УДД и их формирование в начальной школе
МОУ «Волоколамская средняя общеобразовательная школа №2»
Соколова Марина Михайловна учитель начальных классов
Федеральный государственный образовательный стандарт:
• Развитие личности обучающегося -
цель
и основной результат образования
Универсальные
учебные
действия
Развитие личности
Математика
Окруж.мир
Русский яз.
Чтение
Что такое
«Универсальные учебные действия»?
В более узком
значении -
В широком
значении -
термин означает:
совокупность способов осуществления деятельности
умение учиться
Образовательные результаты
Личностные
Предметные
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Универсальные учебные действия (УУД)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ММммм
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УДД:
способы осуществления деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Как можно понять, что ребенок достиг намеченных метапредметных результатов?
Ребенок
не только решает
учебно-познавательные и
учебно-практические задачи, но и осознает способы (УУД), которые он применил.
Как это увидеть на практике?
Ребенок отвечает на вопросы:
1.Что нужно сделать? Что я делаю?
2 .Зачем я это делаю?
3.Каким образом я это делаю?
4. Как я могу проверить ?
5. Как я оцениваю то, что я сделал?
6. Как я оцениваю то, как я это делал?
7. Как могу исправить то, что не получилось?
Выполнение по
образцу
Универсальные способы
Применение способа
Подбор способа
под задачу
УДД
От выполнения
к оценке результата
От планирования
к оценке результата
Структурные элементы
учебной деятельности
От цели к оценке
результата
Сформировать УУД – значит:
Научить выполнять учебные задания, построенные на способе (действия, мышления, коммуникации), на основе образца
Передать сам способ выполнения метапредметного действия
Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его
1 этап
2 этап
3 этап
Этапы формирования УУД
" Универсальное учебное действие" Применение способа действия в контексте учебной задачи (цели)
«Способ» Осуществление способа действия по прямому указанию на его название (назначение)
«Представление» Выполнение учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действия
Виды заданий для формирования УУД:
регулятивных
личностных
- участие в проектах
- подведение итогов урока
- творческие задания
- мысленное воспроизведение ситуации самооценка событий
- дневники достижений
- «преднамеренные ошибки»
- поиск информации в источниках
- взаимоконтроль
- диспут
- заучивание материала наизусть в классе
- «ищу ошибки»
- контрольный опрос на определённую тему
познавательных
- исследования,
- поиска, отбора информации
- структурирования необходимой информации,
- моделирование изучаемого содержания
УУД определяют эффективность образовательного процесса, формирование образа мира и основных видов компетентности учащихся, являются средством повышения качества обучения школьника.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
2. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» – М.: Просвещение. 2008 г.
3. Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование»
№ 4/2012 г., с.153.
4. Логинова О. Б. Яковлева С. Г. «ФГОС. Что нужно знать педагогу, что родителю» - журнал «Практика образования» №4 2011г., №1 2012г
5. Интернет ресурсы.