Александр Сергеевич Пушкин «Повести Белкина»
г.Кстово
Из истории создания «Повестей Ивана Петровича Белкина» В 1831 году А. С. Пушкин опубликовал «Повести Белкина»:
«Выстрел»,
«Метель»,
«Гробовщик»,
«Станционный смотритель»,
«Барышня-крестьянка».
В предисловии к циклу Пушкин говорит, что автором повестей якобы был ныне покойный молодой человек Иван Петрович Белкин, родившийся в селе Горюхине. После кончины родителей он оставил службу в егерском полку и вернулся в эту свою вотчину. Хозяйственных способностей вымышленный Белкин не имел и вскоре разорил имение. Зато он проявлял необычайную склонность к женскому полу, а также к слушанию и записи занятных жизненных историй. По словам Пушкина, Белкин умер в конце 1828 года от «простудной лихорадки, обратившейся в горячку». Повести же его теперь предлагаются читателям, как «памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества».
Другу П.Плетневу Пушкин писал: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется».
Что же это за весело написанные повести, заставившие хохотать замкнутого, всегда печального поэта Баратынского?
Это «замечательные анекдоты», занимательные истории, в них ощутимо веселое лукавство ума, русский юмор, добрая насмешливость, склонность к сатире и пародии. Что вовсе не исключает присутствия мыслей, пушкинской глубины и серьезности в разработке тем и характеров.
Пушкин не один раз приезжал в Тверскую губернию. Одним из тверских уроженцев, критиком и поэтом Петром Алексеевичем Плетнёвым, он был особенно близок. Да, тот самый Плетнёв, которому поэт посвятил самое лучшее свое творение — роман «Евгений Онегин».
Неравенство,
приводящее к несчастью.
Пушкин пародирует здесь обычную для того времени романтическую повесть, но история упорной борьбы смелого гордого человека за свое счастье и достоинство получилась весьма реалистическая и серьезная .
«Выстрел» …с тех пор не прошло ни дня, чтобы я не думал о мщении…
Тема противоборства личности с судьбой.
Главный герой – Сильвио – человек огромной силы страстей и подлинного благородства.
Сильвио совершает не месть, а возмездие
Пародируется романтическая баллада Жуковского: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха.
«Метель»
Истинные человеческие отношения герои повести пытаются заменить литературным каноном.
Главные герои – Марья Гавриловна, Владимир и Бурмин.
Силы природы – метель- оказывается сильнее игры Владимира и Маши.
Случай умнее «книжных» намерений героев.
Пародируются опера Моцарта и страшные истории романтиков.
Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его заскорузлую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни.
«Гробовщик»
Пушкин здесь со стороны бытовой и даже комической неожиданно подходит к очень серьезной теме «Пира во время чумы». Живой человек посвятил себя смерти, похоронам, покойникам, ему обидно слышать попреки живых и легко пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов.
Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров – отца и дочери.
Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека. Вдруг понимаешь, что маленьких людей не бывает, все мы человеки. Этого униженного и оскорбленного безмерно жаль, ибо видишь и понимаешь его простую страшную беду, его страдания и слезы, его одинокую тоску, мучительные воспоминания
о дочери.
Должность, похожая на «настоящую каторгу», не исчерпывает человека в целом.
Главные герои – Самсон Вырин и его дочь Дуняша.
Добросердечие, доверчивость, любовь к Дуне делают его беззащитным перед горем.
Самсон Вырин с его покорностью судьбе («что суждено, того не миновать») оказывается жертвой не только своего бесправного положения, но и слепоты своих мрачных пророчеств, заставивших его действительно страдать, спиться и умереть
«Станционный смотритель»
Она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию – «Ромео и Джульетту» Шекспира.
Все эти сложные романтические ходы любви новых Ромео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.
«Барышня-крестьянка»
Маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе.
Главные герои: два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, их дети - Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники.
Мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья.
Оно никогда не бывает простым и легким.
За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной.
Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей,
о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина».