Текст, тема текста, основная мысль текста
Урок развития речи в 5 классе
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
Текст и его признаки
Текст – это группа предложений, объединённых темой и основной мыслью.
- текст состоит из нескольких предложений (членимость текста);
- предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью;
- в тексте предложения располагаются в определённом порядке;
- текст имеет начало и конец, т.е. это относительно законченное высказывание.
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
Подумай и ответь!
Допустимо ли выражение «связный текст»? Объясни свою точку зрения.
Предложения в тексте всегда связаны между собой, т.е. связность – основной признак понятия «текст», несвязного текста не бывает.
Подобное выражение допустимо лишь как профессиональное слово.
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
Проверь себя!
Летний дождь… Он бывает разный. Иногда хлещет как из ведра, обрушится на землю сплошным потоком, закачает деревья, прибьёт к земле траву, заставит низко пригнуться ветки кустарника. А иной раз начинается незаметно и идёт долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов.
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
Подумай и ответь!
Имя ерша, очевидно, происходит от его наружности: вся его спина почти от головы до хвоста вооружена крепкими острыми иглами, соединенными между собой жесткой перепонкой; щеки, покрывающие его жабры, имеют также по одной острой игле, и, когда вытащишь его из воды, он имеет способность так растопырить свои жабры, так взъерошить свой спинной гребень и загнуть хвост, что название ерша, вероятно, было ему дано в ту самую минуту, как только в первый раз увидел его человек. (С.Т.Аксаков)
Является ли это высказывание текстом? Поясните своё мнение.
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
1. Проверь себя!
Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте её, запишите; подчеркните главные члены предложений.
- Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков.
2. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
Тема текста
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Тема текста часто отражается в заголовке.
Прочитайте текст, объясните пропущенные орфограммы. Определите тему текста.
Ул..тают птицы за море,
Миновало время жатв,
На холодном сером мраморе
Листья ж..лтые л..жат.
Солнце спряталось за ситцевой
Зан..вескою н..бес,
Ч..рно-бурою л..сицею
Под горой улё..ся лес.
(Д.Кедрин)
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
2. Проверь себя!
Из данных предложении составьте текст. Назовите его тему, озаглавьте, запишите, вставляя пропущенные буквы.
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях д..ревьев, и вдруг выкатилось на простор з..лотым к..лесом с огненными спицами. Над соседним лесом пок..зался краешек солнца. Луг весь засв..ркал, заискрился, сл..пя глаза тысяч..ми разноцветных, перел..вающихся огоньков.
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
Основная мысль текста
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
3. Проверь себя!
Прочитайте текст.
Выпишите слова, которыми можно выразить основную мысль текста.
Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства. (С. Михалков.)
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
Подумай и ответь!
I. В каком заголовке содержится не только тема, но и основная мысль высказывания?
1. а) Поздняя осень;
б) Осень в городском парке;
в) Осенний листопад;
г) «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса».
2. а) Летний дождь;
б) Как я однажды оказался в лесу под проливным дождем;
в) Летняя гроза — это прекрасно, но страшно;
г) Наша улица после дождя.
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
Подумай и ответь!
II. Сравните две темы по объему содержания. Какая из них более широкая?
б) На елке в Кремле.
2. а) Мало ли что можно делать летом!
б) Прогулка в лес и отдых у костра.
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
Проверь себя!
Упражнение 798.
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун
Использованные ресурсы
- Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская и др. – 6-е изд. – М.:Дрофа, 2000.
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.»/М.М.Разумовская идр. – М.: Дрофа, 2001.
- Никитина Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5-7 кл. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 1991.
- http://osvita-stb.at.ua/_nw/3/88266381.jpg
- http://g2pku.org/kecheng/UploadFiles_9347/201109/2011091516071351.jpg
Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун