Я видел кого-то или что-то.

2

Я был спасителем.

Место и действие

(где и что делал).

3

Определение (как?).

В темном лесу.

Мужественно

принося себя

в жертву.

Диаманта  Лист дерева 1строка тема (существительное) 2строка 3строка Рождение определение (2 прилагательных) 4строка действие  ( 3 причастия) Зеленый, яркий Светящийся, растущий, цветущий ассоциации ( 4 существительных ) 5строка Жара, движенье, солнце, пища. действие ( 3причастия)  6строка Увядающий, замедленный, туманный. определение (2 прилагательных) 7строка Коричневый, старый. тема (существительно е) Смерть.

Диаманта

Лист дерева

1строка

тема (существительное)

2строка

3строка

Рождение

определение

(2 прилагательных)

4строка

действие

( 3 причастия)

Зеленый, яркий

Светящийся, растущий, цветущий

ассоциации

( 4 существительных )

5строка

Жара, движенье, солнце, пища.

действие ( 3причастия)

6строка

Увядающий, замедленный, туманный.

определение

(2 прилагательных)

7строка

Коричневый, старый.

тема

(существительно е)

Смерть.

Письмо по кругу    Объединитесь в группы.  У каждого должен быть листочек и ручка. Напишите три предложения по теме, затем передайте свой листок соседу. Получив листок соседа, продолжите его работу, написав еще три предложения, передайте соседу. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Письмо по кругу

  • Объединитесь в группы.
  • У каждого должен быть листочек и ручка.
  • Напишите три предложения по теме, затем передайте свой листок соседу.
  • Получив листок соседа, продолжите его работу, написав еще три предложения, передайте соседу.
  • Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Обмен информацией при проведении дебатов позволяет: вовлечь в диалог всех учащихся; концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала; избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии, отступления от главной проблемы ради второстепенной; исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.

Обмен информацией при проведении дебатов позволяет:

  • вовлечь в диалог всех учащихся;
  • концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала;
  • избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии, отступления от главной проблемы ради второстепенной;
  • исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.
Условия, предъявляемые к теме дебатов:  четкость и конкретность формулировки; однозначность понимания; перспективность для обсуждения; значимость для воспитанников.

Условия, предъявляемые к теме дебатов:

  • четкость и конкретность формулировки;
  • однозначность понимания;
  • перспективность для обсуждения;
  • значимость для воспитанников.
Шесть шляп мышления Эдварда де Боно  Красная Шляпа . Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?  Желтая Шляпа . Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества ? Почему это можно сделать? Почему это сработает?  Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?  Зеленая Шляпа . Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернатива?  Синяя Шляпа . Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?  Белая Шляпа . Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно

  • Красная Шляпа . Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
  • Желтая Шляпа . Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества ? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
  • Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
  • Зеленая Шляпа . Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернатива?
  • Синяя Шляпа . Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
  • Белая Шляпа . Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Метод шести «думательных» шляп Боно

Для того чтобы научиться решать творческие задачи, Э. де Боно предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Всего предлагается шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления. Почему используются именно шляпы? Автор подчеркивает, что головной убор — это то, что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами: мы можем надеть бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры — и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную роль. Она, в свою очередь, в известной мере изменит наш взгляд на мир. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным.

Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

  Красная шляпа: эмоции , чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

 

Шесть «думательных» шляп Боно Черная шляпа : осторожность и критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками , опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?   Желтая шляпа : логический позитив, преимущества, выгода Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. В ней можно задуматься о результативности предлагаемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?    

Шесть «думательных» шляп Боно

Черная шляпа : осторожность и критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками , опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

  Желтая шляпа : логический позитив, преимущества, выгода

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. В ней можно задуматься о результативности предлагаемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

 

 

Шесть «думательных» шляп Боно Зеленая шляпа : креативность, исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи , модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?    Синяя шляпа: размышления, управление процессом Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. В этой шляпе человек подводит итог по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Шесть «думательных» шляп Боно

Зеленая шляпа : креативность, исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы.

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи , модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

  Синяя шляпа: размышления, управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. В этой шляпе человек подводит итог по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.