Учимся понимать своего ребёнка
« Подросток – это цветок, красота
которого зависит от ухода за растениями.
Заботиться о красоте цветка нужно
задолго до того, как он начнет цвести.
Особенности подростка зависят от того,
как он воспитывался в годы детства,
что заложено в него в период от рождения
и до начала подросткового возраста».
В. Сухомлинский
Причины проблемного
поведения подростков:
- Нарастающая неуверенность в себе
- Высокий уровень тревожности
- Сомнения в собственной значимости
- Недостаток внимания взрослых
- Холерический темперамент
- Отсутствие душевной близости
Конверт
откровений
1.Когда я подхожу к родителям с просьбой помочь мне по какому-нибудь предмету , то они….
Помогают мне разобраться -
73%
Считают, что я должен разбираться сам -
18%
Отсылают за помощью к товарищам, учителям -
9%
2. Однажды мне захотелось поделиться
с родителями по поводу возникшей
проблемы, я….
Встретил непонимание и обвинение
со стороны родителей -
5%
Увидел их полное
равнодушие -
14%
Почувствовал, что мне сопереживают
и готовы помочь в сложившейся ситуации -
81%
3. Когда мне родители делают замечания или за что - то ругают, то я….
Молча выслушиваю их слова и продолжаю делать по-своему -
38%
14%
Веду себя агрессивно -
Очень переживаю и стараюсь исправиться -
48%
4. Конфликт с родителями утрясён. Но родители установили строжайший контроль за всеми моими действиями. Что я чувствую по этому поводу?
Конверт
откровений
18%
Полное безразличие -
55%
Возмущение и протест -
Благодарность за небезразличное отношение ко мне -
27%
6. Нужны ли наказания для детей?
10%
Не нужны -
Нужны -
90%
Форма наказания: несильно; нечасто;
не очень жёстко и строго; в устной форме; простить два раза, а на третий раз провести беседу; лишить чего-то дорого; запретить пользование гаджетами.
Причина наказания: непослушание; плохие
оценки; плохие поступки; оскорбление
одноклассников; неуважение учителей;
выбор за родителями;
«жить со мной – уже наказание».
5. Родители убеждают, что нужно анализировать любую тревожную ситуацию, спокойно, без паники разбираться в ней. Но я точно знаю, что…
Не умею и не хочу анализировать свои действия даже в простейших
ситуациях -
14%
Мне постоянно требуется помощь взрослого в решении возникших проблем -
19%
67%
Смогу найти выход из любой ситуации сам -
Каким был папа в твоём возрасте?
- Такой же, как я
- Ответственный
- Тихий хулиган
- Умел найти выход из любой ситуации
- Занимался спортом
- Шебутной
- Чересчур весёлый
- Самостоятельный
- Не очень послушный
- Любил слушать музыку
- Помогал родителям
- Учился якобы без 2 и 3
- Трудолюбивый
- Отличник
- Любил прыгать по гаражам
- Лучше меня
- Занимался лёгкой атлетикой
- Энергичный
Какой была мама в твоём возрасте?
- Такая же, как я, но училась хорошо
- Весёлая
- Была объективна и отстаивала своё мнение
- Умела найти выход из любой ситуации
- Активная
- Послушная
- Самостоятельная
- Помогала родителям
- Прилежная ученица
- Красивая, как и сейчас
- Трудолюбивая
- Могла сдать сдачи
- Шустрая
- Лучше меня
- Паинька
- Играла в волейбол
- Занималась поиском материалов
по Великой Отечественной войне
Чего не хватает тебе для взаимопонимания с родителями?
- Спокойствия
- Понимания
- Хороших оценок в школе
- Трудолюбия
- Смелости
- Терпения
Чего не хватает родителям для взаимопонимания с тобой?
- Справедливости
- Памяти (они забыли, что тоже не всегда были послушными детьми)
- Оптимизма
- Нервов
- Позитива
- Доброты
- Ласки (кричат по всяким мелочам)
- Времени
- Равенства в отношениях
- Предоставления свободы (не надо постоянно контролировать)
- Учёта мнения ребёнка
- Доверия (нечего лазить по моим социальным сетям)
- Проявления интереса не только к школьным делам, но и к личной жизни
- Не дают возможности почувствовать себя взрослыми
- Они замечательно меня понимают, но не отпускают гулять с друзьями
Каким ты будешь родителем?
- Ответственный
- Добрый
- Хорошая мама
- Понимающий своего ребёнка
- Заботливый
- Терпеливый
- Отзывчивый
- Добродушный
- В меру строгий
- Справедливый
- Точно буду любить своих детей
- Такой же, как и мои родители
- Самым лучшим для своего ребёнка
- Буду всегда приходить на помощь
- Разрешу завести домашних животных
- Хочу завести не детей, а кошечек
Выводы
по результатам анкетирования:
Стать детским психотерапевтом ;
Удерживать тревогу ребёнка не выше
определенного уровня ;
Стараться добиться душевного спокойствия
ребёнка;
Не скупиться на проявление любви и нежности;
«Норма справедливости» должна уступить
«норме милосердия».
«Экскурсия в детство»
В 2 года - уравновешенный ребёнок
В 3,5 года - беспокойный, раздражительный ребёнок
В 4 года - энергичный ребёнок
В 4,5 года - невротичный, замкнутый ребёнок
В 5 лет - спокойный ребёнок
В 5,5 и 6 лет - беспокойный ребёнок
В 6,5 лет - уравновешенный ребёнок
В 7 лет - беспокойный, раздражительный ребёнок
В 8 лет - энергичный ребёнок
В 9 лет - невротичный, замкнутый ребёнок
В 10 лет - спокойный ребёнок
В 11 лет - беспокойный ребёнок
В 12 лет - уравновешенный ребёнок
В 13 лет - беспокойный, раздражительный ребёнок
В 14 лет – энергичный ребёнок
В 15 лет - замкнутый ребёнок
В 16 лет - спокойный и контактный ребёнок
Черты подросткового возраста:
ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ
РЕЗКАЯ СМЕНА НАСТРОЕНИЙ
БЫСТРАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ И УСТАЛОСТЬ
МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
СТРЕМЛЕНИЕ К ОБРАЗЦУ
СОНЛИВОСТЬ
СНИЖЕНИЕ АППЕТИТА
НИЗКАЯ СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ
БОЛЕЗНЯМ
Будьте
РЯДОМ со своими детьми,
а НЕ НАД НИМИ!!!
Общение с подростком
ТИПИЧНАЯ ФРАЗА
ПРИМЕР ИЗМЕНЁННОЙ ФРАЗЫ
Ты должен хорошо
учиться
Я уверена, что ты
можешь хорошо учиться
Ты должен думать
о будущем
Интересно, каким человеком ты хотел
бы стать? Какую профессию
планируешь выбрать?
Ты должен уважать
старших
Ты знаешь, уважение к старшим – это
элемент общей культуры человека
Ты должен слушаться
учителей и родителей
Конечно, ты можешь иметь
собственное мнение, но к мнению
старших полезно прислушиваться
Ты обязан
говорить правду
Мне жаль, что я опять
выслушиваю ложь
Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет. Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете.
Бенджамин Спок
Принципы
толерантного общения:
- Будьте тверды и последовательны!
ХОТИТЕ ЛИ ВЫ, НЕ ХОТИТЕ ЛИ,
НО ДЕЛО, ТОВАРИЩИ, В ТОМ,
ЧТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО МЫ – РОДИТЕЛИ,
А ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ – ПОТОМ.
Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