СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здесь представлены все универсальные учебные действия, Взаимосвязь понятий компетентностного и системно – деятельностного подходов,описание системно-деятельностного подхода, формула педагогической технологии, а так же подробно расписан такой метод обучения как интелектуальные карты, и как их можно использовать на занятиях
Технологии формирования и развития УУД
Три пути ведут к знанию:
путь размышления - это путь самый благородный,
путь подражания- это путь самый легкий,
и путь опыта - это путь самый горький.
Конфуций
Песяк Е.Ф.,
кафедра сопровождения инноваций,
ТОИПКРО
Периодизация возрастного развития (по Леонтьеву - Эльконину)
Характеристики
Младшие школьники
(6,5 -10 лет)
Ведущий тип деятельности
Подростки
(11 – 13 лет)
Позитивные психические новообразования
Учение
Старшеклассники
(14 – 17 лет)
Негативные новообразования возраста
Новый уровень самосознания, произвольность психических процессов, наличие внутреннего плана действий. Компетентность. Умелость.
Общение во всех сферах со сверстниками
Чувство взрослости, новый уровень самосознания, потребность в общении со сверстниками, освоение основных наук, формирование индивидуального стиля мыслительной деятельности. Верность
Учебно – профессиональная деятельность
Направление развития
Негативизм
Новый уровень самосознания, формирование мировоззрения, профессиональное самоопределение.
Любовь.
Застенчивость, негативизм
Интеллектуально – познавательная сфера
Радиус значимых отношений
Исключительность (склонность исключать кого – либо, в т.ч. и себя, из круга интимных отношений)
Мотивационно – потребностная и интеллектуально – познавательная сферы
Соседи, школа
Мотивационно – потребностная и интеллектуально – познавательная сферы
Группы сверстников
Друзья, соперники
Виды деятельности младшего школьника:
Виды деятельности подростков:
Виды деятельности старших школьников
Взаимосвязь понятий
компетентностного и системно – деятельностного подходов
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные
УУД
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Личностные результаты
Компетентности
(интегральная личностная характеристика)
Компетенции
(практическая деятельность)
Компетентность понимается как результат когнитивного научения. Когнитивное научение предполагает оценку ситуации, в которой участвуют высшие психические процессы; при этом используется прошлый опыт, анализ имеющихся возможностей, формируется оптимальное решение.
Компетенции – это «знание в действии». Компетенция означает способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решений в условиях неопределённости и вырабатывать алгоритм действий по его реализации.
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача – создание и организация
условий, инициирующих детское действие
Действия, операции
Потребность
Цель
Мотив
Результат
Рефлексия
Элементы занимательности
Создание проблемных ситуаций
Продукт
Анализ жизненных ситуаций
Исследовательский подход
Презентация продукта
Анализ профессиональных ситуаций
Ролевой подход
Социальная значимость
деятельности
Фантастическая среда обитания
Дискуссия
Вариативность – возможность выбора для обучающихся способов, форм деятельности, уровня реализации программы и пр.
Компоненты учебной деятельности:
Виды универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
Начальная школа:
Основная школа:
• основы социальных компетенций
• готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации
Регулятивные универсальные учебные действия
Начальная школа:
Основная школа:
Познавательные универсальные учебные действия
Начальная школа:
Основная школа:
Коммуникативные действия
Начальная школа:
Основная школа:
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные умения и навыки, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Предметные результаты: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно – проектных и социально – проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Метапредметные результаты : освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Результат метапредметного образования:
- формирование у школьника мышления как такового, которое может быть развернуто на любом предметном материале
- комплексы пониманий, умений и отношений, обеспечивающие: способности учиться, сотрудничать, договариваться, преодолевать конфликтные ситуации; сохранять здоровье тела и духа; самостоятельно определяться и действовать независимо; действовать продуктивно, творчески подходя к работе
- освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
1 !!!!!
Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться
Технологии формирования и развития УУД - универсальны, метапредметны.
Характеристики метапредметности: универсальность, интегративность, надпредметность, мыследеятельность, практикоориентированность
Модели обучения
Критерии отбора технологии:
Схема технологичного построения образовательного процесса
Конкретные (локальные) образовательные цели
Образовательный процесс
Оценка результатов
Общие цели и содержание образования
Коррекция
Научный: часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы
Процессуальный: описание (алгоритм) процесса, совокупность содержания, методов и средств достижения планируемого результата обучения
Деятельностный: осуществление технологического (педагогического)
процесса, функционирование всех
личностных, инструментальных и методологических педагогических средств
педагогическая технология
цели
Условия -
ресурсы и дефициты:
+
задачи
+
содержание
+
методы (приёмы, средства)
+
формы
+
результаты
+
оценка и анализ качества результатов
Преимущества технологии:
Метод обучения
Т.А. Ильина
Ю.К. Бабанский
Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования
Метод обучения – способ организации познавательной деятельности учащихся
По источнику получения знаний методы обучения подразделяются на:
словесные
практические
наглядные
лекция
демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм и пр.
практические задания
объяснение
тренинги
чтение
использование ТСО
деловые игры
беседа
просмотр материалов на электронных носителях
анализ и решение различных ситуаций
диалог
консультация
эксперимент
По критерию степени активности познавательной деятельности, самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых методы бывают:
объяснительно-иллюстративный метод
репродуктивный метод
частично-поисковый или
эвристический метод
исследовательский метод
метод проблемного обучения
Метод, при котором обучающиеся получают знания в «готовом» виде
Объяснительно-иллюстративный метод
из интернета
из литературы
на лекции
Репродуктивный метод обучения
Метод обучения, где применение изученного осуществляется на основе:
правила
образа
Частично-поисковый или эвристические метод обучения - организация активного поиска решения познавательных задач
выдвинутых в процессе деятельности под руководством педагога
выдвинутых самостоятельно
или
на основе эвристических программ и указаний
сформулированных под руководством педагога
или
Исследовательский метод обучения
Педагог
Обучающиеся
самостоятельно ищут и изучают информацию
анализирует материал
ведут наблюдения
и измерения
ставится проблема и формулируются задачи
проводится краткий устный или письменный инструктаж
выполняют другие действия поискового характера
Метод проблемного обучения - последовательность действий
постановка проблемы
формулировка познавательной задачи
сравнение различных точек зрения и подходов к решению
выбор способа решения
поставленной задачи
представление системы доказательств
Матрица методов обучения
Методы (степень познавательной активности)
Методы
(источник
получения знаний)
Объяснительно-иллюстративный метод
Лекция
Репродуктивный метод
Семинар
Беседа
Метод проблемного изложения
Исследовательский метод
Практическая работа
Частично-поисковый или эвристический метод
Лабораторная работа
Экскурсия
Самостоятельная работа
Другое
К метапредметным технологиям относятся:
- Технология Т.О.Т.Е.
