СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Текстовые задачи: сложности и пути их решения»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  «Текстовые   задачи: сложности    и  пути их  решения» Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Текстовые задачи: сложности и пути их решения»»

Текстовые задачи:  сложности и пути  их решения   Подготовила Пискарева Р.И., учитель математики МОУ «Гимназия №1» г.Железногорска Курской обл.

Текстовые задачи: сложности и пути их решения

Подготовила

Пискарева Р.И.,

учитель математики

МОУ «Гимназия №1»

г.Железногорска Курской обл.

Научить решать текстовые задачи - значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение- как объект конструирования и изобретения.

Научить решать текстовые задачи - значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение- как объект конструирования и изобретения.

Ученики должны знать : основные методы и приёмы решения текстовой задачи; классификацию текстовых задач и алгоритм их решения. Уметь : определят тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы; применять полученные математические знания в решении жизненных задач.

Ученики должны знать : основные методы и приёмы решения текстовой задачи; классификацию текстовых задач и алгоритм их решения.

Уметь : определят тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы; применять полученные математические знания в решении жизненных задач.

Для решения текстовых задач применяются три основных метода : Арифметический метод. Алгебраический метод. Комбинированный метод.

Для решения текстовых задач применяются три основных метода :

  • Арифметический метод.
  • Алгебраический метод.
  • Комбинированный метод.
Арифметический метод. разбор условия задачи и составление плана её решения решение задачи по составленному плану проверка решения задачи.

Арифметический метод.

  • разбор условия задачи и составление плана её решения
  • решение задачи по составленному плану
  • проверка решения задачи.
Алгебраический метод. разборе условия задачи и составлении уравнения или неравенства по условию задачи. решение составленного уравнения или системы уравнений , неравенства или системы неравенств. проверка решения задачи

Алгебраический метод.

  • разборе условия задачи и составлении уравнения или неравенства по условию задачи.
  • решение составленного уравнения или системы уравнений , неравенства или системы неравенств.
  • проверка решения задачи
Решение задачи с помощью уравнения  ( системы уравнений) обычно производится в такой последовательности: Вводятся переменные, т.е. обозначаются буквами величины. Которые требуется найти по условию задачи, либо те, которые необходимы для отыскания искомых величин. Составляют уравнение (систему уравнений). т. е. как бы «переводят» текст задачи на язык алгебры, формулируя равенство (систему равенств) алгебраических выражений. Решают составленное уравнение систему уравнений и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.

Решение задачи с помощью уравнения ( системы уравнений) обычно производится в такой последовательности:

  • Вводятся переменные, т.е. обозначаются буквами величины. Которые требуется найти по условию задачи, либо те, которые необходимы для отыскания искомых величин.
  • Составляют уравнение (систему уравнений). т. е. как бы «переводят» текст задачи на язык алгебры, формулируя равенство (систему равенств) алгебраических выражений.
  • Решают составленное уравнение систему уравнений и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.
Комбинированный метод. Этот метод получается в результате включения в алгебраический метод решения задач решения, в котором часть неизвестных величин определяется с помощью решения уравнений или системы уравнений, неравенств или системы неравенств, а другая часть - арифметическим методом.

Комбинированный метод.

Этот метод получается в результате включения в алгебраический метод решения задач решения, в котором часть неизвестных величин определяется с помощью решения уравнений или системы уравнений, неравенств или системы неравенств, а другая часть - арифметическим методом.

Советы по решению текстовых задач   Не просто прочитайте, а тщательно изучите условие задачи. Обращайте внимание на единицы измерения - они в течение всего решения должны  быть одинаковы . Попытайтесь полученную информацию представить в другом виде- это может быт рисунок, таблица или просто краткая запись условия задачи. Выбор неизвестных. Составление и решение « математической модели » Обязательно проверить правильность записи числовых данных в условии задачи. Решение сложной текстовой задачи – процесс творческий. Иной раз требует вернуться к самому началу задачи, учитывая и анализируя уже полученные результаты.

Советы по решению текстовых задач

  • Не просто прочитайте, а тщательно изучите условие задачи. Обращайте внимание на единицы измерения - они в течение всего решения должны быть одинаковы . Попытайтесь полученную информацию представить в другом виде- это может быт рисунок, таблица или просто краткая запись условия задачи.
  • Выбор неизвестных.
  • Составление и решение « математической модели »
  • Обязательно проверить правильность записи числовых данных в условии задачи.
  • Решение сложной текстовой задачи – процесс творческий. Иной раз требует вернуться к самому началу задачи, учитывая и анализируя уже полученные результаты.
Виды текстовых задач.   Задачи на части, на нахождение дроби от числа и числа по его дроби и другого вида. Задачи на совместную работу. Задачи на движение. Задачи на проценты.  Задачи на смеси и сплавы. Задачи на прогрессии.

Виды текстовых задач.

  • Задачи на части, на нахождение дроби от числа и числа по его дроби и другого вида.
  • Задачи на совместную работу.
  • Задачи на движение.
  • Задачи на проценты.
  • Задачи на смеси и сплавы.
  • Задачи на прогрессии.
Задачи на части, на нахождение дроби от числа и числа по его дроби и другого вида.   Задача 1 .( 5 класс)   Продолжительность жизни белого медведя 32 года, что составляет продолжительности жизни слона. Продолжительность жизни льва составляет жизни слона, что составляет жизни носорога. Какова продолжительность жизни каждого зверя ?

Задачи на части, на нахождение дроби от числа и числа по его дроби и другого вида.

Задача 1 .( 5 класс)

  •  

Продолжительность жизни белого медведя 32 года, что составляет продолжительности жизни слона. Продолжительность жизни льва составляет жизни слона, что составляет жизни носорога. Какова продолжительность жизни каждого зверя ?

Решение 1) 32 : 4  25 = 200(лет) продолжительность жизни слона. 2) 200 : 5   1 =40(лет) живёт лев. 3) 40 : 5  6 = 48( лет) живёт носорог. Ответ: 32 года - белый медведь;  40 лет - лев;  48 лет – носорог;  200 лет - слон.

Решение

1) 32 : 4 25 = 200(лет) продолжительность жизни слона.

2) 200 : 5 1 =40(лет) живёт лев.

3) 40 : 5 6 = 48( лет) живёт носорог.

Ответ: 32 года - белый медведь;

40 лет - лев;

48 лет – носорог;

200 лет - слон.

Задача 2   ( из открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ )   Среди 210000 жителей города не интересуется футболом и никогда не смотрят его по телевизору, а остальные являются футбольными болельщиками. Среди футбольных болельщиков смотрело по телевизору финальный матч Чемпионата Европы. Сколько жителей города не посмотрело этот матч.  

Задача 2 ( из открытого банка заданий ОГЭ и ЕГЭ )

Среди 210000 жителей города не интересуется футболом и никогда не смотрят его по телевизору, а остальные являются футбольными болельщиками. Среди футбольных болельщиков смотрело по телевизору финальный матч Чемпионата Европы. Сколько жителей города не посмотрело этот матч.

  •  
Решение 1) 210000  =35000 (чел) не интересуются футболом.   2) 210000 - 35000 = 175000(чел) интересуются футболом (болельщики ) 3)   175000 = 125000(чел) интересующихся футболом ( болельщики) смотрели по теле 175000 - 125 000 = 50 000 (чел) болельщиков не смотрели по телевизору матч.  Ответ: 50000 человек.

Решение

1) 210000 =35000 (чел) не интересуются футболом.

  •  

2) 210000 - 35000 = 175000(чел) интересуются футболом (болельщики )

3) 175000 = 125000(чел) интересующихся футболом ( болельщики) смотрели по теле

175000 - 125 000 = 50 000 (чел) болельщиков не смотрели по телевизору матч.

Ответ: 50000 человек.

Задача 3   (открытый банк заданий на 1 бал) В пакете 527 г. Смеси орехов, состоящие из миндаля, фундука и арахиса. Фундука в ней в 5 раз меньше чем арахиса и на 40г. больше , чем миндаля. Сколько фундука в пакете?

Задача 3 (открытый банк заданий на 1 бал)

В пакете 527 г. Смеси орехов, состоящие из миндаля, фундука и арахиса. Фундука в ней в 5 раз меньше чем арахиса и на 40г. больше , чем миндаля. Сколько фундука в пакете?

