А.К.Толстой «Князь Серебряный»
Внеклассное чтение
«О, времена, о нравы…» ЧЕЛОВЕК и эпоха
Цель:
показать определяющее влияние эпохи на судьбу и характер человека на примере романа А.К.Толстого «Князь Серебряный»
В.М.Васнецов. «Царь Иван Грозный» (1530-1584)
- Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник или кромешник мог безопасно теснить, грабить соседа, и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье.
- Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев Царских и метут Россию!
- «…милость тирана столь же опасна, как и ненависть его;… он не может долго верить людям;… малейшее подозрение, одно слово, одна мысль достаточны для их падения… «О, Царь! Ты велишь нам вместе с тобою пить мед, смешанный с кровию наших братьев, христиан правоверных!» Таков был царь; таковы были подданные! Ему ли, им ли должны мы наиболее удивляться?»
Н.М.Карамзин
«Государь…! Вели меня смерти предать! В голове моей ты волён, но в чести моей не волён никто!... Пока ты жив, уста народа русского запечатаны страхом; но минует твое зверское царение,… и перейдет твое имя от потомков к потомкам на вечное проклятие, доколе не настанет Страшный суд Господень!» боярин Дружина Андреевич Морозов
«Помянем добром тех, которые… устояли в добре, ибо тяжело не упасть в такое время, когда все понятия извращаются…, а самая честь и человеческое достоинство почитаются преступным нарушением долга!» А.К.Толстой
лоб
Проверка
- Дщерь
- Вежды
- Чело
- Уста
- Очи
- Перси
- Выя
- Шуйца
- Десница
- Рамена
- Персты
- Ланиты
- Дочь
- Веки
- Лоб
- Губы
- Глаза
- Грудь
- Шея
- Левая рука
- Правая рука
- Плечи
- Пальцы
- Щеки
Елена с сенными девушками сидела под липами на дерновой скамье, у самого частокола.
На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями, или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые
плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьянные сапожки блестели золотою нашивкой.
Маковский
Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова). 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург На сюжет из повести А.К.Толстого "Князь Серебрянный"
- Спасибо, князь. После прочту; время терпит; дай угостить тебя! Да где же Елена Дмитриевна? Эй, кто там! Скажите жене, что у нас гость дорогой, князь Никита Романыч Серебряный, чтобы сошла попотчевать.
Тихо и плавно вошла Елена с подносом в руках. На подносе были кубки с разными винами. Елена низко поклонилась Серебряному, как будто в первый раз его видела! Она была как смерть бледна.
- Князь, - сказал Морозов, - это моя хозяйка, Елена Дмитриевна! Люби и жалуй ее. Ведь ты, Никита Романыч, нам, почитай, родной. Твой отец и я, мы были словно братья, так и жена моя тебе не чужая... Кланяйся, Елена, проси боярина!.. Кушай, князь, не брезгай нашей хлебом-солью! Чем богаты, тем и
рады! Вот романея, вот венгерское, вот мед малиновый, сама хозяйка на ягодах сытила! Морозов низко кланялся.
Князь отвечал обоим поклонами и осушил кубок.
Русская коса
Пашенька, краснея от удовольствия, стала на колени перед боярыней.
Елена распустила ей волосы, разделила их на равные делянки и начала
заплетать широкую русую косу в девяносто прядей. Много требовалось на то умения. Надо было плесть как можно слабее, чтобы коса, подобно решетке, закрывала весь затылок и потом падала вдоль спины, суживаясь неприметно. Елена прилежно принялась за дело. Перекладывая пряди, она искусно перевивала их жемчужными нитками.
Наконец коса поспела. Боярыня ввязала в кончик треугольный косник и насадила на него дорогие перстни.
- Готово, Пашенька, - сказала она, радуясь своей работе. - Встань-ка да
пройдись передо мною. Ну, смотрите, девушки, не правда ли, эта коса красивее кокошника!
Праздники
Еще не доезжая деревни, князь и люди его услышали веселые песни, а когда подъехали к околице, то увидели, что в деревне праздник. На обоих концах улицы парни и девки составили по хороводу, и оба хоровода несли по березке, украшенной пестрыми лоскутьями. На головах у парней и девок были
зеленые венки. Хороводы пели то оба вместе, то очередуясь, разговаривали один с другим и перекидывались шуточною бранью. Звонко раздавался между песнями девичий хохот, и весело пестрели в толпе цветные рубахи парней. Стаи голубей перелетали с крыши на крышу. Все двигалось и кипело; веселился православный народ. Между тем хоровод шел своим чередом. Молодой парень представлял жениха, молодая девка - невесту; парень низко кланялся родственникам своей невесты, которых также представляли парни и девки.
Народные песни
И, вскочив на ноги, Дуняша уперла одну руку в бок, другую подняла
кверху, перегнулась на сторону и, плавно подвигаясь, запела:
Пантелей государь ходит по двору,
Кузмич гуляет по широкому,
Кунья на нем шуба до земли,
Соболья на нем шапка до верху,
Божья на нем милость до веку.
Сужена-то смотрит из-под пологу,
Бояре-то смотрят из города,
Боярыни-то смотрят из терема,
Бояре-то молвят: чей-то такой?
Боярыни молвят: чей-то господин?
А сужена молвит: мой дорогой!
Так уж ли далеки от нас жившие 5 веков назад герои романа А.К.Толстого «Князь Серебряный»?