33
Декабрь 2009
| Авторы: учащиеся 8А класса Лазарева Александра Полякова Маргарита Руководитель: учитель физической культуры первой квалификационной категории Игнатенко Зинаида Викторовна |
Муниципальное образовательное учреждение Сычёвская средняя школа №1 | Проект по физической культуре «В здоровом теле – здоровый дух» |
Паспорт проекта
Единственная красота, которую я знаю, это здоровье.
Генрих Гейне
Обоснование темы проекта
В документах Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия».
По данным Министерства здравоохранения и Госкомэпиднадзора России
лишь 14 % детей практически здоровы,
50 % имеют функциональные отклонения,
36% - хронические заболевания.

Рисунок 1 Состояние физического здоровья детей в РФ
Мы сопоставили эти данные с данными по нашей школе. Мы выяснили, что
в нашей школе на конец 2008/2009 года обучалось 140 подростков
в основной группе по физической культуре могли заниматься 98 человек ( 70%).
К I и II группам здоровья относятся 70% подростков, 30% имеют отклонения в здоровье.
Состояние физического здоровья подростков в нашей школе заставило нас задуматься:
Рисунок 2Состояние физического здоровья подростков в МОУ Сычёвской средней школе №1 ( 2008/2009уч.г.)
Высокий уровень здоровья и уровень выше среднего (по данным мониторинга здоровья школьников, который проводится врачами-педиатрами) определён только у 25% подростков! Это очень тревожные данные.
Изучая специальную литературу, мы выяснили, что здоровый ребенок – это проблема не только медицинская, но и социально-гигиеническая, психолого-педагогическая.
Обеспечение детского здоровья – главная задача ближайшего и отдаленного будущего нашей страны. Это важно потому, что весь потенциал – и экономический, и творческий, и перспективы социального и экономического развития страны, ее обороноспособность, высокий уровень жизни народа, науки и культуры – все это будет достигнуто, если молодое поколение нашего общества будет здоровым и работоспособным.
«Самое главное в режиме сохранения здоровья - это занятия физкультурными упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна» – писал на рубеже I и II тысячелетия Абу – Али Ибн Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки» в главе «Сохранение здоровья».
Физическая активность незаменимая часть здорового образа жизни. Мысль о том, что в здоровом теле здоровый дух, восходит еще к V веку до нашей эры.
Сегодня мы имеем строго обоснованные исследования и суждения ученых о решающем влиянии внешней среды, питания, воспитания детей на их здоровье и работоспособность, адаптацию к неблагоприятным внешним условиям.
Понятие «Здоровый образ жизни» включает в себя:
соблюдение рационального режима дня
чередование труда и отдыха
следованием правилам личной гигиены
закаливание
рациональное питание
оптимальная двигательная активность
отказ от вредных привычек.
Мы в нашем проекте рассмотрим влияние физических данных на развитие подростков и укрепления их физического здоровья.
Физическая культура представлена в ЗОЖ в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур – а так же других видов двигательной активности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.
Доказано, что физическая нагрузка продлевает жизнь, укрепляет здоровье и снижает риск заболеваний.
Поэтому,
новизна проекта
состоит в организации нашей самостоятельной учебно-исследовательской деятельности по изучению и оценке состояния своего здоровья и нашего физического развития на занятиях физической культурой.
Предполагаемый результат
Мы считаем, что работа над проектом научит нас:
С уважением относиться к своему организму
Самостоятельно оценивать особенности своего развития и определять пути его коррекции
Вести здоровый образ жизни, соблюдать режим труда и отдыха
Поможет выработать привычку систематически заниматься физической культурой и спортом
Направления исследования
Оценка состояния здоровья подростков 8-х классов
Антропометрические исследования среди подростков 8-х классов
Определение индекса Пинье и типа конституции среди подростков 8-х классов
Определение гармоничности телосложения среди подростков 8-х классов
Методы исследования в ходе работы над проектом
Исследовательский
Сравнительно-аналитический
Статистический
Технический метод по разработке инструкций
Информационно-коммуникативный
Мы выдвигаем следующую гипотезу
Гипотеза
Мы предполагаем,
что по итогам исследования физического развития человека –
можно оценить уровень его здоровья

Оценка состояния здоровья учащихся
на основе антропометрических исследований
Проблема состоит в том, что у многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие:
что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
В ходе практических работ мы постараемся выявить эти проблемы у подростков – восьмиклассников нашей школы
Практическая работа №1
« Определение гармоничности телосложения».

Данные антропометрических исследований
Тип телосложения подростков-восьмиклассников
Изучили информационный блок о типах телосложения (конституции человека)
Определили тип телосложения по формуле: масса тела, кг/ рост, см.
Сравнили полученные результаты со шкалой пределов:
А) 0,28 – 0,31 – свидетельствует о недостаточной массе, астеническом типе сложения;
Б) 0,32-0,44 – свидетельствует о нормальной массе, нормостеническом типе сложения;
В) 0,45-0,53 – свидетельствует о чрезмерной массе, гиперстеническом типе сложения;
Результаты вычислений проанализировали, данные занесите в таблицу.
В % соотношениях рассчитали число учащихся страдающих ожирением, либо истощением.
Пользуясь формулой, определили свой тип телосложения. Сделали выводы (см. второй этап)
Тип телосложения (%)
Обследование проводилось у 59 восьмиклассников
Класс | нормостенический | астенический |
8А | 55 | | 45 | |
8Б | 28,5 | | 71,4 | |
8В | 40 | | 60 | |
ИТОГО | 41 | | 59 | |
Уровень развития грудной клетки (%)
Рассчитали показатели по формуле:
Данные занесли в таблицу.
Определили уровень развития грудной клетки, сравнив данные со шкалой пределов:
А) ПРГК менее 0,50 – слабое развитие грудной клетки;
Б) ПРГК 0,50-0,55 – среднее развитие грудной клетки;
В) ПРГК более 0,55 – отличное развитие клетки;
Рассчитали экскурсию грудной клетки, для этого в сантиметрах измерили окружность грудной клетки во время вдоха и выдоха. Разница между окружностью грудной клетки во время глубокого вдоха и глубокого выдоха называется экскурсией грудной клетки. У старших школьников она обычно равна 5-7 см.
Результаты вычислений проанализировали, данные оформили в виде диаграммы (см. второй этап)
КЛАСС Уровень | Слабый | Средний | Отличный |
8А | 50 | 35 | 15 |
8Б | 71 | 24 | 5 |
8В | 73 | 20 | 7 |
ИТОГО | 64 | 27 | 9 |
Индекс скелии и типа конституции (%)
Определили тип конституции группы детей по индексу физического развития (индекс Пинье) по формуле: ИП = L – (P+T), где L – длина тела , см. , Р – масса тела, кг., Т – окружность грудной клетки, см.
Определили тип телосложения группы учащихся, используя классификацию М.В. Черноруцкого:
А) ИП 30 – гипостеник (астенический тип);
Б) ИП гиперстеник (пикнический тип);
В) ИП = 10-30 – нормостеник (атлетический);
Класс | гипостеник ИП 30 | гиперстеник ИП | нормостеник ИП = 10-30 |
8В | 77 | | 15 | | 8 |
8А | 52 | | 26 | | 21 |
8Б | 65 | | 15 | | 20 |
ИТОГО | 65 | | 19 | | 16 |
Средний рост восьмиклассников (см)
Класс | мальчики | девочки |
8А | 165 | 163 |
8Б | 160 | 163 |
8В | 166 | 144 |
ИТОГО | 164 | 157 |
Второй этап – сравнительно-аналитический
На основании данных построили диаграммы
Тип телосложения подростков - восьмиклассников
Рисунок3. Тип телосложения подростков - восьмиклассников

Сделали выводы:
У подростков 8-х классов наблюдаются два типа телосложения – нормостенический и астенический.