Решение Так как масса всей смеси 527 грамм, то составим уравнение. х+ ( х +40 ) +5( х + 40 )= 527  х + х +40 +5х +200 = 527  7х= 287  Х=41 41г - миндаля в пакете. 41 + 40 = 81(г) фундука в пакете.  Ответ : 81г.

Решение

Так как масса всей смеси 527 грамм, то составим уравнение.

х+ ( х +40 ) +5( х + 40 )= 527

х + х +40 +5х +200 = 527

7х= 287

Х=41

41г - миндаля в пакете.

41 + 40 = 81(г) фундука в пакете.

Ответ : 81г.

Задачи на совместную работу. Задача 1( 5 класс ) Отец с сыном могут покрасить забор за 4 часа. Отец справился бы с этой работой за 5 часов. Сколько часов потребуется сыну для выполнения той же работы?

Задачи на совместную работу.

Задача 1( 5 класс )

Отец с сыном могут покрасить забор за 4 часа. Отец справился бы с этой работой за 5 часов. Сколько часов потребуется сыну для выполнения той же работы?

Решение 1) 1 : 5 = (забора) покрасит отец за один час.   2) 1 : 4 = (забора) покрасят отец и сын за один час. 3) - = (забора) покрасит сын за один час. 4) 1 : = 20 (часов ) покрасит сын забор. Ответ: 20 часов .

Решение

1) 1 : 5 = (забора) покрасит отец за один час.

  •  

2) 1 : 4 = (забора) покрасят отец и сын за один час.

3) - = (забора) покрасит сын за один час.

4) 1 : = 20 (часов ) покрасит сын забор.

Ответ: 20 часов .

Задача 2 ( 2 часть на 2 балла )    Два строителя выложили стену из кирпичей за 14 дней, причём второй присоединился к первому через 3 дня после начала работы. Известно ,что второму строителю на выполнение всей работы потребовалось бы на 6 дней меньше ,чем первому . За сколько дней мог бы выложить эту стену каждый строитель, работая отдельно?

Задача 2 ( 2 часть на 2 балла )

Два строителя выложили стену из кирпичей за 14 дней, причём второй присоединился к первому через 3 дня после начала работы. Известно ,что второму строителю на выполнение всей работы потребовалось бы на 6 дней меньше ,чем первому . За сколько дней мог бы выложить эту стену каждый строитель, работая отдельно?

Решение 14  = часть работы, выполненная первым строителем.( х   11   часть работы, выполненная вторым строителем.  Так как объём всей выполненной работы равен 1, то составим уравнение.  + = 1 (   х(х-6)) ≠0  14х -84 + 11х = -6х  - 31х + 84 =0  не удовлетворяет условию х = 28 за 28 дней первый строитель может выложит стену. 28-6= 22(дня) может выложить второй строитель стену. Ответ: 28 дней, 22 дня.

Решение

14 = часть работы, выполненная первым строителем.( х

  •  

11 часть работы, выполненная вторым строителем.

Так как объём всей выполненной работы равен 1, то составим уравнение.

+ = 1 ( х(х-6)) ≠0

14х -84 + 11х = -6х

- 31х + 84 =0

не удовлетворяет условию

х = 28

за 28 дней первый строитель может выложит стену.

28-6= 22(дня) может выложить второй строитель стену.

Ответ: 28 дней, 22 дня.

Задача 3.  Четыре бригады должны разгрузит вагон с продуктами .Вторая. третья и четвёртая могут выполнит эту работу за 4 часа, первая, третья и четвёртая - 3часа. Если будут работать только первая и вторая, то вагон будет разгружен за 6 часов. За какое время могут разгрузить вагон все четыре бригады?

Задача 3.

Четыре бригады должны разгрузит вагон с продуктами .Вторая. третья и четвёртая могут выполнит эту работу за 4 часа, первая, третья и четвёртая - 3часа. Если будут работать только первая и вторая, то вагон будет разгружен за 6 часов. За какое время могут разгрузить вагон все четыре бригады?

Решение у + а + в =(вагона) разгрузят вторая, третья и четвёртая за 1 час.    х + а + в =(вагона) разгрузят первая, третья и четвёртая за 1 час.  х + у = ( вагона) ) разгрузят первая, и вторая за 1 час.

Решение

у + а + в =(вагона) разгрузят вторая, третья и четвёртая за 1 час.

  •  

х + а + в =(вагона) разгрузят первая, третья и четвёртая за 1 час.

х + у = ( вагона) ) разгрузят первая, и вторая за 1 час.

Сложим уравнения получим:   2х + 2у + 2а +2в = ( :2 ) Х + у + а + в = (вагона) разгрузят четыре бригады за 1 час. 1: = (часа) разгрузят вагон четыре бригады вместе. Ответ: часа.

Сложим уравнения получим:

  •  

2х + 2у + 2а +2в = ( :2 )

Х + у + а + в = (вагона) разгрузят четыре бригады за 1 час.

1: = (часа) разгрузят вагон четыре бригады вместе.

Ответ: часа.

Задачи на движение  ( задачи на движение по реке ) Задача 1 (задача из 5 класса) Лодка, имеющая собственную скорость 6 км/ч шла 3 часа по течению реки и 5 часов против течения. Какое расстояние прошла лодка, если скорость течения реки 2 км/ч?

Задачи на движение ( задачи на движение по реке )

Задача 1 (задача из 5 класса)

Лодка, имеющая собственную скорость 6 км/ч шла 3 часа по течению реки и 5 часов против течения. Какое расстояние прошла лодка, если скорость течения реки 2 км/ч?

Собственная скорость лодки - 6 км/ч (скорость в стоячей или неподвижной воде) Скорость течения реки (скорость плота) - 2 км/ч Скорость по течению - 1) 6 + 2 = 8(км/ч) Скорость против течения - 2) 6 - 2 = 4(км/ч) 3) 8   3 = 24( км) расстояние по течению реки. 4) 5  4 = 20 ( км) расстояние против течения реки. 5) 24 +20 = 44 (км) прошла лодка. Ответ: 44 км.

Собственная скорость лодки - 6 км/ч

(скорость в стоячей или неподвижной воде)

Скорость течения реки (скорость плота) - 2 км/ч

Скорость по течению - 1) 6 + 2 = 8(км/ч)

Скорость против течения - 2) 6 - 2 = 4(км/ч)

3) 8 3 = 24( км) расстояние по течению реки.

4) 5 4 = 20 ( км) расстояние против течения реки.

5) 24 +20 = 44 (км) прошла лодка.

Ответ: 44 км.

Задачи на движение Задача 2 (из открытого банка заданий, 2часть) Расстояние между пристанями А и В равно 48 км. Из А в В по течению реки отправился плот, а через час вслед за ним отправилась моторная лодка, которая, прибыв в пункт В тот час повернула обратно и возвратилась в А . К этому времени плот проплыл 25 км. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения реки 5 км/ч.

Задачи на движение

Задача 2 (из открытого банка заданий, 2часть)

Расстояние между пристанями А и В равно 48 км. Из А в В по течению реки отправился плот, а через час вслед за ним отправилась моторная лодка, которая, прибыв в пункт В тот час повернула обратно и возвратилась в А . К этому времени плот проплыл 25 км. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения реки 5 км/ч.

Собственная скорость лодки - х км/ч, х 5   (скорость в стоячей или неподвижной воде) Скорость течения реки (скорость плота) - 5км/ч Скорость по течению - (х +5)км/ч Скорость против течения - (х - 50) (км/ч)

Собственная скорость лодки - х км/ч, х 5

  •  

(скорость в стоячей или неподвижной воде)

Скорость течения реки (скорость плота) - 5км/ч

Скорость по течению - (х +5)км/ч

Скорость против течения - (х - 50) (км/ч)

    25 : 5 = 5 (ч) время движения плота.  Так как лодка отправилась вслед за ним через час, значит 5 - 1 = 4 (ч)- время движения лодки.  Так как время движения лодки 4 часа, то составим уравнение:  + = 4 ( (х - 5 ) (х +5 ))0 − 60 +12х + 60 = - 25  - 24х - 25 = 0 − 1 не удовлетворяет условию х 25км/ч собственная скорость лодки. Ответ : 25км/ч.
  •  

  25 : 5 = 5 (ч) время движения плота.

