ХМАО-ЮГРА г.Ханты-Мансийск СОШ №8
Классы русской духовной культуры
Храмовый комплекс Храм Христова Воскресения
Проблематизация на уроках математики как эффективный метод организации целенаправленной деятельности обучающихся
Джура Елена Николаевна, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Ханты-Мансийска
Когда человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Как разработать урок по-новому?
Как учителю сохранить
собственное лицо и учесть
при этом новые требования
ФГОС?
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
В.А.Сухомлинский.
Современный урок математики в условиях введения ФГОС:
2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
5.Взаимопроверка, взаимоконтроль;
4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
Требования, предъявляемые к современному уроку математики в условиях введения ФГОС:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
хорошее начало и хорошее окончание;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
в центре внимания урока — дети
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
времясбережение и здоровьесбережение
урок должен быть добрым
вывод делают сами учащиеся
учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей)
умение демонстрировать методическое искусство учителя
планирование обратной связи
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Изменение схемы урока:
Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию на уроках математики.
От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)
К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников.
Ученик - живой участник образовательного процесса.
Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок
Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:
- Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
- Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок
- Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
- Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.
Современный урок математики, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок
- Планирование результата . Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать
возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос:
«Так как же мы решили проблему?»
- Планирование заданий для применения нового знания . Следует помнить,
что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Приемы по формированию действия целеполагания
- «Тема-вопрос»,
- «Работа над понятием»,
- «Яркое пятно»,
- «Исключение»,
- «Домысливание»,
- «Моделирование жизненной ситуации»,
- «Группировка»,
- «Собери слово»,
- «Проблема предыдущего урока»,
- «Демонстрация множественности смыслов слова».
- «Проблемная ситуация», «Индуктор».
Создание проблемных ситуаций.
Прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему.
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.
Создание проблемных ситуаций.
Приём «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса.
- Как округлять числа?
- Как делить многозначные числа? и т. д.
Прием «Работа над понятием».
От значения слова определяем цель урока.
В том числе со словарём
Прием «Моделирование жизненной ситуации»
Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели .
Что нам стоит мост построить?
ЗАДАЧА
Проект для родителей «Алгоритм успеха»
Предлагаемое портфолио по формированию контрольно-оценочной самостоятельности пятиклассников при обучении математике направлено на накопление личного опыта учебно-познавательной деятельности, овладение основными компонентами практической работы: умением формулировать и принимать образовательную задачу, навыками определения учебных операций и их логической последовательности, контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
Задания составлены в соответствии с ФГОС ООО и применимы к действующим программам и УМК по математике. Комплект поможет организовать процесс отбора и мониторинга таких образцов и продуктов образовательной деятельности, как тестовые работы, индивидуальный образовательный маршрут , карты знаний и самонаблюдения, оценочные и диагностические листы.
Предназначено учителям математики для работы с учащимися по отслеживанию динамики в освоении предмета; рекомендовано учащимся; полезно родителям для поддержки детей в их продвижении к успеху.
Спасибо за внимание!
ЖАЖДА ЗНАНИЙ-ИНТЕЛЛЕКТ-ВОЛЯ-ВЫБОР-СВОБОДА
Наши контакты:
- Сайт: http://school8-hm.ru