СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация-выступление на VIII Международном педагогическом форуме в г. Санкт-Петербурге

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организации данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.Важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для каждого обучающегося

Просмотр содержимого документа
«Презентация-выступление на VIII Международном педагогическом форуме в г. Санкт-Петербурге»

ХМАО-ЮГРА г.Ханты-Мансийск СОШ №8 Классы русской духовной культуры Храмовый комплекс Храм Христова Воскресения

ХМАО-ЮГРА г.Ханты-Мансийск СОШ №8

Классы русской духовной культуры

Храмовый комплекс Храм Христова Воскресения

Проблематизация на уроках математики как эффективный метод организации целенаправленной деятельности обучающихся   Джура Елена Николаевна, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Ханты-Мансийска

Проблематизация на уроках математики как эффективный метод организации целенаправленной деятельности обучающихся

Джура Елена Николаевна, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Ханты-Мансийска

Когда человек не знает,  к какой пристани он держит путь,  для него ни один ветер не будет попутным. Сенека

Когда человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Как разработать урок по-новому?

Как учителю сохранить

собственное лицо и учесть

при этом новые требования

ФГОС?

 «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»  В.А.Сухомлинский.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В.А.Сухомлинский.

Современный урок математики в условиях введения ФГОС:   2. Целеполагание  (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 1.Мобилизация  (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); 3.Осознание недостаточности имеющихся знаний  (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 6. Рефлексия  (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). 5.Взаимопроверка, взаимоконтроль; 4.Коммуникация  (поиск новых знаний в паре, в группе);

Современный урок математики в условиях введения ФГОС:

2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

5.Взаимопроверка, взаимоконтроль;

4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

Требования, предъявляемые к современному уроку математики в условиях введения ФГОС:   хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; хорошее начало и хорошее окончание; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; в центре внимания урока — дети минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества времясбережение и здоровьесбережение урок должен быть добрым вывод делают сами учащиеся учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей) умение демонстрировать методическое искусство учителя  планирование обратной связи

Требования, предъявляемые к современному уроку математики в условиях введения ФГОС:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

хорошее начало и хорошее окончание;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

в центре внимания урока — дети

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества

времясбережение и здоровьесбережение

урок должен быть добрым

вывод делают сами учащиеся

учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей)

умение демонстрировать методическое искусство учителя

планирование обратной связи

Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Изменение схемы урока: Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию на уроках математики.   От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.

Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Изменение схемы урока:

Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию на уроках математики.

От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)

К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников.

Ученик - живой участник образовательного процесса.

Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, -  это проблемно – диалогический урок Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов: Определение нового.  Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.

Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок

Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:

  • Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
  • Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, -  это проблемно – диалогический урок Планирование действий.  Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Планирование решений.  Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок

  • Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
  • Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.
Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, -  это проблемно – диалогический урок Планирование результата .  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» Планирование заданий для применения нового знания .  Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок

  • Планирование результата . Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать

возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос:

«Так как же мы решили проблему?»

  • Планирование заданий для применения нового знания . Следует помнить,

что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Приемы по формированию действия целеполагания «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно», «Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблема предыдущего урока»,  «Демонстрация множественности смыслов слова». «Проблемная ситуация», «Индуктор».

Приемы по формированию действия целеполагания

  • «Тема-вопрос»,
  • «Работа над понятием»,
  • «Яркое пятно»,
  • «Исключение»,
  • «Домысливание»,
  • «Моделирование жизненной ситуации»,
  • «Группировка»,
  • «Собери слово»,
  • «Проблема предыдущего урока»,
  • «Демонстрация множественности смыслов слова».
  • «Проблемная ситуация», «Индуктор».
Создание проблемных  ситуаций. Прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.

Создание проблемных ситуаций.

Прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.

Создание проблемных  ситуаций.

Создание проблемных ситуаций.

Приём «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. - Как округлять числа? - Как делить многозначные числа? и т. д.

Приём «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса.

- Как округлять числа?

- Как делить многозначные числа? и т. д.

Прием «Работа над понятием». От значения слова определяем цель урока. В том числе со словарём

Прием «Работа над понятием».

От значения слова определяем цель урока.

В том числе со словарём

Прием «Моделирование жизненной ситуации»

Прием «Моделирование жизненной ситуации»

Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению  к тому результату, который запланирован в основной цели .

Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели .

Что нам стоит мост построить?

Что нам стоит мост построить?

ЗАДАЧА  

ЗАДАЧА

  •  
Проект для родителей «Алгоритм успеха» Предлагаемое портфолио по формированию контрольно-оценочной самостоятельности пятиклассников при обучении математике направлено на накопление личного опыта учебно-познавательной деятельности, овладение основными компонентами практической работы: умением формулировать и принимать образовательную задачу, навыками определения учебных операций и их логической последовательности, контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа, оценки и самооценки. Задания составлены в соответствии с ФГОС ООО и применимы к действующим программам и УМК по математике. Комплект поможет организовать процесс отбора и мониторинга таких образцов и продуктов образовательной деятельности, как тестовые работы, индивидуальный образовательный маршрут , карты знаний и самонаблюдения, оценочные и диагностические листы. Предназначено учителям математики для работы с учащимися по отслеживанию динамики в освоении предмета; рекомендовано учащимся; полезно родителям для поддержки детей в их продвижении к успеху.

Проект для родителей «Алгоритм успеха»

Предлагаемое портфолио по формированию контрольно-оценочной самостоятельности пятиклассников при обучении математике направлено на накопление личного опыта учебно-познавательной деятельности, овладение основными компонентами практической работы: умением формулировать и принимать образовательную задачу, навыками определения учебных операций и их логической последовательности, контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

Задания составлены в соответствии с ФГОС ООО и применимы к действующим программам и УМК по математике. Комплект поможет организовать процесс отбора и мониторинга таких образцов и продуктов образовательной деятельности, как тестовые работы, индивидуальный образовательный маршрут , карты знаний и самонаблюдения, оценочные и диагностические листы.

Предназначено учителям математики для работы с учащимися по отслеживанию динамики в освоении предмета; рекомендовано учащимся; полезно родителям для поддержки детей в их продвижении к успеху.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

 ЖАЖДА ЗНАНИЙ-ИНТЕЛЛЕКТ-ВОЛЯ-ВЫБОР-СВОБОДА

ЖАЖДА ЗНАНИЙ-ИНТЕЛЛЕКТ-ВОЛЯ-ВЫБОР-СВОБОДА

Наши контакты:  Сайт: http://school8-hm.ru

Наши контакты:

  • Сайт: http://school8-hm.ru