Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём "Толстых и тонких вопросов. "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Особенностью данного педагогического приема является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал. на этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта). в процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки. Работа по применению приема строится в 3 этапа: I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые». II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки. III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме На уроке прием представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы "Тонкие” вопросы | "Толстые” вопросы | Кто? Что? Когда? Как ...? Было ли ...? | Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? | Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания. Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса — относить его к "тонким” или "толстым”. Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из учебника. Проиллюстрируем этот приём на примере фрагмента урока литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы | Какова главная проблема, которая возникает в произведении «Капитанская дочка»? Какие реальные исторические лица действуют в произведении «Капитанская дочка»? В какой губернии находилось имение Гринёва? Как звали Савельича, «дядьку» Гринёва? За что Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость? Куда уехала Маша Миронова перед штурмом Белгородской крепости? Кто прятал от пугачёвцев Машу Миронову? От лица кого ведется повествование в произведении? | Дайте объяснение, почему повесть называется «Капитанская дочка»? Объясните, почему свой сон Гринев называет пророческим? Почему Гринев, несмотря на сопротивление Савельича, подарил вожатому заячий тулупчик? Какие чувства испытывает герой впервые дни службы? В чем различие Гринева и Швабрина? Как вы думаете, почему Маша «с первого взгляда не очень понравилась» Гриневу? Предположите, что было бы, если Маша не встретилась с Екатериной II? Согласны ли вы c эпиграфом к произведению? | Прием «тонких» и «толстых» вопросов по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы | На берегах какой реки родился Онегин? Как звали Ленского? Кто из героев «…корсет носила очень узкий, и русский Н как Н французский произносить умела в нос»? В какую игру играл Онегин? Кувшин с какой водой ставили на стол у Лариных? В какой день недели были именины у Татьяны? Какие знаки писала Татьяна на стекле? Сколько шагов было отмерено для дуэли? Кто сделал первый выстрел? Сколько шагов было между дуэлянтами во время выстрела? | Объясните, почему роман «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни»? Объясните, в чем своеобразие композиции романа? Как вы думаете, способен ли Онегин любить? Как вы думаете, был ли счастлив Евгений Онегин? Объясните, почему Пушкин называет Онегина «угрюмым, томным»? Как вы считаете, почему от Онегина отвернулись все его соседи? Объясните, способен ли Онегин на высокую дружбу? Как вы думаете, почему Ленского соседи любили, а Онегина – нет? В чем своеобразие характеристики сестер Лариных? Почему две сестры никогда не бывают вместе? Объясните,почему А.С.Пушкин называет свою героиню «русскою душою»? | Прием «тонких» и «толстых» вопросов по рассказу Виктора Астафьева «Записка». На стадии осмысления после чтения рассказа учащимся даётся задание составить три-четыре "тонких” и "толстых” вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. Вот какие вопросы были составлены учащимися: «Тонкие» вопросы: | «Толстые» вопросы: | Откуда привез сын мать? Как распорядился с ее домишком? Где «забыл» мать? Что положил в карман жакетки? | Почему сын « забыл» мать на вокзале? Что же натолкнуло его на такой шаг? Можно ли его оправдать сына или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать? Предположим, что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду? Почему такое могло случиться в жизни матери? | |