- Технология MIND MAP («интеллект – карты»)
- Технология проектного обучения (метод проектов)
- Технология развития критического мышления (ТРКМЧП)
- Морфологический анализ (метод морфологического анализа)
- Кейс - технология
- Портфолио
Модель Т.О.Т.Е.
Тест1 – операция – тест 2 – выход
ТЕХНОЛОГИЯ
MIND MAP (интеллект – карты)
Будущее за теми, кто мыслит!
А.Г. Войтов
Разработка Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК - «mind maps» («mind» - «ум», «maps» — «карты»). Дословно – «карты ума».
Другие названия: «ментальные карты», «мыслительные карты», «карты ума», «концепт-карты», «карты представлений», «карты знания», «карты памяти», «интеллект – карты».
В основе концепции интеллект-картирования лежат представления о принципах работы человеческого мозга: ассоциативное (нелинейное) мышление, визуализация мысленных образов, целостное восприятие – «ассоциативные карты».
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
Основные области применения интеллект-карт:
Интеллект – карты – это технология изображения информации в графическом виде, отражающая связь (смысловую, ассоциативную, причинно – следственную и др.) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую мы изучаем (рассматриваем).
Нет строгих правил построения интеллект – карт.
Как нет и не может быть неправильных интеллект – карт.
От центрального образа рисуются ветки первого уровня, на которых записываются слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
Под-идея
Под-идея
Под-идея
Под-идея
К веткам первого уровня при необходимости добаляются ветки 2-го уровня с ассоциациями, раскрывающими идеи веток 1-го уровня.
2 уровень
2 уровень
1 уровень
Под-идея
1 уровень
Под-идея
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
1 уровень
Под-идея
1 уровень
Под-идея
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
При построении карты используется максимальное количество цветов, отображающих разнообразие идей.
2 уровень
2 уровень
1 уровень
Под-идея
1 уровень
Под-идея
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
1 уровень
Под-идея
1 уровень
Под-идея
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
По возможности, добавляются рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветках. Это мнемонический приём, связывающий пару – «слово-образ».
2 уровень
2 уровень
Под-идея
Под-идея
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
Под-идея
2 уровень
Под-идея
2 уровень
2 уровень
2 уровень
С помощью стрелок, соединяющих понятия на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи.
2 уровень
2 уровень
Под-идея
Под-идея
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
Под-идея
2 уровень
Под-идея
2 уровень
2 уровень
2 уровень
46
Иерархия мыслей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов.
2 уровень
2 уровень
Под-идея
Под-идея
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
2 уровень
Под-идея
2 уровень
Под-идея
2 уровень
2 уровень
47
Советы по созданию Интеллект-карт
47
Цвет
Значение
Красный цвет
Скорость восприятия
Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание
Синий цвет
Высокая
Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей
Зеленый цвет
Средняя
Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа)
Желтый цвет
Низкая
Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание.
Высокая
Цвет
Значение
Коричневый цвет
Скорость восприятия
Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности
Оранжевый цвет
Низкая
Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание
Голубой цвет
Черный цвет
Высокая
Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте
Низкая
Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ
Средняя
Основные свойства интеллект-карт: - Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом. - Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. - Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. - Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. - Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. - Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Основные преимущества интеллект – карт:
Пишем: - с удовольствием - быстро - мало Видим: - взаимосвязи - структуру изложения материала - логику Развиваем: - мышление - память - воображение Задействуем: - весь потенциал - творчество Запоминаем: - сразу - много - качественно
1.Выбираем тему, идею, предмет, объект, образ, то есть то, о чём будет интеллект- карта, например:
«Преступление и наказание»
Петербург, университет, учёба, квартира, коморка, плата, деньги, страх, хозяйка, мысль, убийство, улица, бред, болезнь,
теория, следствие, ожидание, сестра, мама,
встреча, ссора, Рогозин, Лужин, Соня Мармеладова, старуха-процентщица, судья, Родион Раскольников, Свидригайлов, смерть, покаяние, любовь, ссылка, одиночество, Евангелие, прозрение, мечта, наказание.
Интеллект-карта
Ленты
Ткани
Отделка
Нанесение рисунка
Запяливание
Подготовка лент
Закрепление ленты
на игле
Иглы
Наперсток
Ножницы
Пяльца
Синель
Цыганские
Форма
Материал
ширина
состав
натуральные
химические
бисер
мулине
пайетки
Виды швов
узелок
Стежок с завитком
Наметка обвитая
Петелька с прикрепом
перекрученный
Петелька под корешок
круглые
овальные
прямоугольные
пластмасс
дерево
металл
пластмассовый
металлический
С иглой
С ножницами
Мотивы
для вышивки
Рисунки
Гобелены
органза
шелк
трикотаж
Закрепление ленты
в ткани
Листик
Технология
вышивки
шелк
Гобеленовые
капрон
лен
Материалы
Инструменты
хлопок
Вышивка лентами
Вышивка лентами
Техника
безопасности
История
вышивки лентами
Набивные ткани
97
97
Законы построения интеллект-карт (от Тони Бьюзена):
1. Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность):
2. Ассоциируйте:
97
3. Стремитесь к ясности в выражении мыслей.
4 . Вырабатывайте собственный стиль.
Законы структуры: 1. Соблюдайте иерархию мыслей.
2. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.
97
97
97
Эффективность данного метода заключается в том, что он: • отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития; • позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время; • приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше; • практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ЕГЭ.
97
Как этому научится?
97
97
открытие
Джеймс
Джоуль 1841 г.
Эмилий
Ленц 1842 г.
97
открытие
нагревание
воздуха
Джеймс
Джоуль 1841 г.
Эмилий
Ленц 1842 г.
97
открытие
нагревание
воздуха
нагревание воды
Джеймс
Джоуль 1841 г.
Эмилий
Ленц 1842 г.
открытие
нагревание
воздуха
работа тока
нагревание воды
Джеймс
Джоуль 1841 г.
Эмилий
Ленц 1842 г.
открытие
нагревание
воздуха
работа тока
техника
нагревание воды
Джеймс
Джоуль 1841 г.
Эмилий
Ленц 1842 г.
Снижение потерь электроэнергии
Расчет мощности
Выбор проводников
для электронагрева-телей
открытие
нагревание
воздуха
работа тока
техника
нагревание воды
Джеймс
Джоуль 1841 г.
Эмилий
Ленц 1842 г.
Снижение потерь электроэнергии
Расчет мощности
Выбор проводников
для электронагрева-телей
124
открытие
нагревание
воздуха
работа тока
техника
нагревание воды
Джеймс
Джоуль 1841 г.
Эмилий
Ленц 1842 г.
Снижение потерь электроэнергии
Расчет мощности
Выбор проводников
для электронагрева-телей
Интеллект – карта «Бутерброды»
« RUSSIAN MIND MAPS »
доктор педагогических наук, профессор РАЕН
Васильева Е.Е.
« RUSSIAN MIND MAPS » базируется на следующих технологиях:
- « MIND MAPS » Тони Бьюзен;
- АВТОРСКИХ СПОСОБАХ развития мышления;
- АВТОРСКИХ МЕТОДАХ запоминания текстов и учебников ;
- « МНЕМОТЕХНИКЕ" или мнемонике (древнем искусстве запоминания);
- АВТОРСКИХ ТЕХНИКАХ запоминания точной информации;
- ЛОГИКЕ (науке о мышлении);
- ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ;
- ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач);
- НЛП (нейролингвистическом программировании).
« RUSSIAN MIND MAPS »
включает в себя 8 видов интеллект – карт:
1. «КАРТА ПАМЯТИ» представляет собой интеллект – карту, содержащую систему иерархии ключевых слов и систему символизации, являющуюся отображением процесса мышления (или его части): «мозговой штурм» - группировка – классификация – анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность. «КАРТА ПАМЯТИ» применяется для развития творческих способностей; генерирования новых идей; написания выступлений, сочинений, курсовых и дипломных работ; планирования дел, мероприятий и времени; сбора и систематизации информации.
2. « КАРТА ТЕКСТА» позволяет понять и на 100% запомнить любой текст, является основополагающим методом обработки и запоминания больших объемов текстовой информации. «КАРТА ТЕКСТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. «КАРТА ТЕКСТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет увидеть структуру текста и перестроить ее в строгой логической последовательности, запомнить текст со 100% точностью и вспомнить его в нужный момент по зрительному ключу. (« В MIND MAPS » Тони Бьюзена нет ни слова о технологии построения интеллект карт для научно-популярных, учебных и научных текстов!)
3. «КАРТА ПРАВИЛА» ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения. «КАРТА ПРАВИЛА» содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации. «КАРТА ПРАВИЛА» отображает процесс мышления: группировка – классификация – поэтапное представление – символизация – примеры применения – применение на практике.
4. КАРТА УЧЕБНИКА» позволяет понять и на 100% запомнить весь учебник или книгу. «КАРТА УЧЕБНИКА» составляется поэтапно и включает в себя другие виды интеллект – карт, содержит систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
5. «МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» применяется для 100% запоминания большого объема точной информации, т.е. различных списков, таблиц, сложных текстов и стихов, например, списка неправильных глаголов английского языка, таблицы Менделеева, списка исторических дат и т.п. «МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА» строится на основе «Универсальной техники запоминания точной информации», содержит систему направленного воображения, систему мнемотехники и систему символизации.
6. « КОНСПЕКТ – КАРТА» в 5 раз ускоряет процесс записи выступлений, лекций и их качественное усвоение. «КОНСПЕКТ – КАРТА» содержит систему выбора ключевых слов, систему иерархии и взаимосвязи ключевых слов, систему символизации. «КОНСПЕКТ – КАРТА» мощно развивает аналитическое мышление, позволяет глубже понять и увидеть структуру выступления или лекции, а затем перестроить ее в строгой логической последовательности, внести нужные изменения и дополнения.
7. ВОПРОС – КАРТА» ускоряет процесс формирования навыков, опираясь на алгоритмы мышления (деятельностный подход), например, навык выражения мысли на английском языке, навык применения правил русского языка, техники психологического и бизнес консультирования. «ВОПРОС – КАРТА» применяется при проведении интервью или других мероприятий, где важны не сами вопросы, а их последовательность. «ВОПРОС – КАРТА» улучшает процесс коммуникации и позволяет принять взвешенные решения. «ВОПРОС – КАРТА» отображает процесс мышления: «мозговой штурм» - группировка – классификация – анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность.
8. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» применяется для всестороннего анализа и планирования деятельности, для стратегического планирования развития личности или организации, используется в психологическом и бизнес консультировании. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» представляет собой систему из нескольких интеллект – карт. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» отображает процесс мышления: категория – «мозговой штурм» - анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность – представление - категория – «мозговой штурм» - анализ – расстановка приоритетов – линейная последовательность. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» позволяет выстроить цепочку целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных) и в долгосрочной перспективе спланировать свою деятельность.
Метод проектов
«Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих
по самой своей сути»
Е.С. Полат
Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение конкретной задачи: учебной, социальной, технической, культурной, организационной и т.д.
Классификация проектов:
- по доминирующей деятельности:
- по комплексности:
- по характеру контактов:
- по продолжительности:
Формы продуктов проектной деятельности:
Web – сайт, атлас, бизнес – план, видеоклип, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, законопроект, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, спектакля, стенда и пр., публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник, письмо в …., праздник, прогноз, путеводитель, серия иллюстраций, статья, сценарий, учебное пособие, чертёж, экскурсия и пр.
Для выполнения любого проекта надо уметь:
- выявлять проблемы
- ставить цели и задачи
- планировать деятельность
- выбирать рациональные и оптимальные способы достижения результатов
- публично выступать, дискутировать
Этапы проектирования
I этап - подготовительный (мотивационный)
Принципы формирования проблемных групп:
- наличие теоретических знаний и умений применять основные способы деятельности в различных практических ситуациях.
- умение выделить в работе главное.
- умение выполнять задания по аналогии.
Итог: тема работы, круг участников.
II этап – основной
Шаг 1.Формирование ключевой идеи.
Выдвижение гипотезы, предположения о том, каким должен быть результат работы. Руководитель объединения не «навязывает» свои идеи, а лишь направляет деятельность проектантов, отмечая удачные решения и предостерегая от грубых ошибок.
Успеху поможет:
Шаг 2. Освоение и реализация идеи.
Определение цели проекта, задач проекта, разработка и реализация конкретного плана действий.
Успеху поможет:
Шаг 3. Реализация плана действий.
Соблюдение сроков выполнения запланированного, промежуточные результаты. Решение возникающих проблем, корректировка плана (если это необходимо).
Успеху поможет:
Итог: представление работ на заключительный этап.
III этап: презентационный
Успеху поможет:
Итог: представление и защита своей работы
IV этап – заключительный
Подведение итогов работы над проектом, рефлексивный анализ.
Итог: проведение заключительных мероприятий, мотивация проектантов к дальнейшей работе по технологии проектной деятельности.
Событийный ряд проекта
Подумай, какие сферы деятельности интересны для тебя.
Определи проблемы, которые могут возникнуть в процессе работы.
Какая из перечисленных проблем кажется тебе наиболее важной (интересной) для тебя?
Какую проблему надо рассмотреть в первую очередь?
Ответь на вопросы:
Какие способы решения этой проблемы ты знаешь?
Обозначь сроки работы над проектом: с ________ до _______________
Событие шестое – постановка цели проекта
Чего ты хочешь добиться? Над чем будешь работать?
Обрати внимание: формулировка цели начинается с имени существительного.
Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа?
Обрати внимание: формулировка задачи начинается с глагола.
Какая информация необходима для решения поставленных задач? Какие источники необходимы для получения информации?
Уже сформулированы цель и задачи. Ответь на вопросы: где, как, что делать - это поможет сформулировать тему проекта:
Может быть, у тебя есть свой вариант:
Подробно запиши, что будет делаться по проекту
Нужно задействовать свои творческие возможности, воображение, фантазию. Приложить максимум усилий, чтобы проект был оформлен грамотно и интересно.
Продумать форму презентации. Подготовить необходимые материалы. Назначить дату и время презентации.
Программа успешного выполнения проекта
«Семь шагов»
Я научусь
самостоятельно в группе
1. выбирать
2. выявлять
3. ставить
4. планировать
5. реализовывать
6. презентовать
7. рефлексировать
Результат - ПРОЕКТ
МАТРИЦА ПРОЕКТА
3!!!!!
Развитие критического мышления
через чтение и письмо
«Творчество на деле существует не только там,
где создают великие творческие произведения,
но и везде там, где человек воображает,
комбинирует, изменяет и создает что-либо новое,
какой бы крупицей ни казалось
это новое по сравнению с созданиями гениев».
Л.С. Выготский
Базовая модель технологии развития критического мышления через чтение и письмо
. 1. ВЫЗОВ (EVOCATION)
• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
• пробуждение интереса к изучаемой теме;
• обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
• побуждение ученика к активной деятельности.
2. ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATION OF MEANING)
• активное получение новой информации;
• осмысление новой информации;
• соотнесение новой информации с собственными знаниями;
• отслеживание процесса познания и собственного понимания.
3. РАЗМЫШЛЕНИЯ (REFLECTION)
• целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
• выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
• выявление еще непознанного;
• анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
• поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Критический мыслитель:
1 вариант
ВЫЗОВ: кластер – ассоциации, «гроздья»
Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, параллелограмм
ОСМЫСЛЕНИЕ: линии сравнения
РЕФЛЕКСИЯ: презентация - РАФТ
ВЫЗОВ: кластер
Материки: Евразия, Сев. Америка, Юж. Америка, Африка, Австралия, Антарктида
ОСМЫСЛЕНИЕ: линии сравнения
РЕФЛЕКСИЯ: презентация - РАФТ
Два типа ситуаций
Задачная ситуация:
анализ условий задачи – припоминание способа решения – решение – формальная сверка с эталонным решением
Проблемная ситуация:
анализ проблемной ситуации – постановка проблемы – поиск недостающей информации и выдвижение гипотез – проверка гипотез и получение нового знания – перевод проблемы в задачу (задачи) – поиск способа решения – решение – проверка решения – доказательство оптимальности решения
Текст: необходимо поменять линолеум в комнате неправильной формы площадью 18 кв. м. В магазине строительных материалов имеется качественный линолеум разной ширины и по разной цене:
4 м – 1320 р/м
3 м – 980 р/м
2м – 750 р/м.
Финансовые возможности ограничены суммой 5000 рублей.
Приём «ФИШБОУН» - «рыбий скелет»
ВЫЗОВ: Хватит ли 5000 руб., чтобы купить линолеум для ремонта данной комнаты?
ОСМЫСЛЕНИЕ: Причины затруднений (вопросы) - варианты решений (ответы).
РЕФЛЕКСИЯ: вывод – презентация «рыбок».
Приём «Фишбоун» - «рыбий скелет»
ВЫЗОВ: «Экологические конфликты»
ОСМЫСЛЕНИЕ: факты и причины («рёбра») – выводы («хвостик»)
РЕФЛЕКСИЯ: презентация «рыбок»
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
?
?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Простой вопрос
Уточняющий вопрос
Оценочный вопрос
Творческий вопрос
Вопрос интерпретация
Практический вопрос
?
Сразу могу применить
Совсем непонятно Хорошо понятно
Никогда не смогу применить
«Что в этом интересного?»
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
V
(осознать новые знания)
+
(исправить неверные предположения)
Я это знал
Это для меня абсолютно новое
-
(исправить неверные предположения
?
(побудить дальнейший интерес к теме)
Это противоречит тому, что я знал
Я хочу знать об этом больше
Группа получает
общее задание по теме
1
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
2
Сбор информации
об объекте
3
Обмен информацией в группе
4
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
5
Заполнение таблицы
6
Написание совместного
исследования по теме
7
Презентация исследования
8
предположения
предположения
аргумент
аргумент
тема
Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках
ДА
НЕТ
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря;
Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Морфологический анализ
(метод морфологического анализа)
Морфологический анализ (метод морфологического анализа) – систематизированный метод поиска новых идей основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании).
Метод разработан швейцарским астрономом Фрицем Цвикки (1898 – 1974 гг). Благодаря этому методу он смог за короткое время получить большое количество оригинальных технических решений в ракетостроении (36862 решения).
Основные этапы применения метода:
Пример морфологической матрицы-таблицы:
ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Наиболее значимые параметры
Значение шкалы,
балл
Варианты профессий
Зарплата
100
Престижность
Инженер авиаконструктор
Наладчик ЭВМ
80
90
Возможность заниматься самостоятельной творческой деятельностью
90
Водитель грузовика
95
85
Режим работы
90
80
100
Возможность смены мест, путешествий
80
60
70
60
Итого
50
30
60
40
80
30
355
50
335
320
Морфологический анализ растения
Параметр
Варианты параметра
Жизненная форма растения А
1
Тип корневой системы Б
1
2
Листо -расположение
В
3
2
Строение листа
Г
1
4
3
Цветок Д
2
1
5
4
2
1
Соцветия Е
3
6
5
1
Типы плодов Ж
2
3
4
6
4
3
5
2
1
4
6
3
5
2
6
3
4
5
5
6
4
6
5
6
Морфологический анализ растения
Параметр
Варианты параметра
Жизненная форма растения А
1
дерево
Тип корневой системы Б
1
мочковатый
Листо -расположение
В
2
кустарник
1
супротивное
2
стержневой
Строение листа
Г
3
полукустарник
3
Цветок Д
1
форма пластинки
4
трава
2
очерёдное
1
правильный
2
расчленение
4
Соцветия Е
3
мутовчатое
5
2 неправильный
Типы плодов Ж
1 на ножках: кисть, метелка, щиток
3
макушка
4
розеточное
5
6
4
жилкование
3
1 сухие: семянка, зерновка, боб, стручок, коробочка, орех
2 сидячие колос простой, колос сложный, початок, головка, корзинка
5
6
3 ось короткая: зонтик сложный, зонтик простой
4
2 сочные: ягода, костянка, яблоко, тыквина, огурец
5
основание
6
3 одно-семянные
4 ось длинная
6
край пластинки
5
4 много-семянные
5
6
6
5
6
Морфологическая таблица « Климат »
Характеристики
Материки
А
Африка
1
Б
Австралия
2
3
В
Южная Америка
Г
Северная Америка
4
5
Д
Евразия
6
7
8
9
10
Морфологическая таблица « Климат »
Характеристики
Материки
А
Африка
Геогр. полож.
