СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Западники и славянофилы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему"Славянофилы и Западники о культуре России"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Западники и славянофилы"»

И в Европе народ на народ не похож;    так с каким же Сходны хотите вы быть? –  Где народ европейцев? – Есть немец, есть англичанин, француз; Между ними пусть будет и русский!    М.А.Дмитриев     1846 год «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - мы - народ исключительный».  (П.Я. Чаадаев)

И в Европе народ на народ не похож;

так с каким же

Сходны хотите вы быть? –

Где народ европейцев? –

Есть немец, есть англичанин, француз;

Между ними пусть будет и русский!

М.А.Дмитриев

1846 год

«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - мы - народ исключительный».

(П.Я. Чаадаев)

 В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия —  теория “официальной народности” . Автором этой теории выступил министр народного просвещения граф  С. Уваров . В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жизни: “ Самодержавие, Православие, Народность ”

В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия —  теория “официальной народности” . Автором этой теории выступил министр народного просвещения граф  С. Уваров . В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жизни:

Самодержавие,

Православие,

Народность

К истории вопроса   Становление самобытной русской  философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженном споре конца 30-х — 40-x гг. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.

К истории вопроса

Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженном споре конца 30-х — 40-x гг. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.

Причины спора Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы и особенность России заключается лишь в ее отсталости, или же у нашей страны особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.

Причины спора

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы и особенность России заключается лишь в ее отсталости, или же у нашей страны особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.

     ––  одно из направлений русской общественной мысли, представители которого признавали необходимость развития России по западно-европейскому пути.

––

одно из направлений русской общественной мысли, представители которого признавали необходимость развития России по западно-европейскому пути.

Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западно-европейскому пути. Большинство Западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами

Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западно-европейскому пути. Большинство Западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами

Деятели западники П.Я. Чаадаев Добролюбов Н.А. Т. Н.  Грановский  Герцен А.И. И.С.Тургенев  Белинский В.Г.

Деятели западники

П.Я. Чаадаев

Добролюбов Н.А.

Т. Н.  Грановский

Герцен А.И.

И.С.Тургенев

Белинский В.Г.

  « Западный человек почти всегда доволен своим состоянием; он готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он  одного только просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи»        Александр Иванович Герцен,           публицист

« Западный человек почти всегда доволен своим состоянием; он готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи»

Александр Иванович Герцен,

публицист

  —    националистическое направление общественной и философской мысли, представители которого выступали за единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия.

националистическое направление общественной и философской мысли, представители которого выступали за единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия.

  «Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас... Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня...»   Епископ Феофан Вышенский,  затворник

«Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас... Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня...»

Епископ Феофан Вышенский, затворник

Деятели славянофилы Ф.И. Тютчев А.С. Хомяков Основоположник и идеолог Н.М. Языков В.И. Даль К.С.Аксаков И.В. Киреевский

Деятели славянофилы

Ф.И. Тютчев

А.С. Хомяков

Основоположник и идеолог

Н.М. Языков

В.И. Даль

К.С.Аксаков

И.В. Киреевский

Органы печати, в которых представители западничества издавали свои статьи  Журналы:  «Отечественные записки»  «Современник»  «Русский вестник»  «Атеней»    Газеты:  «Московские ведомости»  «Санкт-Петербургские ведомости»

Органы печати, в которых представители западничества издавали свои статьи

Журналы:

«Отечественные записки»

«Современник»

«Русский вестник»

«Атеней»

Газеты:

«Московские ведомости»

«Санкт-Петербургские ведомости»

Литературные сборники:  «Физиология Петербурга»  «Петербургский сборник»  «Записки охотника» Статьи, записки,  лекции:  Статьи и лекции Т.Н. Грановского «О крепостном состоянии в России» (А. П. Заблоцкий-Десятовский)

Литературные сборники:

«Физиология Петербурга»

«Петербургский сборник»

«Записки охотника»

Статьи, записки, лекции:

Статьи и лекции Т.Н. Грановского

«О крепостном состоянии в России»

(А. П. Заблоцкий-Десятовский)

Средства распространения идей славянофилов  Литературные сборники:  «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных»  «Московские  сборники»   Журналы:   Газеты: «Русская беседа»   «Сельское благо-устройство»  «Москвитянине»  «Молва» «Парус» «День» «Москва» «Москвич» «Русь»

Средства распространения идей славянофилов

Литературные сборники:

«Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных»

«Московские сборники»

Журналы:

Газеты:

«Русская беседа»

«Сельское благо-устройство»

«Москвитянине»

«Молва»

«Парус»

«День»

«Москва»

«Москвич»

«Русь»

Сохранение памятников культуры:  Собрание народных песен (П. В. Киреевский)   Словарь живого великорусского языка (В. И. Даль)

Сохранение памятников культуры:

Собрание народных песен

(П. В. Киреевский)

Словарь живого великорусского языка

(В. И. Даль)

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию .

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию .

 Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь.

Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь.

Теория  «Русских европейцев» критика самодержавно-крепостнической действительности; развитие капиталистического строя в России; критика крепостного права (проекты его отмены); введение системы наёмного труда; критика феодально-абсолютистского строя царской России; демонстрация западноевропейской общественно-политической жизни; популяризации буржуазной демократии;  установления буржуазно-парламентарного строя в России (воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды через просвещение и науку) высокая оценка деятельности Петра I и его усилий по европеизации России; критика либерально-консервативных позиций славянофилов; объективное выражение интересов либеральных помещиков и буржуазии

Теория «Русских европейцев»

  • критика самодержавно-крепостнической действительности;
  • развитие капиталистического строя в России;
  • критика крепостного права (проекты его отмены);
  • введение системы наёмного труда;
  • критика феодально-абсолютистского строя царской России;
  • демонстрация западноевропейской общественно-политической жизни;
  • популяризации буржуазной демократии;
  • установления буржуазно-парламентарного строя в России (воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды через просвещение и науку)
  • высокая оценка деятельности Петра I и его усилий по европеизации России;
  • критика либерально-консервативных позиций славянофилов;
  • объективное выражение интересов либеральных помещиков и буржуазии
Основные положения  теории славянофилов  создание мощного общественного и интеллектуального движения; обращение к историческим основам, традициям и идеалам;  пробуждение национального сознания; собирание и сохранение памятников русской культуры и языка; научное изучение русского крестьянства, его духовных основ; развитие общеславянских связей; славянское единство; создание славянских комитетов в России; неприятие единства России с западным миром; отрицание существовавшей   государственной системы

Основные положения теории славянофилов

  • создание мощного общественного и интеллектуального движения;
  • обращение к историческим основам, традициям и идеалам;
  • пробуждение национального сознания;
  • собирание и сохранение памятников русской культуры и языка;
  • научное изучение русского крестьянства, его духовных основ;
  • развитие общеславянских связей;
  • славянское единство;
  • создание славянских комитетов в России;
  • неприятие единства России с западным миром;
  • отрицание существовавшей государственной системы
 Западники  Славянофилы  Считали, что у России Западный путь развития Сторонники теории прогресса, рынка, правового государства и свободы личности Считали, что Россия входит в единую мировую цивилизацию Культ Петра 1 Идеал – превращение России в конституционную монархию путем реформ «сверху» Лидеры: Чаадаев, Герцен, Соловьев, Грановский, Боткин, Анненков, Тургенев и Кавелин.  У России особый самобытный путь развития Главная задача возвращение к допетровским идеалам Руси, к внутреннему самосовершенствованию человека; путь к Богу, единство царя и народа Идеал – сословно-представительная монархия с Земскими Соборами Негативное отношение к реформам Петра 1 Лидеры: братья Аксаковы, братья Киреевские, Хомяков, Самарин (историк и правовед)

Западники

Славянофилы

  • Считали, что у России Западный путь развития
  • Сторонники теории прогресса, рынка, правового государства и свободы личности
  • Считали, что Россия входит в единую мировую цивилизацию
  • Культ Петра 1
  • Идеал – превращение России в конституционную монархию путем реформ «сверху»
  • Лидеры: Чаадаев, Герцен, Соловьев, Грановский, Боткин, Анненков, Тургенев и Кавелин.

  • У России особый самобытный путь развития
  • Главная задача возвращение к допетровским идеалам Руси, к внутреннему самосовершенствованию человека; путь к Богу, единство царя и народа
  • Идеал – сословно-представительная монархия с Земскими Соборами
  • Негативное отношение к реформам Петра 1
  • Лидеры: братья Аксаковы, братья Киреевские, Хомяков, Самарин (историк и правовед)
Любовь к свободе и к России,  Гуманизм, стремление к духовному богатству и нравственному росту Ориентация личности на высокие моральные ценности и нормы ( на основе свободного волеизъявления, без какого-либо внешнего принуждения) Стремление изменить страну ( путем смены государственного строя) Отмена  крепостного права
  • Любовь к свободе и к России,
  • Гуманизм, стремление к духовному богатству и нравственному росту
  • Ориентация личности на высокие моральные ценности и нормы ( на основе свободного волеизъявления, без какого-либо внешнего принуждения)
  • Стремление изменить страну ( путем смены государственного строя)
  • Отмена крепостного права
Оба направления способствовали распространению идей просвещения гражданского общества, правового государства, необходимости отмены крепостного права и социальных реформ 30-40-х годов 19 века и оказали большое влияние на развитие русской культуры и общественного движения Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее.

Оба направления способствовали распространению идей просвещения гражданского общества, правового государства, необходимости отмены крепостного права и социальных реформ 30-40-х годов 19 века и оказали большое влияние на развитие русской культуры и общественного движения

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее.