Приемы и методы формирования коммуникативных УУД на внеурочных занятиях у учащихся 2 классов
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Учащиеся с нарушениями речи имеют ряд особенностей, затрудняющих формирование значимой для обучения в школе коммуникативной функции речи.
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространённого предложения, непонимание связей в тексте, а отсюда неумение последовательно передавать содержание услышанного, трудности в формировании своих мыслей. В связи с этим большое значение приобретает формирование и развитие монологической. Формой организации работы детей на занятиях при формировании и развитии коммуникативных УУД является фронтальная работа и работа в парах.
Работа проводится в два этапа. I этап - подготовка к рассказыванию. II этап: составление монологических высказываний. Главной целью I этапа работы является умение составить простое предложение, а затем распространить его. Сделать это помогают следующие задания:
- составление предложений с помощью вопросов (Какие? Что? Зацвели где?)
- умение ответить на вопрос товарища (работа в парах): спроси у товарища, что он будет делать завтра?;
- задать вопрос к выделенному слову: Миша сорвал с яблони яблоко;
- дополнить предложение 2, 3 словами: Лена учит. Темнеет снег;
- постепенное сокращение предложения на 1, 2, 3 слова: На опушке леса пасся маленький бычок.
Немалое значение на этом этапе имеют задания с деформированными предложениями: Лариса, читать, бабушка, интересная, книга.
На этом же этапе мы с детьми учимся использовать союзы по назначению, а далее уже распространять предложение с помощью союзных слов. Дело в том, что дети не всгда понимают значение союзов, а соответственно неправильно их употребляют. Поэтому мы сначала на примере предложений отрабатываем их значение (например, подобрать нужный союз: Гремел гром. Шел дождь; Солнце взошло, … туман рассеялся.), а затем дети самостоятельно распространяют предложения.
Далее мы учимся составлять рассказ по сюжетной картинке и по серии картин.
На II этапе нашей работы мы переходим собственно к рассказу. Здесь я использую различные лексические темы. В начале занятия в форме беседы мы собираем лексический материал, в который входят существительные, прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы по теме. Далее мы переходим к грамматическому материалу, где дети учатся: образовывать относительные прилагательные (из картошки приготовим картофельное пюре, лист дуба – сорву дубовый лист и т.п.); согласовывать прилагательные и существительные в ед.ч. и мн.ч. (например, исправить высказывание красные помидор); конструировать предложение по образцу (по схеме), в т.ч. используя союзы; образовывать множественное число в падежах, используя образец (поле -поля - много полей); составлять предложения с местоимениями (мой, моя, мои, моё).
Далее мы используем интеллектуальные карты, где в схематичной форме изображены направления темы. Дети по схемам выделяют основные понятия, а затем каждый строит свое предложение, т.о. объединяя их в рассказ.
На закрепление знаний по теме мы используем составление синквейна работая в парах . Пример:
Помидор
Какой? Большой, красный, спелый
Что делает? Зреет, краснеет, спеет
Составить предложение со словом. На грядке созрели помидоры.
Слова, связанные с помидором. Огород, парник, лейка, сок.
Итогом нашей всей работы является умение составить рассказ по плану. Пример:
1. Мой город
2. Мой город красивый.
3. Городская площадь.
4. Центральный парк.
5. Я люблю свой город