1
Б
Австралия
Клим. Пояс
2
Тип климата
3
В
Южная Америка
Кол-во осадков
4
Г
Северная Америка
Сред. Т января
5
Д
Евразия
Е
Антарктида
Сред. Т
Июля
6
Макс. кол-во осадков
7
Океанич течения
8
Канарское
Тип возд. м асс
9
Прирол. зоны
10
Северопассатное
Гольфстрим (тёплое)
Гольфстрим (тёплое)
Течение Западных ветров
Морфологическая таблица «Открытие Южного полюса»
Параметры
Факторы
Команда
Предварительная подготовка
А
Снаряжение
1
Везение Б
Опыт
2
1
2
Маршрут
3
4
3
Погода
4
5
5
Роберт Фалкон Скотт : ____________________________________
Рауль Амудсен : ___________________________________________
Морфологическая таблица «Части речи»
Характеристики
Часть речи
Лексическое значение
(что обозначает)
Грамматические признаки
Постоянные
Роль в предложении
Непостоянные
Морфологическая таблица «Части речи»
Характеристики
Часть речи
Лексическое значение
(что обозначает)
Имя существительное
Грамматические признаки
Постоянные
Имя прилагательное
Предмет, явление
Роль в предложении
Непостоянные
Имя числительное
Род
Склонение
Местоимение
Глагол
Род
Причастие
Деепричастие
Подлежащее
Дополнение
Определение
Спряжение
Вид
Наклонение
Вид
Наречие
Род
Союз
Предлог
Частица
Генетическая связь классов неорганических соединений
Компоненты
НеМе
Ме
Кислотные оксиды
Основные оксиды
Кислоты
Щёлочи
Соли
Н/Р основания
Н 2 О
Соли
t, С
Н 2 О
Н 2
t, С
Генетическая связь классов неорганических соединений
Компоненты
Ме
НеМе
Кислотные оксиды
Основные оксиды
Соли
(t, С)
Щёлочи
Кислоты
______
Окс. Ме + НеМе
(t, С)
Соль + Н 2
(ряд Ме)
Н/Р основания
Соли + Н 2 О
Соли
Соли
(t, С)
Соли
Соли + Н 2 О
Соль + Н 2 О
(t, С)
_______
Соль +Ме
(ряд Ме)
Н 2 О
Соли + Н 2 О
_____
Соли + Н 2 О
(t, С)
Н 2 О
_______
t, С
Основание +Н 2
_______
Соль + оксид
(t, С)
Соли + Н 2 О
Соль + основание
Щёлочь
(акт. Ме)
Н 2
t, С
____
Кислота
Соль + кислота
(ряд Ме)
______
_____
_____
______
______
Соль + соль
_______
_______
Ме + Н 2 О
(t, С)
________
_______
Кристаллогидрат
Н/Р кислоты:
оксид + Н 2 О
Оксиды + Н 2 О
_______
Кристаллогидрат
Оксиды Ме + оксиды НеМе
_______
Оксид Ме + оксид НеМе
_______
Н 2 + О2
(эл. ток, 2000, С)
_______
Н 2 + О 2
(эл. ток, 2000, С)
______
Моделирование математических функций
Свойства
Функция
Формула
Линейная
Область определения
Множество значений
Кусочно-линейная
Чётность, нечётность
Квадратичная
Нули
Степенная
Промежутки знако-
постоянства
Показательная
Промежутки моно-
тонности
Логарифмическая
Экстремумы
Гиперболическая
Моделирование математических функций
Моделирование решения задач по физике (механика)
Объект
Компоненты
1
Точка
А
2
а
Система точек
Б
Абсолютно
твёрдое тело
В
3
б
а
б
в
а
Математическая модель решения
4
в
г
б
а
в
б
г
г
в
г
Моделирование решения задач по физике (механика)
Объект
Компонент
1
Законы механики
Точка
А
2
Тип движения
а
2-ой закон Ньютона
Система точек
Б
Абсолютно
твёрдое тело
В
Система координат
3
б
закон сохранения импульса
а
покой
б
прямолинейное равномерное
в
закон сохранения энергии
а
одномерная
Математическая модель решения
4
в
прямолинейное равно-
ускоренное
г
законы кинематики
б
двухмерная
а
уравнение
в
трёхмерная
б
система уравнений
г
вращение
г
особая
в
неполная система уравнений
г
Морфологическая таблица
«Конструкторского изделия «Футляр для сотового телефона»
Параметры
Варианты параметров
Материал А
1
Цвет Б
2
1
Форма В
1
3
2
Способ соединения деталей Г
1
2
4
3
Крепление, хранение Д
3
2
4
1
Дизайн, отделка
Е
3
4
Дополнительные функции Ж
2
1
4
1
2
3
3
2
4
4
3
4
Морфологическая таблица
«Конструкторского изделия «Футляр для сотового телефона»
Параметры
Варианты параметров
Материал А
1 ткань
Цвет Б
2 кожа
1 чёрный
Форма В
1 прямоугольник
3 комбинирование различных материалов
2 розовый
Способ соединения деталей Г
1 сшивание
2
4
3 растительный рисунок
Крепление, хранение Д
3
2 склеивание
4
1 на ремне, поясе
Дизайн, отделка
Е
3 «молния»
4
Дополнительные функции Ж
2 шнурок
1 металлические колечки
4
1 карманчик для мелочи
2 пайетки, стеклярус
3
3 вышивка
2 зеркальце
4
4
3
4
Морфологическая таблица «РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ ЧАСОВ (БУДИЛЬНИКА)»
Форма корпуса
Материал
А Прямоугольная
1. Оргстекло
2. Кварц
Б Круглая
В Овальная
3. Цветное стекло
4. Металл (золото)
Г Шарообразная
5. Металл (серебро)
Д Кольцевая
6. Металл (сталь)
Е В виде предмета
7. Стекло
Д Тонкая плёнка
8. Пластмасса
9. Слой воздуха
… .
Спортивные игры
Объекты
Параметры
А
волейбол
1
история
Б
баскетбол
2 спортивные атрибуты
В
…… ..
3 команда
4 форма
5 основные правила
6 знаменитые игроки
7 мифы и легенды
8 Россия
Спортивные игры
Объекты
Параметры
А
волейбол
1
история
Б
баскетбол
2 спортивные атрибуты
В
…… .
Мяч: какой, особенности изготовления, уход
3 команда
Мяч: какой, особенности изготовления, уход
6 игроков на площадке
4 форма
5 игроков на площадке
5 основные правила
6 мифы и легенды, знаменитые спортсмены
7 Россия
Морфологическая таблица «Бальные танцы»
Танец
Харак.
черты
1
история
Вальс - бостон
Танго
2 муз. размер
Фокстрот
3 темп
Пасодобль
4 ритм
5. шаги
Румба
6 костюм
7 мифы и легенды, знаменитые исполнители
8 Россия
Морфологическая таблица «Бальные танцы»
Танец
Харак.