Недостаточная масса тела ( астенический тип телосложения) преобладает у учащихся 8Б и 8В классов.
В целом, среди всех восьмых классов, астенический тип телосложения также является преобладающим.
Нужно отметить, что подростков, страдающих ожирением (гиперстенический тип телосложения) не выявлено.
Уровень развития грудной клетки подростков - восьмиклассников
Рисунок 4. Уровень развития грудной клетки подростков - восьмиклассников

Сделали выводы:
У восьмиклассников наблюдаются три уровня развития грудной клетки: слабый, средний и отличный.
Слабый уровень развития является преобладающим, особенно в 8Б и 8В классах.
В целом, среди всех восьмых классов также преобладающим является слабый уровень развития грудной клетки.
Индекс скелии ( индекс Пинье) и тип конституции подростков - восьмиклассников
Рисунки 5, 6, 7 Индекс Пинье и тип конституции подростков - восьмикласников



Выводы:
Индекс Пинье более 30 – астенический тип конституции – является преобладающим в 8В и 8Б классах, а также в целом , среди всех подростков 8-х классов.
Индекс Пинье меньше 10 – пикнический тип конституции преобладает среди подростков 8А класса – 26%, в целом, он составляет – 19%.
Атлетический тип телосложения ( индекс Пинье 10-30) преобладают в 8А и 8Б классах, в целом.
Среди всех восьмиклассников, атлетический тип телосложения имеют 16% подростков.
Средний рост подростков - восьмиклассников
Рисунок 8. Рост подростков - восьмиклассников

Выводы:
Среди мальчиков самые высокие обучаются в 8В классе. Их средний рост составляет 166 см. Самый низкий рост – у мальчиков 8Б класса – 160см. В целом, среди всех мальчиков – восьмиклассников – средний рост составляет – 164 см.
Девочки – восьмиклассницы имеют средний рост – 157 см. Ниже мальчиков на 7 см. Самые высокие девочки в 8А и 8Б классах. Их средний рост составляет – 163 см. У девочек 8 класса средний рост – 144 см.
Третий этап – технический
Разработка инструкций
Информационный блок № 1
Информационный блок №2
«Комплекс упражнений для стимуляции роста»
«Комплекс упражнений по «Карате» для развития мышц ног, бедер и пресса» - совершенствование физической формы
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Найти волшебную диету»
Данная тема связана с проблемой типа телосложения подростков – восьмиклассников…..
Необходимая часть здорового образа жизни – поддержание веса тела в пределах, которые считаются нормальными для вашего роста и пола.
В последнее десятилетие все больше людей страдают от избыточного веса, но недостаточный вес также вызывает проблемы со здоровьем.
Основные причины лишнего веса – это отсутствие физической нагрузки и постоянное переедание.
Свободное время дети чаще проводят за компьютером или перед телевизором.
Кроме того, много людей предпочитают пищу, в которой много калорий и мало полезных для организма веществ.
Мы предлагаем график, который составлен на основе расчетов взаимосвязи между весом и ростом человека. Он поможет определить, не выходит ли ваша масса тела за пределы нормы для вашего роста.
Рисунок 9. График соотношения роста человека и массы его тела

Идеальный вес зависит от роста мышечной массы.
Например, спортсмен весит больше, чем обычный человек того же роста, ведущий менее подвижный образ жизни: постоянная физическая нагрузка увеличивает массу мышц.
В результате анализа различных источников, нами была разработана
Инструкция «Как снизить вес?»
Существуют несколько способов снижения веса:
диета
упражнения
прием лекарств
Однако, исследования показали, что лучший способ – сочетание снижения калорийности пищи с физической активностью.
В большинстве своем люди не считают недостаток веса проблемой для здоровья. Ваша задача – не просто увеличить вес, а сделать это с пользой для здоровья.
Важно учитывать следующее: регулярные физические упражнения помогут улучшить тонус мышц, увеличат их силу. Это в свою очередь поможет активизировать аппетит.
