ГОУ ЛО «Сланцевская специальная школа-интернат» Формирование общеучебных умений и навыков уч-ся 1 – 3 кл. на уроках трудового обучения
Подготовила: Воробьева О.В.,
учитель начальных классов
Программные умения и навыки Общетрудовые умения
- Умение ориентироваться в задании.
- Умение планировать ход работы.
- Умение контролировать свою работу.
Специальные трудовые (простые и сложные) умения
1. Организационные умения.
2. Двигательные трудовые умения.
3. Пространственная ориентировка.
4. Умение узнавать и называть свойства объекта труда.
Общетрудовые умения
Програм-мные умения и навыки
Содержание программных умений и навыков
1класс
Умение ориентиро-ваться в задании
2 класс
Рациональное расположение материала на рабочем месте.
3 класс
Понимание инструкции учителя и предметно-операционного плана.
Сравнение образца с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно.
Ориентировка в задании частично с помощью учителя
Понимание объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельное определение его функции.
Самостоятельно ориентироваться в задании. Самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом. Самостоятельно подбирать инструменты и материалы для работы.
Анализ образца, включающий выделение основных его признаков и свойств (название, форма, величина, цвет деталей, из которых состоит предмет, пространственный признак, материал), с помощью учителя и самостоятельно.
Слабые уч-ся к концу учебного года эту работу выполняют с помощью учителя, в отдельных случаях самостоятельно.
Анализ условий труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы
Умение планировать ход работы
Планирование трудовых действий:
- выполнение изделия с планированием ближайшей операции по предметной карте. В сложных изделиях операция указывается учителем.
1. Планирование трудовых действий:
- умение с опорой на образец и графические обозначения на наглядных материалах отвечать на вопросы учителя при составлении плана работы над изделием; выполнять изделие по образцу учителя с опорой на инструкцию и самостоятельно; придерживаться планирования при изготовлении изделия.
Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя. Изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно. Придерживаться плана при выполнении задания.
2. Определение инструментов:
Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь составлять план работы над изделием с помощью учителя, изготавливать изделия с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно.
- умение по вопросам учителя и самостоятельно определять тот или иной инструмент для выполнения необходимых действий.
Умение контролиро-вать свою работу
Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя.
1. Осуществление контроля действий в ходе работы с помощью учителя:
Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков
- умение проверять по требованию учителя правильность изготовленных деталей (по образцу, шаблону, линейке, способом наложения, визуально); обнаружить ошибку и исправить ее под руководством учителя.
Осуществлять самостоятельно несложные контрольные действия. Самостоятельно контролировать последовательность изготовления изделия. Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализировать свое изделие и изделие товарища.
2. Осуществление заключительного контроля:
Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарищей с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно.
- умение с опорой на образец обнаружить ошибки в изготовленном изделии, установить причину их появления (уточнить размеры, разобрать изделие на части, заменить детали); умение самостоятельно составить устный отчет о проделанной работе по операциям; сделать подробный анализ своего изделия и изделия своего товарища по вопросам учителя и самостоятельно
Специальные трудовые (простые и сложные) умения
Програм-мные умения и навыки
Содержание программных умений и навыков
1класс
Организа-ционные умения
2 класс
Подготовка и содержание в порядке рабочего места:
Подготовка и содержание в порядке рабочего места:
3 класс
- каждый работает на своем рабочем месте;
- умение понимать и самостоятельно выполнять указания уч-ля правильно подготовить рабочее место к работе; выполнять требования уч-ля содержать рабочее место в порядке
- подготовить рабочее место;
Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место. Экономно расходовать поделочные материалы. Соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности.
- следить за порядком на рабочем месте.
Работа с разделение труда в коллективе:
Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности
- умение изготавливать детали для себя и своего товарища; собирать изделие из своих деталей и деталей, сделанных товарищем; выполнять поручения по уборке класса
Соблюдение правил гигиены и правил безопасности
Двигате-льные трудовые умения
Экономно расходовать трудовые усилия и время. Понимать указания учителя. Правильно держать, передавать инструменты. Уметь ими пользоваться. С помощью учителя выполнять работу с опорой на предметно-операционный план
Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать и самостоятельно исполнять указания учителя, работая необходимыми инструментами и приспособлениями(пользоваться ножницами, линейкой, вдевать нитку в иголку, шить с наперстком, прокалывать отверстия шилом).
Под руководством учителя и самостоятельно определять высоту, длину и ширину предмета, выполнять разметку изготавливаемых изделий по шаблону, трафарету, по линейке
Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять технологические операции (разметка заготовки, выделение деталей из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей)
Пространс-твенная ориенти-ровка
Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: верх, низ, правая, левая сторона листа, разделить лист на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям, длинные и короткие детали
Ориентирование в пространстве листа бумаги. Определение и самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов
Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объемных изделий, правильно располагать детали, соблюдать пропорции. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, слова и фразы, усвоенные в первом и во втором классах.
Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов
Умение узнавать и называть свойства объекта труда
Узнавание и называние цвета бумаги (красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, коричневый), различать не цветную бумагу (белая, серая, черная); различать бумагу плотную, тонкую, гладкую, шероховатую, блестящую, матовую…
Узнавать и называть геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг)
Узнавание, называние и различение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник)
Узнавание и называние геометрического тела- шар
Узнавание и называние геометрических тел (кубик, брусок, цилиндр, конус, шар)
Узнавание и называние видов проволоки: медная, алюминивая, стальная
Узнавание и называние переплетных тканей: коленкор, ледерин и т.д.
Узнавание и называние цвета картона (белый, серый, желтый, окрашенный в разные цвета), цвета ниток.
Отделывание изделия цветным пластилином.
Узнавание и называние наждачной бумаги (крупнозернистая и мелкозернистая)
Различение тканей по окраске: гладкоокрашенные или с рисунком
Узнавание и называние деталей металлоконструктора (планки, пластины, скобы, планшайбы, гайки, винты)