СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация уроку русского языка в 5 классе на тему: Повторение и закрепление по теме «Лексикология»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

учащиеся узнают основные лексические разряды слов; научатся проводить лексический анализ слова; пользоваться разными видами словарей; объяснять языковые явления; научатся применять полученные знания и умения на практике

Просмотр содержимого документа
«Презентация уроку русского языка в 5 классе на тему: Повторение и закрепление по теме «Лексикология»»

Повторение и закрепление по теме «Лексикология»

Повторение и закрепление по теме

«Лексикология»

Дополните фразы все слова языка Лексика – это  В толковых словарях разъясняется  Слово имеет не только лексическое, но и Слова, имеющие одно лексическое значение, называются или словарный запас  лексическое значение слова грамматическое значение однозначными

Дополните фразы

все слова языка

  • Лексика – это
  • В толковых словарях разъясняется
  • Слово имеет не только лексическое,

но и

  • Слова, имеющие одно лексическое значение, называются

или словарный запас

лексическое значение слова

грамматическое значение

однозначными

Слова, имеющие несколько лекси- ческих значений, называются Синонимы - это слова одной и той же части речи, обозначающие  но отличающиеся Слова одной и той же части речи, но с противоположным лексическим значением называются многозначными одно и то же, оттенком лексического значения антонимами
  • Слова, имеющие несколько лекси-

ческих значений, называются

  • Синонимы - это слова одной и той же части речи, обозначающие

но отличающиеся

  • Слова одной и той же части речи, но с противоположным лексическим значением называются

многозначными

одно и то же,

оттенком лексического значения

антонимами

Л. Н. Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»  Вопрос: А что делает русский язык таким?(слово)

Л. Н. Толстой говорил:

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» Вопрос: А что делает русский язык таким?(слово)

Загадка Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.  Если буду я молчать, как ты сможешь меня понять?  А выручить меня готово любимое родное …(слово)   .

Загадка

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как ты сможешь меня понять? А выручить меня готово любимое родное …(слово)

.

Вопросы 1.Что такое лексика?  2.Что такое лексикология?  3.Что такое лексическое значение слова?  4.Где можно найти толкование слова?  5.Какие вы знаете виды словарей?  6.Какие слова называются однозначными, многозначными? Например?  7.Что такое «Переносное значение слова»? Например ?  8.Лексическая сочетаемость? Задание: послушайте песенку А. Арканова и скажите, где нарушается лексическая сочетаемость?  (звучит песня А. Арканова «Оранжевая песня»)  9.Какие слова называются синонимами? Например?  10.Антонимы.Например?  11.Омонимы.Например?  12.Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

Вопросы

1.Что такое лексика? 2.Что такое лексикология? 3.Что такое лексическое значение слова? 4.Где можно найти толкование слова? 5.Какие вы знаете виды словарей? 6.Какие слова называются однозначными, многозначными? Например? 7.Что такое «Переносное значение слова»? Например ? 8.Лексическая сочетаемость? Задание: послушайте песенку А. Арканова и скажите, где нарушается лексическая сочетаемость? (звучит песня А. Арканова «Оранжевая песня») 9.Какие слова называются синонимами? Например? 10.Антонимы.Например? 11.Омонимы.Например? 12.Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

Загадка совы: Мы слова из русской речи,  Из родного языка!  Одинаково нас слышат,  Одинаково нас пишут.  Но важна не только внешность,  Потому не торопись,  Не всегда нужна поспешность,  Ты до смысла доберись.  Наподобие начинки  Смысл запрятан в серединке  Сходным лицам вопреки  Мы по смыслу далеки.(Омонимы)

Загадка совы:

  • Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас слышат, Одинаково нас пишут. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки Смысл запрятан в серединке Сходным лицам вопреки Мы по смыслу далеки.(Омонимы)
Физкультминутка  Потрудились – отдохнем.  Встанем, глубоко вздохнем.  Руки в стороны, вперед,  Влево, вправо поворот.  Три наклона, прямо встать,  Руки вниз и вверх поднять.  Руки плавно опустили,  Всем улыбки подарили.

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.

Орфографическая разминка.   Вставить пропущенные буквы:   Ч..ртсвый,ш..рох,ш..пот,пч..лка,крыж..вник, приш..л,печ..нка,расч..ска,ш..ссе,ш..колад, деш..вый.

Орфографическая разминка.

Вставить пропущенные буквы:

Ч..ртсвый,ш..рох,ш..пот,пч..лка,крыж..вник, приш..л,печ..нка,расч..ска,ш..ссе,ш..колад, деш..вый.

Подведение итогов  Вопросы: -Что мы сегодня делали на уроке?  -Мне понравилось …?  -Мне не понравилось …?  -Моё настроение…?  -Мне хотелось бы…?

Подведение итогов Вопросы:

  • -Что мы сегодня делали на уроке? -Мне понравилось …? -Мне не понравилось …? -Моё настроение…? -Мне хотелось бы…?
Выпишите словосочетания с  переносным значением   Золотые руки, золотые серьги; Болтать  языком, болтать ногами; Глубокое  озеро, глубокое раздумье; Медвежья берлога, медвежья услуга; Тесная дружба, тесная обувь.

Выпишите словосочетания с переносным значением

Золотые руки, золотые серьги;

Болтать языком, болтать ногами;

Глубокое озеро, глубокое раздумье;

Медвежья берлога, медвежья услуга;

Тесная дружба, тесная обувь.