СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока-практикума к 75-ти летию начала ВОВ : "Казахстан в годы Великой Отечественной войны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- практикум

Тема: Обобщение темы : «Казахстанцы  в годы ВОВ»

Цель: Повторение и обобщение  изученного    материала.

Задачи :

Образовательная: систематизировать, обобщить и практически использовать ранее                                           полученные  знания.

Развивающая:  развитие умения работать в группе , слушать другого человека,  взаимно дополнять  знания  друг  друга .

Воспитательная: через знания воспитывать уважение и любовь к истории своей                                        Родины и края.

Тип занятия: обобщающий, интегрированный урок с элементами КМ (коллективно -мыслительной  деятельности ) МАО ( методов активного обучения)  и развитие  критического  мышления .

Форма обучения :     групповая , личностно – ориентированная, коллективная .

Методы  обучения:  проблемно – поисковый, словесный, наглядный, практический.

Оборудование :  интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, таблицы, схемы, карта Казахстана.

 

Ход урока

I.Орг.момент.  II. Актуализация умений и навыков  Работа с эпиграфом. Вступительное слово учителя: «Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова: «Сменяя друг друга, идут поколенья, Но память людская не знает забвенья, И грозные строки взывают с гранита: Никто не забыт, ничто не забыто!»

ВОПРОС:С чем вы ассоциируете слово «Война»? 

(на фоне «Священная война» прочесть)

 …. В ночь на 22 июня 1941 года советские люди мирно спали, выпускники праздновали окончание школы, через границу шли железнодорожные составы в Германию, так как СССР выполнял свои обязательства по пакту о ненападении. А в это время по другую сторону границы фашисты готовились её перейти. В 4 часа утра по московскому времени войска Германии и её союзников перешли в наступление по всей линии фронта, протянувшейся от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря. Удар оказался внезапным. Более 1200 советских самолётов было уничтожено на аэродромах в первые часы. Так началась Великая Отечественная война советского народа, которая продлилась 1418 дней и ночей ». «Немалый вклад в Победу над фашизмом внёс  наш Казахстан и казахстанцы…

 Роль Казахстана в годы Великой Отечественной войны (информационная справка).

  • Сформировано 20 стрелковых и кавалерийских дивизий и соединений, около 50 отдельных полков и батальонов. К 1 января 1942г.призвано более 300тыс.  военообязанных. За годы войны призвано 1млн.400тыс.казахстанцев.
  • Выпущ. экипировки для 487 дивизий..Направлено на фронт 14,1тыс.повозок, 110,4тыс.лошадей. Перебазировано более 300промпредприятий. Построено 460 заводов, фабрик, рудников, шахт. Эвакуировано более532 тыс.чел. 9 из 10 пуль отлиты из свенца, произведенного в Казахстане.
  • Отправлено 30,8млн.пудов хлеб,15,8млн.пудов мяса,14,1млн.пудов овощей,17,6млн.пудов шерсти,11млн.пудов молока.
  • Около 500 человек-Героев Советского Союза-казахстанцы.4чел.-дважды Герои Сов. Союза.

27 миллионов погибших граждан СССР,из них-410тыс. погибших –казахстанцы.

III. Мозговой штурм:

  1. В каком году началась ВОВ?
  2. На фронте Алия Молдогулова была?
  3. Генерал-майор И.В.Панфилов командовал?
  4. Панфиловская  дивизия была сформирована в  каком городе?
  5. Какой народ первым насильственно переселен на территорию Казахстана?
  6. Автором стихотворения «Ленинградцы ,дети мои!»был?
  7. Первый казахский звуковой фильм, снятый «Ленфильмом» в 1938 году?
  8. Чьи слова облетели весь фронт: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»?
  9. Сколько боевых вылетов сделал Т. Бегельдинов?
  10.  Назовите трижды героя Советского Союза?.

IV.  1 Задание «Чистая доска».   1. «Большой Туркестан»  2.Дом Павлова(  Дом Павлова — жилой 4-этажный дом, в котором во время Сталинградской битвы 58 дней и ночей ,с 23 сентября по 25 ноября 1942 года, держала оборону группа советских  солдат, в их числе и сержант Павлов. В подвале  дома находились мирные люди) 3.1.09.1939-11.11.1945гг. 4. 1418 дней. 5. С.Луганский  6. 9 мая 1945г.  7. «Ленинградцы, дети мои!»                                                               

8.Сталинград.

9.С.Баймагамбетов

10. 8-я Гвардейская.(переименованная 316 стрелковая дивизия генерала Панфилова)

  V. Повторяя пройденный материал, мы будем опираться на разделы основных тем, которые были посвящены истории ВОВ.. И так первый наш этап. 

1 этап: Герои- казахстанцы в ВОВ.   

1 Задание  (обеим командам)    Историческое лото

Ответы к заданию «Историческое лото»

За Москву:  Бауыржан Мамышулы,   Р.Амангельдиев,    М.Габдуллин,    Т.Тохтаров, И.В.Панфилов,   

За Ленинград: К.Спатаев,        Б.Бейсекбаев,        С.Баймагамбетов,       А.Молдогулова,  310,314 стрелковые дивизии.

 За Сталинград:  Т.Мурзаев,     Н.Абдиров,   Позолотин,   С.Луганский, Т.Бегельдинов,

 На Западном фронте: Ж.Елеусов,    С.Нурмагамбетов,   Т.Садвакасов,  А.Егоров, З.Хусаинов,  Кошкарбаев,    Булатов,    Шыныбеков.

В тылу: А.Дацкова,         Берсиев,          Жакаев,          Г.Хайдин,       К.Сатпаев

 

II Этап «Экономика Казахстана»

1 задание (обеим командам) Работа по карте.

Задача:  найти и обозначить города, где были расположены эвакуированные предприятия.(учащимся раздаются контурные карты).Затем проверяя, стикерами прикрепляют названия городов на карте.

Ответы к заданию «Работа с картой»:  Города, куда были эвакуированы предприятия с оккупированных фашистами территорий СССР ( 220 предприятий)

(Алмата ,Уральск, Петропавловск, Чимкент, Караганда, Семипалатинск,

Актюбинск.)

2 Задание (обеим командам) Работа с текстом.

 Даны слова и текст. Вставить в текст пропущенные слова (1943г., Ш.Берсиев, И. Жахаев, Г.Хайдин, 40 , «Комсомолец Казахстана». самолеты, «Красный Октябрь» , «Пионер Казахстана», восточные, животноводства, 1944-1945гг, 460 , 12, Сталинград) 

Вывести на доску. В апреле …… был образован Джезказганский комбинат. Мировой рекорд звеньевого Актюбинской области _______ вырастившего 201 с гектара урожай проса. Мировой рекорд знатного рисовода Сырдарьинской долины ___________ собравшего с каждого гектара по 1260 пудов риса. Знатный бурильщик________ первый в республике применивший прогрессивный метод многозабойного бурения, разработанного еще до войны. В Казахстан были перебазированы около _____ крупных заводов и фабрик Москвы и области. Комсомольцы Чимкентского железнодорожного узла начали сбор средств на танковую колонну ________.  За годы войны были построены на средства молодежи Казахстана именные _____ Павлову, Луганскому, Добровольскому. Комсомол Казахстана установил шефство над Сталинградским тракторным заводом и заводом ___________. Заработанные деньги учащиеся внесли в фонд __________ что составило более 4 млн. рублей. Промышленные предприятия из прифронтовой полосы перебазировались в _____ районы страны. Во время войны КазССР превратилась в крупнейшую базу ______СССР. В ______ были сданы в эксплуатацию новые промышленные объекты : Акмолинский завод сельхозмашин, Гурьевский нефтеперерабатывающий завод, Текелийский свинцово- цинковый комбинат. ……количество заводов, фабрик, рудников, шахт и отдельных производств было построено в 1941-1945гг. в Казахстане. В 1942 г. нефтяникам Эмбы __________раз вручалось знамя      Г Т О-    символ трудового подвига рабочего класса .  .В городе ________ имеется улица «Казахская», в честь героизма казахских воинов в годы войны . 

Физминутка. (под музыку «Марш славянки»)Выбрать командира. Выполнить команды.

3 ЭТАП «Культура Казахстана» разделим на 3 раздела:

1 Раздел «Наука»

2 Раздел «Литература»

3 Раздел «Искусство».

Задание. Верно ли утверждение? ДА-НЕТ(зачитывать утверждения с доски) Команды отвечают поочередно.

Вопросы и задания на закрепление:

1 Задание:

1 группа заполнит таблицу «Персонали»

 

 

 

 

 

Персоналии.  Задание для 1 группы  

И.В.Сталин

 

Лебедев-Кумач

 

Г.Жуков

 

Герои-Гордеевцы

 

Н.А.Скворцов

 

 Ливитан

 

 

 

2 группа заполнить хронологическую таблицу:

22 июня 1945г.

 

3 сентября 1942г.

 

1сентября 1939г.

.

2 сентября 1945г.

 

8 сентября 1941-27января 1944гг

 

9 мая 1945год

 

17 июля по 2февраля 1943год

 

8 мая 1945г

 

 5июля-28 августа 1943 год

 

 

2.Задание: Ответить на закрытые тесты.

 3. Итог. Оценивание групп. Оценочные листы  сдают. Комментарии.

4.  Рефлексия (в честь каждого встающего раздаются апплодисменты)

- встаньте те,у кого в конце урока хорошее настроение – встаньте те, кто доволен уроком – встаньте те, кто не доволен уроком – встаньте те, кто для себя взял что то новое, полезное – встаньте те, кто не понял – встаньте те, кто участвовал в этом уроке – встаньте те, кто пришел к нам в гости

5.   Задание на дом. Составить минипроект «Дети 21 века, против войны!»

 

Подумайте минуту  и каждый выскажите свое мнение на тему «Мы, дети 21 века, против войны!»( если время останется, составить минипроект всей группой)