Текстовые задачи: сложности и пути их решения
Подготовила
Пискарева Р.И.,
учитель математики
МОУ «Гимназия №1»
г.Железногорска Курской обл.
Научить решать текстовые задачи - значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение- как объект конструирования и изобретения.
Ученики должны знать : основные методы и приёмы решения текстовой задачи; классификацию текстовых задач и алгоритм их решения.
Уметь : определят тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы; применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
Для решения текстовых задач применяются три основных метода :
- Арифметический метод.
- Алгебраический метод.
- Комбинированный метод.
Арифметический метод.
- разбор условия задачи и составление плана её решения
- решение задачи по составленному плану
- проверка решения задачи.
Алгебраический метод.
- разборе условия задачи и составлении уравнения или неравенства по условию задачи.
- решение составленного уравнения или системы уравнений , неравенства или системы неравенств.
- проверка решения задачи
Решение задачи с помощью уравнения ( системы уравнений) обычно производится в такой последовательности:
- Вводятся переменные, т.е. обозначаются буквами величины. Которые требуется найти по условию задачи, либо те, которые необходимы для отыскания искомых величин.
- Составляют уравнение (систему уравнений). т. е. как бы «переводят» текст задачи на язык алгебры, формулируя равенство (систему равенств) алгебраических выражений.
- Решают составленное уравнение систему уравнений и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.
Комбинированный метод.
Этот метод получается в результате включения в алгебраический метод решения задач решения, в котором часть неизвестных величин определяется с помощью решения уравнений или системы уравнений, неравенств или системы неравенств, а другая часть - арифметическим методом.
Советы по решению текстовых задач
- Не просто прочитайте, а тщательно изучите условие задачи. Обращайте внимание на единицы измерения - они в течение всего решения должны быть одинаковы . Попытайтесь полученную информацию представить в другом виде- это может быт рисунок, таблица или просто краткая запись условия задачи.
- Выбор неизвестных.
- Составление и решение « математической модели »
- Обязательно проверить правильность записи числовых данных в условии задачи.
- Решение сложной текстовой задачи – процесс творческий. Иной раз требует вернуться к самому началу задачи, учитывая и анализируя уже полученные результаты.
Виды текстовых задач.
- Задачи на части, на нахождение дроби от числа и числа по его дроби и другого вида.
- Задачи на совместную работу.
- Задачи на движение.
- Задачи на проценты.
- Задачи на смеси и сплавы.
- Задачи на прогрессии.
Задачи на части, на нахождение дроби от числа и числа по его дроби и другого вида.
Задача 1 .( 5 класс)
Продолжительность жизни белого медведя 32 года, что составляет продолжительности жизни слона. Продолжительность жизни льва составляет жизни слона, что составляет жизни носорога. Какова продолжительность жизни каждого зверя ?
Решение
1) 32 : 4 25 = 200(лет) продолжительность жизни слона.
2) 200 : 5 1 =40(лет) живёт лев.
3) 40 : 5 6 = 48( лет) живёт носорог.
Ответ: 32 года - белый медведь;
40 лет - лев;
48 лет – носорог;
200 лет - слон.
Задача 2 ( из открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ )
Среди 210000 жителей города не интересуется футболом и никогда не смотрят его по телевизору, а остальные являются футбольными болельщиками. Среди футбольных болельщиков смотрело по телевизору финальный матч Чемпионата Европы. Сколько жителей города не посмотрело этот матч.
Решение
1) 210000 =35000 (чел) не интересуются футболом.
2) 210000 - 35000 = 175000(чел) интересуются футболом (болельщики )
3) 175000 = 125000(чел) интересующихся футболом ( болельщики) смотрели по теле
175000 - 125 000 = 50 000 (чел) болельщиков не смотрели по телевизору матч.
Ответ: 50000 человек.
Задача 3 (открытый банк заданий на 1 бал)
В пакете 527 г. Смеси орехов, состоящие из миндаля, фундука и арахиса. Фундука в ней в 5 раз меньше чем арахиса и на 40г. больше , чем миндаля. Сколько фундука в пакете?
Решение
Так как масса всей смеси 527 грамм, то составим уравнение.
х+ ( х +40 ) +5( х + 40 )= 527
х + х +40 +5х +200 = 527
7х= 287
Х=41
41г - миндаля в пакете.
41 + 40 = 81(г) фундука в пакете.
Ответ : 81г.
Задачи на совместную работу.
Задача 1( 5 класс )
Отец с сыном могут покрасить забор за 4 часа. Отец справился бы с этой работой за 5 часов. Сколько часов потребуется сыну для выполнения той же работы?
Решение
1) 1 : 5 = (забора) покрасит отец за один час.
2) 1 : 4 = (забора) покрасят отец и сын за один час.
3) - = (забора) покрасит сын за один час.
4) 1 : = 20 (часов ) покрасит сын забор.
Ответ: 20 часов .
Задача 2 ( 2 часть на 2 балла )
Два строителя выложили стену из кирпичей за 14 дней, причём второй присоединился к первому через 3 дня после начала работы. Известно ,что второму строителю на выполнение всей работы потребовалось бы на 6 дней меньше ,чем первому . За сколько дней мог бы выложить эту стену каждый строитель, работая отдельно?
Решение
14 = часть работы, выполненная первым строителем.( х
11 часть работы, выполненная вторым строителем.
Так как объём всей выполненной работы равен 1, то составим уравнение.
+ = 1 ( х(х-6)) ≠0
14х -84 + 11х = -6х
- 31х + 84 =0
не удовлетворяет условию
х = 28
за 28 дней первый строитель может выложит стену.
28-6= 22(дня) может выложить второй строитель стену.
Ответ: 28 дней, 22 дня.
Задача 3.
Четыре бригады должны разгрузит вагон с продуктами .Вторая. третья и четвёртая могут выполнит эту работу за 4 часа, первая, третья и четвёртая - 3часа. Если будут работать только первая и вторая, то вагон будет разгружен за 6 часов. За какое время могут разгрузить вагон все четыре бригады?
Решение
у + а + в =(вагона) разгрузят вторая, третья и четвёртая за 1 час.
х + а + в =(вагона) разгрузят первая, третья и четвёртая за 1 час.
х + у = ( вагона) ) разгрузят первая, и вторая за 1 час.
Сложим уравнения получим:
2х + 2у + 2а +2в = ( :2 )
Х + у + а + в = (вагона) разгрузят четыре бригады за 1 час.
1: = (часа) разгрузят вагон четыре бригады вместе.
Ответ: часа.
Задачи на движение ( задачи на движение по реке )
Задача 1 (задача из 5 класса)
Лодка, имеющая собственную скорость 6 км/ч шла 3 часа по течению реки и 5 часов против течения. Какое расстояние прошла лодка, если скорость течения реки 2 км/ч?
Собственная скорость лодки - 6 км/ч
(скорость в стоячей или неподвижной воде)
Скорость течения реки (скорость плота) - 2 км/ч
Скорость по течению - 1) 6 + 2 = 8(км/ч)
Скорость против течения - 2) 6 - 2 = 4(км/ч)
3) 8 3 = 24( км) расстояние по течению реки.
4) 5 4 = 20 ( км) расстояние против течения реки.
5) 24 +20 = 44 (км) прошла лодка.
Ответ: 44 км.
Задачи на движение
Задача 2 (из открытого банка заданий, 2часть)
Расстояние между пристанями А и В равно 48 км. Из А в В по течению реки отправился плот, а через час вслед за ним отправилась моторная лодка, которая, прибыв в пункт В тот час повернула обратно и возвратилась в А . К этому времени плот проплыл 25 км. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения реки 5 км/ч.
Собственная скорость лодки - х км/ч, х 5
(скорость в стоячей или неподвижной воде)
Скорость течения реки (скорость плота) - 5км/ч
Скорость по течению - (х +5)км/ч
Скорость против течения - (х - 50) (км/ч)
25 : 5 = 5 (ч) время движения плота.
Так как лодка отправилась вслед за ним через час, значит 5 - 1 = 4 (ч)- время движения лодки.
Так как время движения лодки 4 часа, то составим уравнение:
+ = 4 ( (х - 5 ) (х +5 ))0
− 60 +12х + 60 = - 25
- 24х - 25 = 0
− 1 не удовлетворяет условию х
25км/ч собственная скорость лодки.
Ответ : 25км/ч.
Задачи на проценты
Задача 1.
Свежие фрукты содержат 80% воды, а высушенные - 28% . Сколько потребуется свежих фруктов для приготовления 80 кг высушенных фруктов.
Решение.
100% - 80% = 20% - процентное содержание сухой массы в свежих фруктах.
100% - 72% =28% -процентное содержание сухой массы в сухих фруктах.
х –кг масса сухой массы в свежих фруктах
80 - кг масса сухой массы в сушеных фруктах .
Так как масса сухой массы одинакова, то составим уравнение.
х = 80
20 х = 72 80
Х = х =284
284 кг необходимо свежих фруктов.
Ответ: 284кг.
Задачи на смеси и сплавы
Имеются два сплава. Первый содержит 5% никеля, второй- 25 % никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 250 кг, содержащий 20 % никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго сплава ?
х + у = 250
х + у = 250
Х +у = 250
5 х + 25у = 20 250
Х + у =250
Х +5у = 1000
4у = 750
у = 187,5
187,5 кг - масса второго сплава.
250 - 187,5 =62,5 кг - масса первого сплава.
187,5 - 62,5 =125 кг- масса первого сплава меньше второго.
Ответ : 125 кг.
Задачи на прогрессии
Задача 1
Рабочие прокладывают тоннель длиной 112 метров, ежедневно увеличивая норму прокладки на одно и то же число метров. Известно, что за первый день рабочие проложил 7м туннеля. Определите, сколько метров туннеля проложили рабочие в последний день, если вся работа была выполнена за 7 дней.
Решение.
112 м. – сумма 7 членов арифметической прогрессии.
7- первый член.
Х м - количество метров, которые надо проложить в последний день.
= 7
7
224 =( 7 + х ) 7
224 = 49 +7х
7х =175
Х = 25
25 метров туннеля проложили рабочие в последний день
Ответ : 25м.