Что же такое «готовность к школе»?
Главные факторы от которых зависит успешность адаптации к учебному процессу.
- Психологическая готовность к школьному обучению;
- Состояние и уровень физиологического развития ребенка.
Психологическая готовность к школе - это существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания.
Слабое развитие произвольности- это не умение сознательно подчинять свои действия; воспринимать требования учителя; внимательно его слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задания по зрительному воспринимаемому образцу.
- На что же родителям обратить главное внимание при организации жизни ребенка, который вскоре станет учеником?
- И как достичь того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению?
Много играет сам, Рисует, лепит,
со сверстниками раскрашивает картинки
и взрослыми
Нормальное развитие ребенка,
при котором возникают компоненты психологической готовности к школе.
Вырезает и клеит поделки Слушает рассказы и сказки, которые ему читают взрослые
Достаточный уровень Развитие произвольности интеллекта
Уверенность в себе, Психологическая готовность Речевое развитие в своих силах и ребенка к школе возможностях
Способность ребенка Здоровая эмоциональная к взаимодействию к семейная обстановка , в с другими детьми которой растет ребенок
- «Я» (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания).
- Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии).
- Окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.)
- Числовая последовательность в пределах 20.
- Сложение и вычитание в пределах 10.
- Понятие «больше – меньше».
- Основные геометрические фигуры.
- Ориентировка в пространстве.
- Измерение предметов при помощи линейки.
- Цвета и их оттенки.
- Числовая последовательность в пределах 20.
- Сложение и вычитание в пределах 10.
- Понятие «больше – меньше».
- Основные геометрические фигуры.
- Ориентировка в пространстве.
- Измерение предметов при помощи линейки.
- Цвета и их оттенки.
- Умение составлять рассказ по картинке.
- Пересказывать содержание известной сказки.
- Рассказывать связные истории из своей жизни.
- Рассуждать.
- А вот умение бегло читать или писать письменными буквами – совершенно не обязательно!
- Все интеллектуальные функции (внимание, память и мышление) должны достичь определенного уровня развития – стать произвольными, т. е. сознательно управляемыми.
Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании.
Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать.
Поэтому ему нужно уметь:
- правильно держать ручку;
- пользоваться ножницами;
- рисовать и лепить;
- обводить контуры и заштриховывать фигуры.
- Желание учиться, идти в школу.
- Стремление узнавать новое.
- Закрепляйте положительное отношение ребенка к школе.
- Никогда не запугивайте ребенка, рассказывая о школе.
- Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.).
Следите за тем , чтобы
ребенок выполнял правила игры.
- Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи.
- Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.
- Больше общайтесь с ребенком .
- Поощряйте его желание высказывать свою точку зрения, уважительно относитесь к ней.
- Закрепляйте с ребенком состав числа ( 8 – это 4 +4, 3+5, 2+6 и т.д.);
- умение ориентироваться в числовом ряду ( «соседи» числа 5 – это 4 и 6);
- Совершенствование пространственно-временных представлений (верх-низ, раньше-позже, право-лево).
Развивайте мелкую моторику руки:
вместе с ребенком
- рисуйте,
- раскрашивайте (стараясь не залезать за границы рисунка);
- лепите;
- собирайте мозаику.
- Закрепляйте представления ребенка о звуках, слогах, словах и предложениях.
Предложите ребенку назвать звук, с которого начинается слово. Именно звук, а не букву. В противном случае у детей возникают трудности при слиянии звуков.
- Знакомить с буквами желательно тогда, когда ребенок уже начнет читать по слогам.
- Понимание того, что буквы и звуки – это вовсе не одно и то же, поможет ребенку в овладении письмом.
- Очень важно уметь делить слово на слоги.
- При общении с ребенком называйте его друзей по имени.
- Не критикуйте сверстников ребенка!
- Если возникнет необходимость, лучше проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком.
- Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в играх.
- Организовывайте с ребенком совместную деятельность.
- Не обсуждайте при нем взрослых.
- Объясняйте ему правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.
- Рассказывайте ребенку о правилах поведения в обществе и закрепляйте их своим примером.
- Уважайте права ребенка, предъявляйте разумные требования, чаще отмечайте его хорошие поступки и успехи.
- Требований и запретов не должно быть много, но те, что вы установили, должны соблюдаться всеми членами семьи всегда и везде.
- Требования должны быть обоснованными и понятными.
- Научитесь понимать своего ребенка.
- Не забывайте, что у ребенка могут быть свои проблемы и свое мнение.
- Не стоит торопить время, желая, чтобы ваш малыш повзрослел.
- Научитесь радоваться каждому дню его детства.
- Не забывайте о физических упражнениях.
- Утренняя гимнастика должна стать привычной.
- Включайте музыку, под которую приятно потанцевать и порезвиться.
- Игры на свежем воздухе, плаванье, лыжи, коньки, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии» .
В. А Сухомлинский
Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.
- Катать шарики из пластилина.
- Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
- Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.
- Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).
- Собирать, складывать пирамидки.
- Застёгивать пуговицы.
- Завязывать, развязывать узлы.
- Разнообразная работа с ножницами.
- Продевание нитки в иголку.
- Посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами.
- Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
- Стирание ластиком нарисованных предметов.
Пальчиковая гимнастика с предметами (катушкой, карандашом, теннисным мячиком)
Кинезиологические упражнения
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок-кинезиология.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития- это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована
Штриховка
Работа с трафаретами
Рисунок по образцу
Дорисовка (по принципу симметрии)
«Волшебные узоры»
Занятия по лепке с использованием природного материала - составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т. д. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Пластилиновые узоры
Игры с пуговицами
Картины из пуговиц.Выкладывание букв, силуэтов.Сортировка по заданному признаку
«Найди отличия»
Зрительные графические диктанты
Сравните предметы между собой. Скажите, чем они похожи и чем отличаются.
Желаю удачи!
http://beautiful-all.nm.ru/Skazki/sk11/11.html - иллюстрации к сказке «Колобок»
http://www.stihi.ru/pics/2008/11/07/5209.jpg - ученик
http://allforchildren.ru/pictures/showimg/school21/school2180jpg.htm - ученики
http://ezokiev.at.ua/images2/heart.jpg - сердце
http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-10/1254648205_shutterstock_5033053.jpg - дерево