«Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся в начальной школе».
Чеклова Светлана Вячеславовна,
учитель начальных классов
филиал МБОУ «Цнинская СОШ №1»
в селе Кузьмино-Гать
Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь. Л.Г. Петерсон
Актуальность темы
Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, она включает в себя критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Ведущая идея темы
Создание условий для самореализации, самопознания и самосовершенствования личности
Проблема
Как создать такие условия, когда каждый ученик и хотел бы, и мог бы наиболее эффективно осуществлять активную познавательную деятельность.
Задачи
- Оптимальное сочетание форм работы на уроке.
- Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности.
- Развитие мыслительных процессов у учащихся.
- Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке.
- Реализация принципа индивидуального подхода.
Ведущие принципы
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
- Принцип развития творческих способностей учащихся.
- Принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности.
- Принцип гуманизации начального образования
Методы и приемы
Методы и приемы
Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала
Приемы начала урока
- Рифмованное начало урока.
- Начало урока с элементами театрализации.
- Высказывания выдающихся людей.
Подготовка к восприятию нового материала
- Использование загадок, пословиц и поговорок.
- «Привлекательная цель».
- «Отсроченная отгадка»
Изучение нового материала
- Урок – сказка.
- Урок – игра.
- Урок – конференция.
- Урок – путешествие.
- Урок – экскурсия.
Методы и приемы
Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала
Организация различных форм взаимодействияобучающихся
Формы взаимодействия (коммуникации)
*Дифференцированный подход к детям;
* Индивидуальная работа
на уроке;
* Работа в
группах,
в парах.
Методы и приемы
Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала
Организация различных форм взаимодействияобучающихся
Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся
Приемы активизации самостоятельной деятельности
- Отстаивают своё мнение;
- Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
- Задают вопросы друг другу и учителю;
- Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
- Находят несколько вариантов решения проблемы;
Методы и приемы
Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала
Организация различных форм взаимодействияобучающихся
Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся
Анализ происходящего на уроке
Методы и приемы
Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала
Организация различных форм взаимодействияобучающихся
Применение современных образователь-ных технологий и ТСО
Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся
Анализ происходящего на уроке
Современные образовательные технологии
Технология проблемно-диалогического обучения
вместо объяснения темы учим самостоятельно решать проблемы и открывать новые знания.
Технологии продуктивного чтения
вместо быстрого чтения вслух учим вычитывать смыслы и глубоко понимать текст.
Технология оценивания учебных успехов
вместо контроля за учениками с помощью отметок учим самостоятельно оценивать свои достижения.
Закрепление материала
- Прием «Лови ошибку !».
- Использование карточек, перфокарт.
- Использование тестов по определенным темам.
- Составление и заполнение схем, таблиц.
- Прием «Моделирование».
- Прием «Да-нетка»
Методы и приемы
Нетрадиционные и игровые формы подачи учебного материала
Рефлексия
Организация различных форм взаимодействияобучающихся
Применение современных образователь-ных технологий и ТСО
Приемы организации самостоятельной деятельности учащихся
Анализ происходящего на уроке
Рефлексия
- Использование карточек – настроений.
- «Солнышко и тучка»
- «Букет настроений»
- «Закончи предложения»
Оценивание
- «Оценка – не отметка»
- «Рейтинг»
- «Кредит доверия»
- «Развернутая оценка»
- Ведение карты самооценивания
Домашнее задание
- Первый уровень – обязательный минимум.
- Второй уровень – тренировочный.
- Третий уровень – творческое задание.
- Идеальное задание.
Внеклассная работа
- Тематические праздники по предметам.
- Интеллектуальные игры и марафоны.
- Проекты.
Вывод
Необходимо использовать различные формы, методы и приемы активизации познавательной деятельности в начальной школе: - позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; - способствуют лучшему усвоению знаний; - вызывают интерес к познанию; - формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Спасибо за внимание!