Воспитательные аспекты внеурочной деятельности
Учитель географии и биологии МБОУ «Демьяновская ООШ» Емельяненко Т.В.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями .
Программа воспитания и социализации
обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся, которые мы положим в основу нашей деятельности
* Принцип ориентации на идеал;
* Аксиологический принцип ;
* Принцип следования нравственному примеру;
* Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем ;
* Принцип системно- деятельностной организации воспитания .
Основное содержание воспитания и социализации обучающихся
* воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ;
* воспитание социальной ответственности и компетентности ;
* воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию , труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
* воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
* воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание;
* воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО
1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО 3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010 №986) 4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г.№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО» 5. СанПиН 2.4.2. 2821-10 от 29.12.2010 г.№ 189 6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки Росии от 28.12.2010 г № 2106) 7. Локальный акт ОУ «Положение о внеурочной деятел ьности»
Внеурочная деятельность по географии
-Внеурочная деятельность по географии тесно связана с учебной работой и отчасти призвана восполнять её пробелы.
- Эффективность внеурочной деятельности зависит от умения и желания учителя, его способности сделать занятия разнообразными по форме, интересными и занимательными по содержанию. При проведении внеурочной деятельности элементы научно-познавательной деятельности сочетаю с игровыми, занимательными формами. При подготовке внеклассного мероприятия учитываю общий уровень развития каждого школьника, его географические познания, практические умения и навыки.
Образовательно-воспитательные задачи
Разнообразие содержания и методов внеурочной деятельности по географии позволяет ставить перед учащимися разносторонние образовательно-воспитательные задачи .
- 1. Углубление и расширение кругозора обучающихся по географии, развитие интереса к предмету.
- 2. Развитие у учащихся географической любознательности, творческих способностей.
- 3. Формирование умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
- 4. Воспитание чувства коллективизма, товарищества и дружбы.
Основные принципы организации внеурочной деятельности
-учет возрастных особенностей,
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы,
-связь теории с практикой, -доступность и наглядность, -вовлечение в активную жизненную позицию
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Типы образовательных программ внеурочной деятельности
комплексные образовательные программы , предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
тематические образовательные программы , направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)
Типы образовательных программ внеурочной деятельности
-образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
-возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
-индивидуальные образовательные программы для учащихся .
Виды внеурочной деятельности
-игровая;
-познавательная;
-проблемно-ценностное общение;
-досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
-художественное творчество;
-социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
-трудовая (производственная) деятельность;
-спортивно-оздоровительная деятельность;
-туристско-краеведческая деятельность.
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям
1 ) Спортивно-оздоровительное направление
Работа спортивных секций.
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», школьных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физминуток.
Участие в школьных , районных спортивных соревнованиях .
2) Общекультурное направление
Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи..
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.
3) Общеинтеллектуальное направление
Предметные недели.
Библиотечные уроки.
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.
Разработка проектов к урокам.
4) Духовно-нравственное направление
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества».
Выставки рисунков.
Оформление газет о боевой и трудовой славе односельчан.
Встречи с участниками «горячих точек».
Тематические классные часы.
Конкурсы рисунков.
Фестивали патриотической песни.
Написание летописи родного края
5) Социальная деятельность
Проведение общешкольных субботников.
Работа на пришкольном участке.
Разведение комнатных цветов.
Акции «Посади дерево и вырасти его», «Помоги птицам», «Построй птице дом» и др.
Условия реализации программы внеурочной деятельности
-конкретное планирование деятельности;
-кадровое обеспечение программы;
-научно-методическое обеспечение программы;
-педагогические условия;
-материально-техническое обеспечение.
«Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению; «…"выращивание" у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя»
(А.А. Леонтьев).
Предполагаемый воспитательный
результат
эффект
-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- влияние (последствия)того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности
-улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
-укрепление здоровья воспитанников;
-развитие творческой активности каждого ребёнка;
-укрепление связи между семьёй и школой.
ВЫВОД:
Воспитание успешно, если оно системно . Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании . Воспитание понимается при этом как личностно-ориентированное взаимодействие семьи и школы , целью которого является обеспечение условий развития ребенка , его личностного роста, становление его личности в школьные годы. И этому способствует грамотно выстроенная педагогами и администрацией школы в целом система реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности учащихся.
Формы оценки достижения результатов
Оценка достижения результатов отражается
в Портфолио школьника
Экологический конкурс «Синих и зеленых»
Неделя географии
- 1. «Путешествие в географию» 5 класс
- 2. «Час занимательной географии» 6 – 9 классы.
- 3. Праздник «День Земли» 6 – 9 классы.
- 4. Конкурс экологического рисунка 5- 7 классы.
- 5. Интеллектуальная игра «КВН» 7- 8 классы.
- 6. Конкурс творческих работ учащихся (кроссворды, рефераты) 6 – 9 классы.
- 7. Игра «Полёт на воздушном шаре» (по теме «Атмосфера») 6 кл.
.
Готовим презентацию «Экологические проблемы родного края
Акция «Посади дерево и сохрани его»
Вечер «Посвящение в географы»
КВН «Птицы- наши друзья»
Акция «Помоги птицам перезимовать»
Конкурс «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Акция «Покормите птиц зимой»
Наши листовки «Помоги птицам перезимовать»
Открытие Года экологии
Акция «Перелетные наши друзья, мы с вами большая семья»
Мероприятие «Лес-наше богатство»
Акция «Память сильнее времени»
« Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков. Если мы будем стремится к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками , жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями ».
В.А. Сухомлинский .