СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по А.С.Пушкину "Повести Белкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  по вводному уроку по "Повестям Белнмка" А.С.Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по А.С.Пушкину "Повести Белкина"»

Александр Сергеевич Пушкин  «Повести Белкина» г.Кстово

Александр Сергеевич Пушкин «Повести Белкина»

г.Кстово

 Из истории создания «Повестей Ивана Петровича Белкина»   В 1831 году А. С. Пушкин опубликовал «Повести Белкина»:  «Выстрел»,  «Метель»,  «Гробовщик»,  «Станционный смотритель»,  «Барышня-крестьянка». В предисловии к циклу Пушкин говорит, что автором повестей якобы был ныне покойный молодой человек Иван Петрович Белкин, родившийся в селе Горюхине. После кончины родителей он оставил службу в егерском полку и вернулся в эту свою вотчину. Хозяйственных способностей вымышленный Белкин не имел и вскоре разорил имение. Зато он проявлял необычайную склонность к женскому полу, а также к слушанию и записи занятных жизненных историй. По словам Пушкина, Белкин умер в конце 1828 года от «простудной лихорадки, обратившейся в горячку». Повести же его теперь предлагаются читателям, как «памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества».

Из истории создания «Повестей Ивана Петровича Белкина» В 1831 году А. С. Пушкин опубликовал «Повести Белкина»:

«Выстрел»,

«Метель»,

«Гробовщик»,

«Станционный смотритель»,

«Барышня-крестьянка».

В предисловии к циклу Пушкин говорит, что автором повестей якобы был ныне покойный молодой человек Иван Петрович Белкин, родившийся в селе Горюхине. После кончины родителей он оставил службу в егерском полку и вернулся в эту свою вотчину. Хозяйственных способностей вымышленный Белкин не имел и вскоре разорил имение. Зато он проявлял необычайную склонность к женскому полу, а также к слушанию и записи занятных жизненных историй. По словам Пушкина, Белкин умер в конце 1828 года от «простудной лихорадки, обратившейся в горячку». Повести же его теперь предлагаются читателям, как «памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества».

 Другу П.Плетневу Пушкин писал: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется».  Что же это за весело написанные повести, заставившие хохотать замкнутого, всегда печального поэта Баратынского?  Это «замечательные анекдоты», занимательные истории, в них ощутимо веселое лукавство ума, русский юмор, добрая насмешливость, склонность к сатире и пародии. Что вовсе не исключает присутствия мыслей, пушкинской глубины и серьезности в разработке тем и характеров. Пушкин не один раз приезжал в Тверскую губернию. Одним из тверских уроженцев, критиком и поэтом Петром Алексеевичем Плетнёвым, он был особенно близок. Да, тот самый Плетнёв, которому поэт посвятил самое лучшее свое творение — роман «Евгений Онегин».

Другу П.Плетневу Пушкин писал: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется».

Что же это за весело написанные повести, заставившие хохотать замкнутого, всегда печального поэта Баратынского?

Это «замечательные анекдоты», занимательные истории, в них ощутимо веселое лукавство ума, русский юмор, добрая насмешливость, склонность к сатире и пародии. Что вовсе не исключает присутствия мыслей, пушкинской глубины и серьезности в разработке тем и характеров.

Пушкин не один раз приезжал в Тверскую губернию. Одним из тверских уроженцев, критиком и поэтом Петром Алексеевичем Плетнёвым, он был особенно близок. Да, тот самый Плетнёв, которому поэт посвятил самое лучшее свое творение — роман «Евгений Онегин».

Неравенство, приводящее к несчастью. Пушкин пародирует здесь обычную для того времени романтическую повесть, но история упорной борьбы смелого гордого человека за свое счастье и достоинство получилась весьма реалистическая и серьезная . «Выстрел»  …с тех пор не прошло ни дня, чтобы я не думал о мщении… Тема противоборства личности с судьбой. Главный герой – Сильвио – человек огромной силы страстей и подлинного благородства. Сильвио совершает не месть, а возмездие

Неравенство,

приводящее к несчастью.

Пушкин пародирует здесь обычную для того времени романтическую повесть, но история упорной борьбы смелого гордого человека за свое счастье и достоинство получилась весьма реалистическая и серьезная .

«Выстрел» …с тех пор не прошло ни дня, чтобы я не думал о мщении…

Тема противоборства личности с судьбой.

Главный герой – Сильвио – человек огромной силы страстей и подлинного благородства.

Сильвио совершает не месть, а возмездие

Пародируется романтическая баллада Жуковского: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха. «Метель»    Истинные человеческие отношения герои повести пытаются заменить литературным каноном.  Главные герои – Марья Гавриловна, Владимир и Бурмин.  Силы природы – метель- оказывается сильнее игры Владимира и Маши. Случай умнее «книжных» намерений героев.

Пародируется романтическая баллада Жуковского: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха.

«Метель»

Истинные человеческие отношения герои повести пытаются заменить литературным каноном.

Главные герои – Марья Гавриловна, Владимир и Бурмин.

Силы природы – метель- оказывается сильнее игры Владимира и Маши.

Случай умнее «книжных» намерений героев.

Пародируются опера Моцарта и страшные истории романтиков. Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его заскорузлую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни. «Гробовщик»   Пушкин здесь со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к очень серьезной теме «Пира во время чумы». Живой человек посвятил себя смерти, похоронам, покойникам, ему обидно слышать попреки живых и легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов.

Пародируются опера Моцарта и страшные истории романтиков.

Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его заскорузлую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни.

«Гробовщик»

Пушкин здесь со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к очень серьезной теме «Пира во время чумы». Живой человек посвятил себя смерти, похоронам, покойникам, ему обидно слышать попреки живых и легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов.

Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров – отца и дочери. Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека. Вдруг понимаешь, что маленьких людей не бывает, все мы человеки. Этого униженного и оскорбленного безмерно жаль, ибо видишь и понимаешь его простую страшную беду, его страдания и слезы, его одинокую тоску, мучительные воспоминания о дочери. Должность, похожая на «настоящую каторгу», не исчерпывает человека в целом. Главные герои – Самсон Вырин и его дочь Дуняша. Добросердечие, доверчивость, любовь к Дуне делают его беззащитным перед горем. Самсон Вырин с его покорностью судьбе («что суждено, того не миновать») оказывается жертвой не только своего бесправного положения, но и слепоты своих мрачных пророчеств, заставивших его действительно страдать, спиться и умереть «Станционный смотритель»

Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров – отца и дочери.

Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека. Вдруг понимаешь, что маленьких людей не бывает, все мы человеки. Этого униженного и оскорбленного безмерно жаль, ибо видишь и понимаешь его простую страшную беду, его страдания и слезы, его одинокую тоску, мучительные воспоминания

о дочери.

Должность, похожая на «настоящую каторгу», не исчерпывает человека в целом.

Главные герои – Самсон Вырин и его дочь Дуняша.

Добросердечие, доверчивость, любовь к Дуне делают его беззащитным перед горем.

Самсон Вырин с его покорностью судьбе («что суждено, того не миновать») оказывается жертвой не только своего бесправного положения, но и слепоты своих мрачных пророчеств, заставивших его действительно страдать, спиться и умереть

«Станционный смотритель»

Она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию – «Ромео и Джульетту» Шекспира.  Все эти сложные романтические ходы любви новых Ромео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма. «Барышня-крестьянка» Маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Главные герои: два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, их дети - Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники.

Она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию – «Ромео и Джульетту» Шекспира.

Все эти сложные романтические ходы любви новых Ромео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.

«Барышня-крестьянка»

Маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе.

Главные герои: два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, их дети - Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники.

Мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина».

Мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья.

Оно никогда не бывает простым и легким.

За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной.

Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей,

о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина».