СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация выступления на совещании «Формирование общеучебных навыков уч-ся 1-3 классов на уроках ручного труда», школа VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выступления на совещании "Формирование  общеучебных навыков уч-ся 1 - 3 классов на уроках ручного труда", школа 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Презентация выступления на совещании «Формирование общеучебных навыков уч-ся 1-3 классов на уроках ручного труда», школа VIII вида»

ГОУ ЛО «Сланцевская специальная школа-интернат»   Формирование общеучебных умений и навыков уч-ся  1 – 3 кл. на уроках трудового обучения Подготовила: Воробьева О.В., учитель начальных классов

ГОУ ЛО «Сланцевская специальная школа-интернат» Формирование общеучебных умений и навыков уч-ся 1 – 3 кл. на уроках трудового обучения

Подготовила: Воробьева О.В.,

учитель начальных классов

Программные умения и навыки   Общетрудовые умения   Умение ориентироваться в задании. Умение планировать ход работы. Умение контролировать свою работу.

Программные умения и навыки Общетрудовые умения

  • Умение ориентироваться в задании.
  • Умение планировать ход работы.
  • Умение контролировать свою работу.
Специальные трудовые (простые и сложные) умения 1. Организационные умения. 2. Двигательные трудовые умения. 3. Пространственная ориентировка. 4. Умение узнавать и называть свойства объекта труда.

Специальные трудовые (простые и сложные) умения

1. Организационные умения.

2. Двигательные трудовые умения.

3. Пространственная ориентировка.

4. Умение узнавать и называть свойства объекта труда.

Общетрудовые умения

Програм-мные умения и навыки

Содержание программных умений и навыков

1класс

Умение ориентиро-ваться в задании

2 класс

Рациональное расположение материала на рабочем месте.

3 класс

Понимание инструкции учителя и предметно-операционного плана.

Сравнение образца с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно.

Ориентировка в задании частично с помощью учителя

Понимание объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельное определение его функции.

Самостоятельно ориентироваться в задании. Самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом. Самостоятельно подбирать инструменты и материалы для работы.

Анализ образца, включающий выделение основных его признаков и свойств (название, форма, величина, цвет деталей, из которых состоит предмет, пространственный признак, материал), с помощью учителя и самостоятельно.

Слабые уч-ся к концу учебного года эту работу выполняют с помощью учителя, в отдельных случаях самостоятельно.

Анализ условий труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы

Умение планировать ход работы Планирование трудовых действий: - выполнение изделия с планированием ближайшей операции по предметной карте. В сложных изделиях операция указывается учителем. 1. Планирование трудовых действий: - умение с опорой на образец и графические обозначения на наглядных материалах отвечать на вопросы учителя при составлении плана работы над изделием; выполнять изделие по образцу учителя с опорой на инструкцию и самостоятельно; придерживаться планирования при изготовлении изделия. Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя. Изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно. Придерживаться плана при выполнении задания. 2. Определение инструментов: Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь составлять план работы над изделием с помощью учителя, изготавливать изделия с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно. - умение по вопросам учителя и самостоятельно определять тот или иной инструмент для выполнения необходимых действий.

Умение планировать ход работы

Планирование трудовых действий:

- выполнение изделия с планированием ближайшей операции по предметной карте. В сложных изделиях операция указывается учителем.

1. Планирование трудовых действий:

- умение с опорой на образец и графические обозначения на наглядных материалах отвечать на вопросы учителя при составлении плана работы над изделием; выполнять изделие по образцу учителя с опорой на инструкцию и самостоятельно; придерживаться планирования при изготовлении изделия.

Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя. Изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно. Придерживаться плана при выполнении задания.

2. Определение инструментов:

Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь составлять план работы над изделием с помощью учителя, изготавливать изделия с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно.

- умение по вопросам учителя и самостоятельно определять тот или иной инструмент для выполнения необходимых действий.

Умение контролиро-вать свою работу

Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя.

1. Осуществление контроля действий в ходе работы с помощью учителя:

Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков

- умение проверять по требованию учителя правильность изготовленных деталей (по образцу, шаблону, линейке, способом наложения, визуально); обнаружить ошибку и исправить ее под руководством учителя.

Осуществлять самостоятельно несложные контрольные действия. Самостоятельно контролировать последовательность изготовления изделия. Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализировать свое изделие и изделие товарища.

2. Осуществление заключительного контроля:

Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарищей с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно.

