МБОУ Романенкинская школа Презентация «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе» Ширина Галина Антоновна Учитель начальных классов 1 квалификационной категории 2013г.
Наше будущее – это наши дети.
- В условиях современной социально – экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё Шопенгауэр говорил:
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
- « Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его здоровым». Гуманист и педагог Ж.-Ж. Руссо.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полном огромного объёма информации. Наша задача – помочь детям овладеть не только багажом интеллектуальных знаний общеобразовательного цикла, но и умениями, знаниями и навыками здоровьясбережения.
«Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет». Бертран Рассел
- Здоровье – бесценный дар, который даёт человеку природа. Надо помочь ребёнку обрести себя, сформировать у ученика основы здорового образа жизни, использовать их в повседневной жизни для сохранения здоровья за период обучения в школе, создать условия для раскрытия творческих способностей детей.
- Здоровье – это состояние физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. ( по определению Всемирной организации здравоохранения)
Здоровье человека зависит:
- На 25% - от окружающей среды (экологии)
- На 15% - от наследственности
- На 10% - от возможностей медицины
«В вашем распоряжении 9 врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании 100%-го здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум.» (П.С.Брегг)
Здоровье можно считать нормой, если…
- Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья )
- Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение )
- Имеет хороший уровень самообучаемости
(интеллект )
- Честен, самокритичен ( нравственное здоровье )
- Коммуникабелен ( социальное здоровье )
- Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
- САНИТАРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
- ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
1) УЧЁБА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ; игровая технология
2)ЧАСТАЯ СМЕНА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; технология дифференцированного обучения
3) ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ; технология коллективного взаимообучения
4) ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК;
5) УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ; личностно – ориент. обуч. 6)УРОКИ ЗДОРОВЬЯ ( НАПРАВЛЕННЫЕ НА осознанный выбор здорового образа жизни );
* ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.
Здоровьесберегающий урок должен:
- Воспитывать;
- Стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;
- Учить их ощущать радость от прожитого дня;
- Показывать им, что жизнь- это прекрасно;
- Вызывать у них позитивную самооценку.
Урок с точки зрения сохранения здоровья.
- Здоровьесберегающие педагогические методики : культура общения, атмосфера доброжелательности; оптимистическое прогнозирование; создание ситуации успеха; эмпатия;свобода выбора способов получения и переработки информации; эргономика.
- Эколого-гигиеническое сопровождение: санитарно-гигиеническое состояние кабинета, санитарно-гигиенические требования к учащимся.
- Оздоровительные мероприятия: снятие психомоторного и психоэмоционального напряжения, учёт функционального состояния.
« Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А. Сухомлинский
Основные критерии рациональной организации урока ( по Н.К.Смирнову )
Число видов учебной деятельности
4 – 7 рационально
Средняя продолжительность различных видов деятельности
Не более 10 минут
Частота чередования видов учебной деятельности
Смена не позже чем через 7 – 10 мин.
Место и длительность применения ТСО
В соотв. с гигиеническими нормами.
Чередование позы. ( учитель следит)
В соответствии с видом работы.
Физкультминутки.
2 за урок, из 2-3 упр.
Психологический климат.
Преобладают положительные эмоции.
Момент наступления утомляемости учащихся.
Не ранее чем через 40 минут.
Здоровьесбережение
- Зрительная гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Двигательная релаксия.
- Точечный массаж.
- Релаксация.
- Бассейн.
Зрительная гимнастика.
- 38 – 50% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Одним из факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями обучения, способствуют массовому возникновению зрительных расстройств.
- Цели: 1) профилактика возникновения и развитие близорукости; 2) расширение пространственной активности глаз в ходе занятий.
- Виды упражнений: * работа с офтальмотренажёром; * гимнастика для глаз; * игры.
- Гимнастика для глаз помогает: снять физическую и психоэмоциональную напряжённость, тренирует вестибулярный аппарат, укрепляет глазные мышцы, развивает зрительную координацию, зоркость и внимание, улучшает зрение.
Пальчиковая гимнастика.
«Рука является вышедшим наружу мозгом» (И. Кант)
Задачи : -стимуляция развития речи;- профилактика нарушения зрения; -расширение пространственной активности глаз.
Дыхательная гимнастика
- Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм недостаточно хорошо снабжается кислородом. В повседневной жизни наше дыхание поверхностно, глубокие вдохи и выдохи чаще всего мы делаем лишь, находясь в состоянии эмоционального напряжения.
- Цели: 1) повышение уровня активации, энергосбережения и статокинетического баланса психических процессов; 2) помочь справиться организму с растущим общим утомлением
Двигательная релаксия.
Цели: * предупредить нарушение осанки; * снять напряжение с поясничного отдела позвоночника; * восстановить эмоционально-положительный настрой.
Виды упражнений : - физкультминутки;- ритмические упражнения под музыку; - упражнения с использованием речетатива; -игры на внимание; - эмоциональные упражнения ( клоуны )
Точечный массаж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
« Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». ( Гиппократ )
Хочешь быть счастлив один день – сходи в гости.
Хочешь быть счастлив неделю – женись.
Хочешь быть счастлив месяц – купи машину.
Хочешь быть счастлив всю жизнь – будь здоров!
Рефлексия по методике «Пяти пальцев» (идея бизнес – тренера Бодо Шеффера )
- Мизинец – «мыслю». Какой опыт мы сегодня получили, что нового узнали?
- Безымянный – «близкие». Что сделал для родных своими руками, нарисовал, …?
- Средний – «состояние души». Каким было сегодня наше настроение»?
- Указательный – «услуги». Помог ли кому – нибудь, сделал ли приятное другу, товарищу, …?
- Большой – « физическая бодрость». Вспоминаем, в какие подвижные игры играли, кто оказался быстрым и ловким?
Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы
- Эмоциональный, волевой, усидчивый, интеллектуальный, трудолюбивый, внимательный ( умеющий слушать и слышать); с развитой речью, мышлением, с умением чувствовать окружающий мир,
рефлексивный (умеющий ощущать себя),
обладающий чувством самоконтроля и
самостоятельности.