Рациональное питание
Чтобы расти нужно есть. А есть нужно правильно.
Мясо, рыба, черная икра, овощи и фрукты – самое распространенное заблуждение о здоровом питании.
Правильным будет сбалансированное сочетание белков, жиров и углеводов, и , конечно, витаминов и минеральных веществ.
Это только 100 лет назад человеку было достаточно есть данные продукты. Теперь из-за плохой экологии необходимы витамины – это катализатор обменных процессов в организме.
Витамины
Особое место в рациональном питании играют витамины и минеральные вещества – кальций, фосфор, фтор, натрий, магний, железо, сера, хлор. Суточная потребность человека – 20-30г.
Принимают участие для хорошей деятельности головного мозга, нормального роста и развития костной и мышечной ткани.
Витамины регулируют процессы обмена веществ принимают участие в обновлении клеток и тканей, помогают расти и развиваться организму.



Энергозатраты при активной физической активности
При занятиях физическими упражнениями требуется питание в зависимости от характера мышечной деятельности. Рациональное питание – это правильное соотношение по энергоемкости и калорийности питания с нормой пищи, которая содержит белки, жиры, углеводы.
При регулярных занятиях физическими упражнениями требуется от 2 до 2,5 г белка на 1 кг массы тела.
Наиболее богаты белком молоко, мясо, рыба, овощи.
Потребность в жирах составляет 100-120 г в сутки. Жир содержится в животных маслах – сливочном и топленом, сметане , сливках, майонезе, рыбных консервах.
Углеводы содержатся в сахаре, белом хлебе, фасоли, крупах, картофеле, фруктах, изюме, меде.
Энергозатраты
Общие энергозатраты всего организма, поскольку они связаны с увеличением массы тела и прежде всего мышечной ткани, а также уровнем двигательной активности с возрастом увеличиваются.
Так если для шестилетнего мальчика они составляют в среднем 1970ккал/сут, то в подростковом возрасте (11-14 лет) суточные энергозатраты возрастают до 2450 ккал/сут.
При этом, следует иметь в виду, что индивидуальные потребности в энергии меняются в широких пределах в зависимости от различий в массе тела, уровнем двигательной активности.
Жизнь человека связана с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможно только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей.
Известно, что даже в состоянии покоя, расход энергии в 1 ч на 1 кг массы тела равен 1 килокалории.
Если вы весите 45 кг, то в 1 ч расходуется 45 килокалорий, а в сутки 108 килокалорий (45х24)
Каждый по этой формуле может узнать свои показатели энергозатрат.
При регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями повышаются процессы обмена веществ, происходят значительные траты энергии, возникает потребность в дополнительном использовании витаминов для поддержания умственной и физической работоспособности.
Памятка
после физических занятий приступать к еде можно через 30-45 мин.
питаться следует 4-5 раз в день:
утренний завтрак – 25% суточного объема пищи;
второй – 10%
обед – 35%
полдник – 10%
ужин – 20%

При определение типа сложения, мы выяснили, что в старшем школьном возрасте девушки и юноши приобретают тип телосложения, свойственный взрослому человеку. Типы телосложения определяются по следующим признакам:
степень развития мышц и телосложения
форма грудной клетки и живота
соотношение длины и массы тела
Имеются сведения, что с помощью специально подобранных упражнений можно изменить тип телосложения. Регулярные занятия подобранными упражнениями накладывают заметный отпечаток на весь внешний облик человека.
Вопрос о пропорциях тела издавна интересует ученых.
Ещё в древности считали, что пропорциональным следует считать телосложение, при котором ширина разведенных в стороны рук равняется росу тела.
Высота головы должна, по-мнению некоторых ученых, укладываться в длине тела взрослого человека 8 раз.
Ширина плеч должна составлять четверть роста,
окружность груди – равняться удвоенной окружности талии.
Занятия любым видом спорта накладывает свой отпечаток на формы тела:
бегун – худощавый, стройный
прыгун – высокий рост
пловцы – высокий или средний рост, развиты мышцы плечевого пояса и мышцы ног
тяжелоатлет – недлинные ноги, мощное широкое туловище
очень рельефные мышцы спины, плечевого пояса, рук.
Недостаток движений ослабляет не только наши мышцы и кости, но и наш мозг, который погружается в глубокий сон.
Детям с развитой мускулатурой легче учиться. Они меньше устают, быстрее восстанавливаются после различных физических нагрузок, сделать успевают больше, чем их сверстники, ведущие малоподвижный образ жизни.
Чтобы мышцы украшали торс своим рельефом и были сильными, а связки могли выдержать большие нагрузки, их надо тренировать.
Мы выяснили, что бывают различные типы сложения ( зависят от индекса скелии ( индекс Пинье))
Инструкция
Физические упражнения для гармоничного развития подростков, имеющих астенический, гиперстенический и нормостенический типы сложения
Астенический тип – продольные размеры преобладают над поперечными, конечности длинные, тонкая кость,
Шея длинная, мышцы развиты слабо, высокий рост. Представители этого типа имеют обычно небольшой вес, они энергичны и даже обильное питание не сразу приводит к увеличению массы тела, т.к. они тратят энергию быстрее, чем накапливают.
Особенно полезны динамические и статические силовые и скоростно-силовые упражнения, а также циклические упражнения – длительный бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание. упражнения на развитие гибкости.
Гиперстенический тип – кости тяжелые и толстые, плечи, грудная клетка и бедра широкие, склонны к полноте, отличает избыточное жироотложение.
Этот тип заслуживает индивидуального подхода в обучении движениям и развитии физических особенностей.
Снижение массы тела можно достичь упражнениями, активизирующими длительность кровообращения и дыхания, которые вызывают повышенные энергозатраты, укрепляющими мышцы живота, улучшающими скоростные и скоростно-силовые качества.
Нормостенический тип - отличается пропорциональностью основных размеров тела и правильным соотношением.
Рекомендуется до половины времени занятий, отводимых на развитие физических способностей, выделять на развитие силовых, скоростно-силовых и скоростных способностей, необходимо включить специльные упражнения для развития гибкости и общей выносливости.
Исследования ученых показывают, что специально направленными физическими упражнениями тип телосложения можно в значительной степени изменить
Мы предлагаем тест, который поможет определить, в какой физической форме вы находитесь.
Совет дня.
В хорошей ли вы форме?
Чтобы понять, являетесь ли вы физически активным человеком, нужно как можно более честно ответить на приведенные здесь вопросы
Можете ли вы подняться на один или два лестничных пролета без отдышки или тяжести в ногах?
2. Если у вас есть выбор, вы воспользуетесь лестницей, а не эскалаторм или лифтом?
3.Остается ли у вас достаточно энергии, чтобы активно провести свободное время после работы в конце дня?
да
нет
Вы пройдете 10 минут пешком вместо того, чтобы проехать?
Способны ли вы поддерживать беседу во время такой небольшой физической нагрузки, как быстрая ходьба?
Примерно 3 рза в неделю выполняете ли вы в течение 15 мин такие упражнения, которые заставляют потеть и тяжело дышать?
Подсчитайте результаты:
Если вы ответили ДА на все вопросы, то вы находитесь в нормальной физической форме, и тренировки приносят пользу вашему здоровью.
Если вы ответили НЕТ хотя бы на один из вопросов, то после консультации с врачом вам стоит добавить несколько упражнений к вашей ежедневной тренировке.
Выбор для здоровья.
Различные упражнения по-разному влияют на физическое состояние человека.
Одни увеличивают преимущественно выносливость, другие – гибкость или силу.
Подумайте, чего бы вы хотели добиться и подбирайте упражнения, исходя из поставленной цели.
Упражнения | Что улучшают |
Выносливость | Гибкость | Сила |
Аэробные упражнения |     |    |   |
Баскетбол |     |    |   |
Велосипед ( быстрая езда) |     |   |  |
Подъем по лестнице |   |  |  |
Танцы ( аэробика) |  |  |  |
Гольф |  |  |  |
Пеший туризм |  |  |  |
Бег трусцой |  |  |  |
Плавание |  |  |  |
Теннис |  |  |  |
Ходьба быстрая |  |  |  |
Йога |  |  |  |
Правила пользования таблицей.
В левой части таблицы перечислены упражнения,
в правой – их действие на организм.
Сравнивая их, вы сможете подобрать ту физическую нагрузку, которая вам нужна.
ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Стимуляция роста подростка
Своим ростом оказались недовольны более половины опрошенных восьмиклассников
Если молодой человек не удовлетворен своим ростом, может ли он его увеличить?
Современная медицина утверждает, что может. Юноши могут увеличить рост на 10см, а девушки – на 5 см. Но прежде чем заниматься «самолечением» надо обратиться к врачу.
Плохое здоровье и может быть самой главной причиной отставания в росте. Поэтому , в первую очередь, нужно обследовать своё здоровье, а уже потом понять, что для увеличения роста очень важны физические упражнения, а также занятия гимнастикой, бегом, плаванием.
Умеренные физические нагрузки, увеличивают в организме количество гормонов роста – соматотропина, т.е. одна особенность – как небольшие физические нагрузки, так и чрезмерные рост не увеличивают.
А занятия с непомерно тяжелой штангой или изнурительным марафонский бег – могут даже его затормозить.
Оказывается, рост передается по наследству. Но наследственность не единственный показатель роста. Какого роста будет человек, зависит еще и от внешний условий, в которых он живет. Это интересно: 100 лет назад средний рост 15-летних москвичей составлял 147 см, в 1923 – 157 см, а в 1982 году – 170 см. Исследования показывают, что за последние десятилетия население многих стран мира значительно подросло.
Средний показатель увеличивается вместе с улучшением условий жизни. Во время войны и различных стихийных бедствий рост людей уменьшается.
Появилась версия – что невысокий рост это всего лишь неправильная работа гормональной системы и самое главное, что ее можно изменить в лучшую сторону при помощи упражнений для зон роста.
Заключение
Работая над проектом «В здоровом теле - здоровый дух», мы пришли к выводу:
наше физическое здоровье зависит от нас самих. Если мы хотим иметь красивую фигуру, высокий рост, не болеть, нужно вести здоровый образ жизни.
Одним из составляющих здорового образа жизни является занятие физической культурой и спортом.
Занятия физической культурой и спортом способствует гармоничному развитию подростков, усиливается рост тела, увеличивается окружность грудной клетки,
увеличивается мышечная сила, улучшается работа сердечнососудистой системы.
Кроме того, занятия физкультурой помогают в учебе.
Почему?
Регулярное занятие физкультурой и спортом укрепляют здоровье и повышают закаленность организма. Юные спортсмены не боятся резких охлаждений и меньше болеют, реже пропускают уроки и не отстают в учебе.
Под действием тренировок улучшается физическое развитие, работа сердца, повышается сила дыхательных мышц и становится более глубоким вдох – выдох. В результате чего, в организм поступает больше кислорода, он лучше доставляется по кровеносным сосудам в головной мозг. А если учесть тот факт, что кислород является питательным веществом, необходимым для нервных клеток, то становится понятным положительное влияние физических упражнений на умственную работоспособность.
Это благоприятное воздействие особенно заметно при правильном чередовании умственного труда с различными физическими упражнениями:
Разработанный нами проект помог нам понять, что нужно с уважением относиться к своему организму.
Проект научил нас самостоятельно оценивать особенности своего развития, а так же определять пути его коррекции,
Мы поняли как важно вести здоровый образ жизни, соблюдать режим труда и отдыха.
Проект помог нам понять, что обязательно нужно вырабатывать привычку систематически заниматься физической культурой и спортом.
Здоровье – это то, над чем человек в значительной степени способен сохранять контроль.