- умение с опорой на образец обнаружить ошибки в изготовленном изделии, установить причину их появления (уточнить размеры, разобрать изделие на части, заменить детали); умение самостоятельно составить устный отчет о проделанной работе по операциям; сделать подробный анализ своего изделия и изделия своего товарища по вопросам учителя и самостоятельно

Специальные трудовые (простые и сложные) умения Програм-мные умения и навыки Содержание программных умений и навыков 1класс Организа-ционные умения 2 класс Подготовка и содержание в порядке рабочего места: Подготовка и содержание в порядке рабочего места: 3 класс - каждый работает на своем рабочем месте; - умение понимать и самостоятельно выполнять указания уч-ля правильно подготовить рабочее место к работе; выполнять требования уч-ля содержать рабочее место в порядке - подготовить рабочее место;  Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место. Экономно расходовать поделочные материалы. Соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности. - следить за порядком на рабочем месте. Работа с разделение труда в коллективе: Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности - умение изготавливать детали для себя и своего товарища; собирать изделие из своих деталей и деталей, сделанных товарищем; выполнять поручения по уборке класса Соблюдение правил гигиены и правил безопасности

Специальные трудовые (простые и сложные) умения

Програм-мные умения и навыки

Содержание программных умений и навыков

1класс

Организа-ционные умения

2 класс

Подготовка и содержание в порядке рабочего места:

Подготовка и содержание в порядке рабочего места:

3 класс

- каждый работает на своем рабочем месте;

- умение понимать и самостоятельно выполнять указания уч-ля правильно подготовить рабочее место к работе; выполнять требования уч-ля содержать рабочее место в порядке

- подготовить рабочее место;

Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место. Экономно расходовать поделочные материалы. Соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности.

- следить за порядком на рабочем месте.

Работа с разделение труда в коллективе:

Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности

- умение изготавливать детали для себя и своего товарища; собирать изделие из своих деталей и деталей, сделанных товарищем; выполнять поручения по уборке класса

Соблюдение правил гигиены и правил безопасности

Двигате-льные трудовые умения  Экономно расходовать трудовые усилия и время. Понимать указания учителя. Правильно держать, передавать инструменты. Уметь ими пользоваться. С помощью учителя выполнять работу с опорой на предметно-операционный план Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать и самостоятельно исполнять указания учителя, работая необходимыми инструментами и приспособлениями(пользоваться ножницами, линейкой, вдевать нитку в иголку, шить с наперстком, прокалывать отверстия шилом). Под руководством учителя и самостоятельно определять высоту, длину и ширину предмета, выполнять разметку изготавливаемых изделий по шаблону, трафарету, по линейке Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять технологические операции (разметка заготовки, выделение деталей из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей)

Двигате-льные трудовые умения

Экономно расходовать трудовые усилия и время. Понимать указания учителя. Правильно держать, передавать инструменты. Уметь ими пользоваться. С помощью учителя выполнять работу с опорой на предметно-операционный план

Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать и самостоятельно исполнять указания учителя, работая необходимыми инструментами и приспособлениями(пользоваться ножницами, линейкой, вдевать нитку в иголку, шить с наперстком, прокалывать отверстия шилом).

Под руководством учителя и самостоятельно определять высоту, длину и ширину предмета, выполнять разметку изготавливаемых изделий по шаблону, трафарету, по линейке

Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять технологические операции (разметка заготовки, выделение деталей из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей)

Пространс-твенная ориенти-ровка Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: верх, низ, правая, левая сторона листа, разделить лист на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям, длинные и короткие детали Ориентирование в пространстве листа бумаги. Определение и самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объемных изделий, правильно располагать детали, соблюдать пропорции. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, слова и фразы, усвоенные в первом и во втором классах. Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов

Пространс-твенная ориенти-ровка

Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: верх, низ, правая, левая сторона листа, разделить лист на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям, длинные и короткие детали

Ориентирование в пространстве листа бумаги. Определение и самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов

Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объемных изделий, правильно располагать детали, соблюдать пропорции. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, слова и фразы, усвоенные в первом и во втором классах.

Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов

Умение узнавать и называть свойства объекта труда

Узнавание и называние цвета бумаги (красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, коричневый), различать не цветную бумагу (белая, серая, черная); различать бумагу плотную, тонкую, гладкую, шероховатую, блестящую, матовую…

Узнавать и называть геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг)

Узнавание, называние и различение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник)

Узнавание и называние геометрического тела- шар

Узнавание и называние геометрических тел (кубик, брусок, цилиндр, конус, шар)

Узнавание и называние видов проволоки: медная, алюминивая, стальная

Узнавание и называние переплетных тканей: коленкор, ледерин и т.д.

Узнавание и называние цвета картона (белый, серый, желтый, окрашенный в разные цвета), цвета ниток.

Отделывание изделия цветным пластилином.

Узнавание и называние наждачной бумаги (крупнозернистая и мелкозернистая)

Различение тканей по окраске: гладкоокрашенные или с рисунком

Узнавание и называние деталей металлоконструктора (планки, пластины, скобы, планшайбы, гайки, винты)