Просмотр содержимого документа
«Презентация "Теорема Пифагора"»
Теорема Пифагора
A
C
B
катет
гипотенуза
Прямоугольный треугольник
A
Какой треугольник называется прямоугольным?
Как называются стороны,
Образующие прямой угол?
C
B
катет
Как называется сторона,
лежащая напротив прямого
угла?
Угол С = 90°
Задача
Дано:
ABCD - квадрат
Доказать:
TPKN- квадрат
P
a
b
C
B
a
K
b
b
T
a
D
A
a
b
N
Немного истории…
Пифагор Самосский ( 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом».
Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.
Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению.
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина.
Теорема Пифагора:
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
A
a² + b²=c²
с
b
C
B
а
Доказательство
Достроим треугольник до квадрата со стороной a+b . Его площадь равна S=(a+b) ² [1]
С другой стороны этот квадрат состоит из четырех равных треугольников
S тр = 1/2ab; 4 S тр = 2ab
и квадрата со стороной с
S кв =с²
Отсюда S =2 ab+c² [2]
a
b
a
b
c
c
c
c
b
a
a
b
Из [1] и [2] получим
(a+b)²=2ab+c²
a²+ b²+2ab=2ab+c²
a²+b²=c²
Что и требовалось доказать.
Задача 1
AB²=AC²+CB²
AB²=4²+3²
AB²=25
AB=5
A
?
4
C
B
3
Задача 2
AB²=AC²+CB²
CB²=AB²-AC²
CB²=13²-12²
CB²=25
CB=5
A
13
12
C
B
?
Самостоятельная работа вариант 1 вариант 2
1 )треугольник АВС -прямоугольный. Найти АВ
- 1)треугольник АВС –
- прямоугольный. Найти СВ.
- 2)ABCD -прямоугольник. Найти BA .
- 3) тр.АВС-равнобедренный, BD- высота, АС- основание. Найти АВ, если АС=20, BD=24 .
2) ABCD -прямоугольник. Найти АС.
3)тр.АВС-равнобедренный, BD -высота,АС-основание.Найти АС,если BD =12, BA =13
.
A
A
20
10
6
C
B
B
C
15
B
C
B
A
10
3
D
A
8
C
D
4
B
B
A
C
D
D
A
C
Решение:
Вариант 2
1) AB²=AC²+CB²
BC²=AB²-AC²
BC²=10²-6²
BC²=64
BC=8
2) BAD- прямоуг.
BA²=BD²-AD²
BA²=10²-8²
BA²=36
BA=6
Вариант 1.
3) AD=½AC=10
1) AB²=AC²+CB²
ABD прямоуг.
AB²=AD²+BD²
AB²=10²+24²
AB²=676
AB=26
AB²=20²+15²
AB²=625
AB=25
2) ACD- прямоуг.
AC²=AD²+DC²
AC²=4²+3²
AC²=25
AC=5
3) ABD прямоуг.
AD²=AB²-BD²
AD²=13²-12²
AD²=25
AD=5
AC=2AD=2*5=10
Итог урока:
- Сформулируйте теорему Пифагора,
- Как найти катет прямоугольного треугольника, зная гипотенузу и другой катет.
Домашнее задание:
П. 54-читать,
с.129 вопрос №8,
№ 486
Источники материалов
- http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/ppifagor.jpg
2. http://www.abc-people.com/data/rafael-santi/pic-8b.jpg