черты
Вальс - бостон
1
история
Танго
1870-е гг. г.Бостон, США
2 муз. размер
Фокстрот
3/4, пауза в 3-ей доле
3 темп
медленный
Румба
4/8, 4/4, 2/4
4 ритм
………
умеренный или умеренно подвижный
4/4
5. шаги
активный, акцентированный
6 костюм
7 известные исполнители
скользящие шаги
8 Россия
Морфологическая таблица « Общественно – политические движение в России XIX века »
Характеристика
Обществ.
организации
Морфологическая таблица « Общественно – политические движение в России XIX века »
Характеристика
Обществ.
организации
1
А
Б
2
3
В
4
Г
Д
5
6
Е
Ж
7
8
И
К
9
Л
10
Морфологическая таблица « Общественно – политические движение в России XIX века »
Характеристика
Обществ.
организации
Период
1
А Союз
спасения
Кол-во членов
2
Б Союз благоденствия
Структура
3
В Декабристы
Прогр. документы
4
Г Западники
Д Славянофилы
Лидеры
5
Северное общество
Южное общество
Е Народничество
Целевая группа
6
Ж Земля и воля
«Конституция»
«Русская правда»
Вопросы власти
7
Крепостное право
8
З Народная воля
Н. Муравьёв
П. Пестель
Политич. свободы
9
И
Чёрный передел
Вопросы земли
10
К Освобождение труда
Осн. события
11
…… .
Тип движения
12
Морфологическая таблица «Оркестровая музыка»
Характеристики
Вид оркестра
Морфологическая таблица «Оркестровая музыка»
Характеристики
Вид оркестра
Музыкальные инструменты
Симфонический
Камерный
Жанр исполняемой музыки
Состав
Духовой
Назначение оркестра
Эстрадный
Знаменитости
Народный
Публика
Джазовый
Старинной музыки
Морфологическая таблица «Геометрические фигуры»
(начальная школа)
Признаки
Фигуры
Плоские фигуры
А
Нет углов
а
3 угла
б
1
2
3
Объёмные фигуры
Б
4 угла
в
1
2
1
2
3
Много углов
г
1
2
3
1
2
………
д
1
2
3
1
2
1
2
Морфологическая таблица «Геометрические фигуры»
(начальная школа)
Признаки
Фигуры
Нет углов
1
Плоские фигуры
А
3 угла
2
1 круг
2 овал
Объёмные фигуры
Б
1 цилиндр
2 конус
треугольник
- стороны:
1 равносторонний
2 равнобедренный
- углы:
3 тупоугольный
4 остроугольный
5 прямоугольный
4 угла
3
1 пирамида
2 тетраэдр
1 квадрат
2 параллелограмм
3 ромб
Много углов
4
………
5
1 куб
2 параллелограмм
1 многоугольники
2
3
1
2
5
Морфологическая таблица «Царство животных»
(начальная школа)
Признаки
Тип
Птицы
Звери
Насекомые
Морфологический анализ «Царство животных»
(начальная школа)
Признаки
Тип
Птицы
лапы
хвост
Звери
крылья
Насекомые
когти
клюв
нос
усы
перья
шкура
глаза
уши
место обитания
чем питается
действия
Технология кейса
(case – случай)
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся , опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Кейс-технологии развивают умение:
— анализировать и устанавливать проблему,
— четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,
— общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,
— принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
Кейс-технологии помогают:
— понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,
— выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,
— cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.
Ситуация – некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности ;
Анализ – мысленное расчленение объекта на части и/или научное исследование.
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики .
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом :
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей:
Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей.
Кейс - обучение
Открытая дискуссия
Опрос (презентация)
Руководимая
Свободная
Индивидуальный
Групповой
Кейс – метод возможно использовать и в качестве экзаменов или зачетов.
Кейс – экзамен (зачет)
С предварительной подготовкой
Без предварительной подготовки
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.
Учебные
Образовательные
Первичные:
Вторичные:
Два типа ситуаций
Задачная ситуация:
анализ условий задачи – припоминание способа решения – решение – формальная сверка с эталонным решением
Проблемная ситуация:
анализ проблемной ситуации – постановка проблемы – поиск недостающей информации и выдвижение гипотез – проверка гипотез и получение нового знания – перевод проблемы в задачу (задачи) – поиск способа решения – решение – проверка решения – доказательство оптимальности решения
Кейс: в современном мире проблема сохранения природы и рационального использования ресурсов является наиболее актуальной. За овладение ресурсами ведутся «холодные» и «горячие» войны, рушатся государства, гибнут люди. В России принята государственная программа энергосбережения, которая затрагивает все слои населения и социальные институты.
Сколько лет потребуется, чтобы окупить затраты семьи(или школы) на установку водо– и теплосчётчиков, замену обычных электроламп на энергосберегающие?
Кейс «Азот»
Азот является составной частью наиважнейших органических веществ ( в том числе нуклеиновых кислот и белков). Да и во всех лекарственных препаратах неотъемлемой частью являются соединения азота. В состав воздуха его входит 78%. Но в переводе с древнегреческого он означает « безжизненный». И действительно, если поместить в закрытый сосуд с азотом животное, то оно погибнет. А вот при недостатке азота у растений рост их задерживается, листья постепенно желтеют и процесс фотосинтеза прекращается.
- Как вы можете это объяснить?
- Можно ли использовать знания, полученные при ответе на этот вопрос, в практической жизни? Каким образом?
КЕЙС «Загрязнение океана»
Уже в течении нескольких десятков лет ученые и экологи заняты вопросом — как защитить океан от загрязнения? Поскольку около трех четвертей населения мира живет на побережьях, не удивительно, что океаны страдают от загрязнения и других последствий человеческой деятельности. К сожалению, люди всегда относились к океанам как к свалке мусора. Даже люди, живущие далеко от берегов, не безвинны: реки каждый год несут 9,3 млрд. тонн ила и отходов к прибрежным водам. Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, живет он на берегу моря или никогда его не видел, должен знать, что от его личного поведения зависит проблема загрязнения океанов. Если бы все люди Земли проявляли настоящую заботу об океане, проблема его загрязнения не стояла бы сейчас так остро. Хочется еще раз напомнить, что если каждый житель нашей планеты выльет в ближайший ручей всего лишь по одному ведру оставшейся после стирки воды с синтетическим моющим средством, общее количество загрязнений увеличится на 40 миллионов кубометров.
Вопросы к кейсу.
КЕЙС: Знаете ли вы, какие продукты опасны для вашего здоровья или еще мало об этом задумывались? Вредные продукты наносят ущерб организму не сразу, а постепенно, приводя к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету и многим другим.
Диетологи советуют отказаться от продуктов, которые содержат большое количество сахара, соли, жиров, искусственных пищевых добавок, а также тех, что приготовлены с использованием технологий копчения, гриля или фритюра.
Узнайте о 10 самых вредных продуктах, которые стоит есть как можно реже или отказаться от них совсем, чтобы не рисковать здоровьем.
ТЕМА: Изготовление прямой юбки.
КЕЙС: Письмо подруге. (Девочки представляют, что они уехали на каникулы и решили написать друг другу письма, но при этом, одна другой задает пять вопросов).
Таня получила письмо: “Здравствуй Таня! Мы давно с тобой не виделись, и мне захотелось написать тебе письмо, узнать, как ты отдыхаешь? Я отдыхаю дома. Вот решила сшить себе юбку, но немного забыла, как это делается. Я хочу, чтобы ты мне подсказала.
1. Как проходит нить основы в деталях кроя юбки?
2. Какая величина припусков по боковым швам?
3. Если юбка из шерстяной ткани, чему равна величина подгибки низа?
4. Чему равна прибавка по талии?
5. Какие еще нужны прибавки для построения чертежа?
Буду тебе очень благодарна, если ты мне подскажешь ответы на эти вопросы.
С нетерпением жду ответ ответа.
Твоя подруга Аня”.
Кате очень хотелось поехать на море. Но оставить без присмотра квартиру родителей, которые находились за границей, она тоже не могла. А тут близкой подруге срочно потребовалось снять квартиру как раз на один месяц. Катя разрешила подруге Оле пожить в только что отремонтированной квартире и присмотреть за ней. Но в один из дней в квартире прорвало батарею, а Оли не было дома - она проводила выходные на даче у друга. Водой затопило квартиру и квартиру, находящуюся этажом ниже.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ обязанность по возмещению ущерба в данной ситуации лежит на законном владельце квартиры. Однако хозяева отсутствовали дома, а Оля обещавшая присмотреть за квартирой, возмещать ущерб отказалась.
мечтала обзавестись небольшим участком земли. Наконец завод выделил ей
участок земли, который примыкал к частному сектору. Здесь она и
познакомилась с Василием Петровичем. Через год Анна Петровна продала
свою квартиру, переехала к Василию, но отношения свои оформлять пока не
решалась.
Деньги от проданной квартиры пошли на капитальный ремонт дома и
благоустройства участка. Через 5 месяцев Василий Петрович скоропостижно
скончался. На похороны приехала дочь Василия и заявила, что она является
законной наследницей всего дома, а Анну Петровну она просила освободить
дом.
ситуации.
История – не только войны,
Изобретения, труды,
Она – и запахи, и звоны,
И шорох листьев и травы.
Е. Евтушенко
Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться
терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.?
Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?
Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия проблемно- поисковых (наводящих) вопросов:
Борьба Руси с западными завоевателями.
На сравнительно легковооруженное русское ополчение движутся «танки» того времени –
закованные в сталь конные рыцари, выстроившиеся клином («свиньей»). Противостоять этой
слаженной махине невозможно. Стрелы отскакивают от лат, которыми покрыты всадник и конь,
как от стенки горох. Даже если ухитриться и стащить рыцаря с лошади багром, он успеет
заколоть несколько человек копьем. А главное, он несокрушимым ударом прорывает строй
обороняющихся, легко их добивает или обращает в бегство следующих за конницей пеших
мечников. Именно таким образом тевтонские рыцари истребили племена пруссов, оставив от них
только название «Пруссия», покорили ливов, эстов и все прочие племена на территории
нынешней Прибалтики. Теперь настала очередь новгородских руссов. И их участь тоже, можно
сказать, была предрешена. Во главе тевтонского ордена стоял магистр ордена Герман фон Зальц.
Обсуждении личности Аракчеева (анализ альтернативных ситуаций):
а) Этот человек служил трем императорам и одной императрице. Начал службу как преподаватель
математики и артиллерийского дела. В конце жизни он мог похвастаться многими званиями, титулами
и должностями, которые он занимал: генерал от артиллерии, сенатор, граф, комендант Санкт-
Петербурга. В основном вся его жизнь была связана с армией, но в военных действиях Аракчеев
участия не принимал, даже в 1812 году. Поэтому он отказался от пожалованного ему в 1814 году
звания генерала-фельдмаршала.
б) Являясь прекрасным исполнителем, Аракчеев иногда позволял себе спорить с императором.
Сначала выступил против идеи военных поселений, а потом стал их организатором и начальником.
Занимался крестьянским вопросом, предложил проект, по которому крестьяне получили бы свободу
через 200 лет, но в своем имении открыл крестьянский банк и госпиталь для крестьян.
в) Этот человек на долгие годы стал символом консерватизма и реакционности. При этом в его
библиотеке насчитывалось 15 тысяч томов, в числе которых было 100 томов запрещенной
цензурой литературы.
г) А. Пушкин писал про него:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель.
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести…
1. «Это были утописты, романтические политики или политические дилетанты». П.
Вяземский.
2. «Именно потому, что им не безразлична судьба русского народа, потому что они
патриоты и вольнолюбцы, они идут на штурм устоев самодержавия». В. Ленин.
3. «Вся будущность страны в один прекрасный день была разыграна в кости несколькими
молодыми людьми, между трубкой и бокалом вина». П. Чаадаев.
4. «Горсть дерзких злодеев и ослепленных юношей замыслили приобщить и нашу
девственную нацию к ужасам и морали растленного Запада». М. Корф.
5. «Эти замыслы были чужды для русского ума и сердца». Н. Греч.
6. «Порядок вещей, который господствует и который так трудно искоренить, дол-
жен был рано или поздно привести к подобному результату». Николай 1.
7. «И эта штука не удалась!» М. Сперанский.
8. «Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье» А.Пушкин
9. «Счастлив тот, кто в состоянии принести жертву своей Родине, он имеет право на
уважение и почет своих соотечественников». М.И. Муравьёв – Апостол
Этапы организации учебного процесса
в технологии кейса:
1. Подготовительный (определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия)
2. Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления)
3. Аналитический (обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения)
4. Итоговый (Основная задача этого этапа – представить и обосновать решение по кейсу)
Технологическая схема создания кейса:
1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).
4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
5. Определение источников и методов сбора информации.
6. Выбор техник работы с данным кейсом.
7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).
8. Создание заданной модели.
9. Апробация в процессе обучения.
Требования к созданию проблемных ситуаций
• учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом естественным путем;
• проблемы должны представлять познавательную трудность;
• проблемный вопрос обязательно должен показывать учащимся недостаточность имеющихся знаний, побуждать высказывать новые идеи;
• проблемные вопросы должны опираться на прежний опыт и знания учащихся;
• основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному поиску, указывать направление путей ее решения.
Красота спасет мир. Эта мысль Федора Достоевского очень прочно вошла в наше сознание. Принято считать, что красота, в частности искусство, облагораживает человека, очищает, открывает неведомое, воспитывает. В развитии цивилизации случались и взлеты, и падения. Но искусство всегда олицетворяло в себе то искание истины, которое воскрешало человечество, и во времена жестокие и неустойчивые было тем стержнем, на котором держалась культура. Даже в кровавой свалке 20 века художники и писатели пытались реанимировать истинные ценности. Но смогла ли красота спасти мир? Спасти — значит воскресить, дать новую жизнь. Однако мы видим, что мир все больше и больше погрязает в пошлости, разврате, жестокости и болезнях. Современная, так называемая массовая, культура полностью вытеснила в человеке потребность в чем-нибудь духовном. Так значит, искусство не справляется со своей миссией спасения? Или искусство подменили? В чем проблема?
Портфолио:
По целям (для кого собирается портфолио):
По содержанию:
Работа по конкретной проблеме:
Функции портфолио:
Портфолио младших школьников
УУД
Мой портрет
Личностные:
смысловая линия
«Я сам», «Я чувствую», «Моё отношение»
Мои учебные помощники
Автопортрет «Моя семья», схема «Мир моих увлечений», различные анкеты.
Регулятивные:
Смысловая линия
«Я могу», «Я знаю как..»,
«Я знаю разные способы»
Мои рабочие материалы
Таблица «Это нужно знать для того, чтобы…». Правила поведения на уроках и внеурочных занятиях, правила ТБ, законы жизни класса, учебной группы
Общеучебные:
смысловая линия
«Я учусь»
Схемы «Что я могу (умею) делать», «Что я хочу и чему должен (могу) научиться».
Коммуникативные:
смысловая линия
«Мы вместе», «Способы общения»
«Дерево проблем», «Дерево целей», «Мои любимые книги (литературные герои)», различные маршрутные карты по предметам и во внеурочной деятельности.
План – список чтения. План – график выполнения работы (проекта) во внеурочной деятельности. Алгоритмы решения задач, выполнения изделия на занятиях декоративно – прикладным творчеством и т.д.
Примеры заданий из учебников и рабочих тетрадей. Схемы и таблицы, используемые на внеурочных занятиях. Таблица «Что такое хорошо и что такое плохо» (собственные жизненные наблюдения и литературные сюжеты)
Мои достижения
Самостоятельные работы по предметам и во внеурочной деятельности.
Продукты и результаты творческой деятельности (из схемы «Мир моих увлечений»), таблица «Мои самые важные поступки».
Вопросы для работы с различными текстами, анкеты для оценки творческих работ.
Графическая схема
«Мои друзья»
Самые лучшие работы и образцы продуктов творческой деятельности.
Подборки материалов по выбранным темам, образцы самостоятельных исследовательских работ.
Памятка «Правила общения», анкеты.
Словарь терминов, дидактические карточки и схемы.
Таблица примеров из жизни и литературных произведений.
Продукты совместного творчества (с родителями и одноклассниками)
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИ __________________________________________________________________, 20____ - 20____ учебный год
Занятия
Результаты
I полугодие
Учебные предметы
II полугодие
Внеурочная деятельность (дополнительное образование) :
Общие выводы:
Мой портрет
№
Критерии
______ класс, ДОО ________________________
1
Я оцениваю себя вместе с родителями
Любознательность:
- любит мечтать
Меня оценивают педагоги
- учится с интересом
Итоговая оценка
- домашнее задание выполняет
- любит читать
- любит находить ответы на вопросы
2
Трудолюбие:
- старателен в учёбе
- внимателен
- самостоятелен
- помогает другим и сам обращается за помощью
3
Творческая деятельность
- есть свои интересы, увлечения
- занимается в творческих объединениях
- проявляет творческое отношение к деятельности
4
Отношение к окружающей среде:
- бережно относится к живой природе
- бережёт воду и электроэнергию
- не мусорит на улицах и в общественных местах
5
Дисциплинированность и активность
- выполняет правила для учащихся
- участвует в делах класса и школы
- активно работает на уроках и дополнительных занятиях
6
Отношение к окружающим
- добр к людям
- справедлив к людям
- помогает другим
- сам обращается за помощью
7
Отношение к себе:
- аккуратен и опрятен
- культура поведения
- заботится о здоровье
- соблюдает режим дня
- занимается физкультурой
Анкета «Кто я?» для первоклассника
Анкета «Кто я?» для второклассника
Анкета «Кто я?» для третьеклассника
Анкета «Кто я?» для четвероклассника
МОЁ ИМЯ
МОЯ СЕМЬЯ
Член семьи
ФИО
День рождения
Этот день в истории страны
Профессия
Увлечения
Моя семья самая _____________________________________________
Наши любимые семейные праздники __________________________
Ещё в нашей семье есть _______________________________________
Наши общие увлечения ______________________________________
Люди уважают нашу семью за _________________________________
Что надо делать, чтобы семья была дружной ____________________
Типовая структура комплексного портфолио.
Структура портфолио ученика 9 класса:
- титульный лист;
- раздел "Официальные документы";
- второй "Творческие работы и социальная практика";,
- третий "Отзывы и рекомендации";
- четвертый "Общая информация";
- сводная итоговая ведомость.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс; период, за который представлены документы и материалы), контактную информацию (телефон, адрес электронной почты, адрес сайта) и фото ученика.
РАЗДЕЛ «ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ»
Здесь помещают все имеющиеся у школьника сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности. Прежде всего, это аттестат об окончании основной школы (приоритетны отметки по профилю), сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, олимпиад, соревнований, свидетельство об окончании музыкальной или художественной школы, удостоверение о наличии спортивного разряда. В данном разделе допускается представление копий официальных документов.
РАЗДЕЛ «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ И
СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА»
Главная составляющая раздела - зачётная книжка. В зачётную книжку вносится информация о прохождении курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Указывается место и время прохождения, вид программ, количество часов и результат. Раздел представляет собой собрание различных творческих и проектных работ, а также описание основных форм и направлений социальной и творческой активности, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, образовательных лагерях. Также представляются проектные, исследовательские работы, техническое творчество и другие формы творческой активности: результаты социальных практик (языковых, трудовых) - указывается вид практики, место, где она проводилась, ее продолжительность, результат.
РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ»
Предлагает предоставить отзывы на творческие работы, исследовательские проекты, социальные практики, участие в конференциях, в самых разных сферах. Бывает, что ребёнок представляет в портфолио результаты по каким либо предметам, образовательным областям, конкурсам, а выполняет работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься в профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь ребенку "найти себя", грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио. Здесь будет представлена саморефлексия ребенка на разнообразную деятельность, выполняемую им, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.
РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ»
РАЗДЕЛ «СВОДНАЯ ИТОГОВАЯ ВЕДОМОСТЬ»
При заполнении данной ведомости нужно опираться на официальные документы, а также на материалы зачетной книжки, обращая внимания на соответствие содержания курсов по выбору, творческих и социальных практик, которые зафиксированы в данной зачетной книжке по избираемому профилю.
Стратегия личностного роста