Просмотр содержимого документа
«Презентация "Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"»
Здоровьесберегающие технологии в устранении речевого недоразвития у дошкольников
учитель-логопед
О.П. Ведель
МБДОУ «Плешановский детский сад №1» с.Донское
2016 г.
«Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: Забота о здоровье – важнейшая работа. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их Духовная жизнь, мировоззрение, Умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. Сухомлинский
Опыт работы был представлен на научно – практической конференции педагогических работников, размещен на педагогических сайтах, в электронных научно практических журналах «Совушка», «Большая перемена». http://nsportal.ru/node/1609859 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,167763/Itemid,6/ http:// kssovushka.ru/e-sovushka.2015.n2html http:// infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-logopedicheskih-zanyatiyah-375423/html http :// nsportal . ru / node /1609738 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,167765/ http://pedsite.ru/publications/62/4333/ http://mbdou-1.ucoz.ru/index/logopedicheskaja_sluzhba/0-34
Современные здоровье сберегающие технологии,используемые на логопедических занятиях
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Зрительная гимнастика
- Динамические паузы
- Развитие мелкой моторики
- Самомассаж
- Релаксация
- Сказкотерапия
- Логоритмические упражнения
- Мнемотехника
- Психогимнастика
- Биоэнергопластика
Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение поможет:
- - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
- (нервную проводимость);
- - улучшить подвижность артикуляционных органов;
- - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
Дыхательная гимнастика
- Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания).
- Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.
Зрительная гимнастика
- Цель- профилактика нарушений зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Динамические паузы
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия, помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.
Развитие мелкой моторики
- разнообразные пальчиковые игры и упражнения
- пальчиковый театр
- графические упражнения
- игры с прищепками
- сухой бассейн
- игры со счётными палочкам
- шнуровки
Самомассаж
- Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
Релаксация
- создание положительного эмоционального фона;
- снятие фактора тревожности;
- стимуляция двигательных функций;
- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление);
- растормаживание речевой функции.
Сказкотерапия
- Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
- Задача логопеда — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи.
Логоритмические упражнения
- создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность;
- стимулируют двигательную функцию;
- развивают и коррегируют сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
- растормаживают речевые функции;
- развивают чувства ритма, темпа, времени;
- нормализуют просодическую сторону речи.
Мнемотехника
- В таблицах и мнемодорожках используются символы – рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса.
- Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения составлению рассказа и пересказу, обеспечивает эффективное запоминание чистоговорок.
Психогимнастика
Психогимнастические упражнения можно использовать как для общего развития ребенка, так и для коррекции различных психических состояний, например чрезмерной подвижности, слабой концентрации внимания, истеричности, боязливости, замкнутости и т. д.
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Цель: развитие координации движений, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
Использованная литература : 1.Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. - Спб.: Издательский дом «Литера», 2001. 2.Кудинова М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010г. 3. Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно– образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ. 4. Мальгавко Н.В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР – ж. Логопед, №1, 2012г. 5.Панфёрова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. – ж. Логопед, №2, 2011г. Использованы фотографии из личного архива