Так как лодка отправилась вслед за ним через час, значит 5 - 1 = 4 (ч)- время движения лодки.

Так как время движения лодки 4 часа, то составим уравнение:

+ = 4 ( (х - 5 ) (х +5 ))0

− 60 +12х + 60 = - 25

- 24х - 25 = 0

− 1 не удовлетворяет условию х

25км/ч собственная скорость лодки.

Ответ : 25км/ч.

Задачи на проценты Задача 1.  Свежие фрукты содержат 80% воды, а высушенные - 28% . Сколько потребуется свежих фруктов для приготовления 80 кг высушенных фруктов.

Задачи на проценты

Задача 1.

Свежие фрукты содержат 80% воды, а высушенные - 28% . Сколько потребуется свежих фруктов для приготовления 80 кг высушенных фруктов.

Решение.   100% - 80% = 20% - процентное содержание сухой массы в свежих фруктах.   100% - 72% =28% -процентное содержание сухой массы в сухих фруктах.    х –кг масса сухой массы в свежих фруктах    80 - кг масса сухой массы в сушеных фруктах .  Так как масса сухой массы одинакова, то составим уравнение.    х =  80  20  х = 72    80  Х = х =284 284 кг необходимо свежих фруктов. Ответ: 284кг.

Решение.

100% - 80% = 20% - процентное содержание сухой массы в свежих фруктах.

  •  

100% - 72% =28% -процентное содержание сухой массы в сухих фруктах.

х –кг масса сухой массы в свежих фруктах

80 - кг масса сухой массы в сушеных фруктах .

Так как масса сухой массы одинакова, то составим уравнение.

х = 80

20 х = 72 80

Х = х =284

284 кг необходимо свежих фруктов.

Ответ: 284кг.

Задачи на смеси и сплавы  Имеются два сплава. Первый содержит 5% никеля, второй- 25 % никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 250 кг, содержащий 20 % никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго сплава ?

Задачи на смеси и сплавы

Имеются два сплава. Первый содержит 5% никеля, второй- 25 % никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 250 кг, содержащий 20 % никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго сплава ?

  х + у = 250      х +   у =  250   Х +у = 250 5 х + 25у = 20  250 Х + у =250 Х +5у = 1000 4у = 750 у = 187,5 187,5 кг - масса второго сплава. 250 - 187,5 =62,5 кг - масса первого сплава.   187,5 - 62,5 =125 кг- масса первого сплава меньше второго. Ответ : 125 кг.

  х + у = 250

  •  

х + у = 250

 

Х +у = 250

5 х + 25у = 20 250

Х + у =250

Х +5у = 1000

4у = 750

у = 187,5

187,5 кг - масса второго сплава.

250 - 187,5 =62,5 кг - масса первого сплава.

 

187,5 - 62,5 =125 кг- масса первого сплава меньше второго.

Ответ : 125 кг.

Задачи на прогрессии Задача 1  Рабочие прокладывают тоннель длиной 112 метров, ежедневно увеличивая норму прокладки на одно и то же число метров. Известно, что за первый день рабочие проложил 7м туннеля. Определите, сколько метров туннеля проложили рабочие в последний день, если вся работа была выполнена за 7 дней.

Задачи на прогрессии

Задача 1

Рабочие прокладывают тоннель длиной 112 метров, ежедневно увеличивая норму прокладки на одно и то же число метров. Известно, что за первый день рабочие проложил 7м туннеля. Определите, сколько метров туннеля проложили рабочие в последний день, если вся работа была выполнена за 7 дней.

Решение. 112 м. – сумма 7 членов арифметической прогрессии.   7- первый член. Х м - количество метров, которые надо проложить в последний день.  =   7    7 224 =( 7 + х )    7 224 = 49 +7х 7х =175 Х = 25 25 метров туннеля проложили рабочие в последний день Ответ : 25м.

Решение.

112 м. – сумма 7 членов арифметической прогрессии.

  •  

7- первый член.

Х м - количество метров, которые надо проложить в последний день.

= 7

7

224 =( 7 + х ) 7

224 = 49 +7х

7х =175

Х = 25

25 метров туннеля проложили рабочие в последний день

Ответ : 25м.