Законопослушный человек
Занятие по курсу «Закон и право»
Тема: «Законопослушный человек»
Категория обучающихся: глухие дети, обучающиеся в 8-9 классах.
Цель занятия: правовое воспитание учащихся.
Задачи занятия.
1. Ознакомить с понятиями «законопослушный человек», «противозаконное поведение», «преступление», «проступок», с видами ответственности за преступления и проступки.
2. Формировать уважение к законам своей страны.
3. Формировать ответственное отношение к своим поступкам.
В книге писателя Н. И. Ветрова «Если бы я знал закон» есть письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса классному руководителю.
«...Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошёл с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством... Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нём конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И, только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни... Поверьте мне, как хочется на свободу...»
Почему государству порой приходится привлекать к ответственности и наказывать действия несовершеннолетних?
Вы наверняка слышали слово «законопослушный».
Нетрудно понять, что речь идёт о человеке, который соблюдает законы-послушен им.
Законопослушный человек-это не пай-мальчик, который боится сделать лишнее движение, чтобы не нарушить закон.
Именно законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности. Можно сказать, что руками законопослушных людей создаются богатства нашей страны.
Законопослушные люди составляют большую часть нашего народа. Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.
Немного истории. В первобытном обществе действовали правила, с помощью которых поддерживался порядок. Среди них особое место занимали табу и принцип талиона. «Табу» означает «запрет» под угрозой наказания богами. Запреты охватывали все стороны жизни людей: еду, одежду, охоту, отдых, даже слова. «Талион» значит «возмездие». Принцип талиона соответствовал изречению «Око за око, зуб за зуб». С современной точки зрения это очень жестоко. Но принцип талиона служил своеобразной мерой справедливости.
Каждая спортивная игра имеет свои правила
У любой, даже самой простой детской игры, тоже есть свои правила. А можно ли обойтись без правил в нашей повседневной жизни?
Законы государства-это как раз те правила, которые регулируют нашу повседневную жизнь.
Противозаконное поведение -это такое поведение, которое, во-первых, запрещено законом , а во-вторых, причиняет вред людям, всему обществу.
Сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым.
Наказание зависит от вреда, причиняемого нарушением. В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы.
К одной относят преступления - наиболее вредные нарушения. Это нарушения, которые направлены против здоровья и жизни человека (убийство, побои, истязания, похищения людей, оскорбление, клевета, кража, грабёж, вымогательство, терроризм, захват заложников, хищение оружия и др.).
Справедливо, что за преступления положены очень суровые наказания. Они указаны в Уголовном кодексе. Основные виды наказаний — это исправительно-трудовые работы и лишение свободы.
Другая группа- проступки .
К ним относятся, например, мелкое хулиганство- это нецензурная брань, оскорбительное поведение, нарушение спокойствия граждан, нарушение дорожного движения, пожарной безопасности, экологических правил, причинение вреда чужому имуществу и т.п.
Например, если кто-то взял чужой велосипед и сломал его, то в соответствии с Гражданским кодексом, он обязан полностью возместить ущерб: починить его или заплатить за него.
Многие из несовершеннолетних нарушителей, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать закон, даже не думали об этом.
Может быть, они не знали, что нельзя ломать телефоны, скамейки, чужие автомобили, бить стёкла, фонари, лампочки? Может быть, не понимали, что нельзя оскорблять прохожих, устраивать драки, после чего у пострадавших появляются телесные повреждения — ушибы, раны, вывихи, переломы? Они считали, что это безобидная шалость — силой отнимать у младших школьников вещи, залезать в чужой карман или в чужой автомобиль, магазин, дачу?
Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя.
Закон устанавливает ответственность за большую часть преступлений с 16 лет, а за самые тяжкие-с 14 лет (убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм, ложное сообщение об акте терроризма, за хищение оружия, взрывчатых или наркотических веществ, за приведение в негодность транспортных средств).
Если подросток впервые совершает не очень тяжелое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.
Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учет в полицию, наложить штраф на родителей.
Если нарушения будут повторяться, нарушителя направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение
С 11 лет направляют в спецшколу, а с 14 лет-в воспитательно-трудовую колонию (ВТК).
ПОМНИ, что законопослушные люди составляют основную часть нашего народа. А законопослушное поведение-это нормальное, привычное поведение большинства людей.
Мелкое нарушение порядка не только мешает людям, но и всегда находится на грани нарушения закона.
Закон строго наказывает всех нарушителей закона, даже несовершеннолетних.
У государства есть много способов наказать нарушителя, делает оно это для того, чтобы восстановить справедливость.
Повторим.
1. Кого называют законопослушным человеком? (это человек, который уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности).
2. По каким признакам определяют противозаконное поведение? (запрещено законом, причиняет вред людям).
3. На какие две группы делятся все нарушения? (преступления, проступки).
4. От чего зависит это деление? (от степени причинения вреда).
5. Назовите примеры преступлений (убийство, причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм, хищение оружия, наркотиков и т.п.)
6. С какого возраста наступает ответственность за большую часть преступлений?
7. С какого возраста наступает ответственность за самые тяжкие преступления?
8. Приведите примеры особо тяжких преступлений?
Рассмотрим ситуации.
1. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого у толкнувшего?
2. Мальчишка нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как вы оцените этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона?
3. Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное-будет». Кто из них прав?
Презентация занятия выполнена воспитателем КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат» Учаевой Т.А.
г.Минусинск Красноярского края
2015 год