И в Европе народ на народ не похож;
так с каким же
Сходны хотите вы быть? –
Где народ европейцев? –
Есть немец, есть англичанин, француз;
Между ними пусть будет и русский!
М.А.Дмитриев
1846 год
«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - мы - народ исключительный».
(П.Я. Чаадаев)
В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — теория “официальной народности” . Автором этой теории выступил министр народного просвещения граф С. Уваров . В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жизни:
“ Самодержавие,
Православие,
Народность ”
К истории вопроса
Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженном споре конца 30-х — 40-x гг. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.
Причины спора
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы и особенность России заключается лишь в ее отсталости, или же у нашей страны особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
––
одно из направлений русской общественной мысли, представители которого признавали необходимость развития России по западно-европейскому пути.
Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западно-европейскому пути. Большинство Западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами
Деятели западники
П.Я. Чаадаев
Добролюбов Н.А.
Т. Н. Грановский
Герцен А.И.
И.С.Тургенев
Белинский В.Г.
« Западный человек почти всегда доволен своим состоянием; он готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи»
Александр Иванович Герцен,
публицист
—
националистическое направление общественной и философской мысли, представители которого выступали за единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия.
«Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас... Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня...»
Епископ Феофан Вышенский, затворник
Деятели славянофилы
Ф.И. Тютчев
А.С. Хомяков
Основоположник и идеолог
Н.М. Языков
В.И. Даль
К.С.Аксаков
И.В. Киреевский
Органы печати, в которых представители западничества издавали свои статьи
Журналы:
«Отечественные записки»
«Современник»
«Русский вестник»
«Атеней»
Газеты:
«Московские ведомости»
«Санкт-Петербургские ведомости»
Литературные сборники:
«Физиология Петербурга»
«Петербургский сборник»
«Записки охотника»
Статьи, записки, лекции:
Статьи и лекции Т.Н. Грановского
«О крепостном состоянии в России»
(А. П. Заблоцкий-Десятовский)
Средства распространения идей славянофилов
Литературные сборники:
«Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных»
«Московские сборники»
Журналы:
Газеты:
«Русская беседа»
«Сельское благо-устройство»
«Москвитянине»
«Молва»
«Парус»
«День»
«Москва»
«Москвич»
«Русь»
Сохранение памятников культуры:
Собрание народных песен
(П. В. Киреевский)
Словарь живого великорусского языка
(В. И. Даль)
И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию .
Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь.
Теория «Русских европейцев»
- критика самодержавно-крепостнической действительности;
- развитие капиталистического строя в России;
- критика крепостного права (проекты его отмены);
- введение системы наёмного труда;
- критика феодально-абсолютистского строя царской России;
- демонстрация западноевропейской общественно-политической жизни;
- популяризации буржуазной демократии;
- установления буржуазно-парламентарного строя в России (воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды через просвещение и науку)
- высокая оценка деятельности Петра I и его усилий по европеизации России;
- критика либерально-консервативных позиций славянофилов;
- объективное выражение интересов либеральных помещиков и буржуазии
Основные положения теории славянофилов
- создание мощного общественного и интеллектуального движения;
- обращение к историческим основам, традициям и идеалам;
- пробуждение национального сознания;
- собирание и сохранение памятников русской культуры и языка;
- научное изучение русского крестьянства, его духовных основ;
- развитие общеславянских связей;
- славянское единство;
- создание славянских комитетов в России;
- неприятие единства России с западным миром;
- отрицание существовавшей государственной системы
Западники
Славянофилы
- Считали, что у России Западный путь развития
- Сторонники теории прогресса, рынка, правового государства и свободы личности
- Считали, что Россия входит в единую мировую цивилизацию
- Культ Петра 1
- Идеал – превращение России в конституционную монархию путем реформ «сверху»
- Лидеры: Чаадаев, Герцен, Соловьев, Грановский, Боткин, Анненков, Тургенев и Кавелин.
- У России особый самобытный путь развития
- Главная задача возвращение к допетровским идеалам Руси, к внутреннему самосовершенствованию человека; путь к Богу, единство царя и народа
- Идеал – сословно-представительная монархия с Земскими Соборами
- Негативное отношение к реформам Петра 1
- Лидеры: братья Аксаковы, братья Киреевские, Хомяков, Самарин (историк и правовед)
- Любовь к свободе и к России,
- Гуманизм, стремление к духовному богатству и нравственному росту
- Ориентация личности на высокие моральные ценности и нормы ( на основе свободного волеизъявления, без какого-либо внешнего принуждения)
- Стремление изменить страну ( путем смены государственного строя)
- Отмена крепостного права
Оба направления способствовали распространению идей просвещения гражданского общества, правового государства, необходимости отмены крепостного права и социальных реформ 30-40-х годов 19 века и оказали большое влияние на развитие русской культуры и общественного движения
Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее.