СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и упражнения для коррекции нарушений звукопроизношения у детей разговаривающих на удмуртском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной работы была коррекция звукопроизношения у детей разговаривающих на удмуртском языке.

Просмотр содержимого документа
«Приемы и упражнения для коррекции нарушений звукопроизношения у детей разговаривающих на удмуртском языке»


Приемы и упражнения для коррекции нарушений

звукопроизношения у детей разговаривающих на удмуртском языке


Целью работы была коррекция звукопроизношения детей разговаривающих на удмуртском языке.

В соответствии с этой целью были поставлены задачи:

1) подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы;

2) вырабатывать правильные артикуляционные уклады;

3) добиться правильного произношения звука во фразовой речи;

4) учить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи;

Преодоление недостатков произношения требует определённой системы и особых методов коррекционной работы.

Основной принцип работы по формированию правильного звукопроизношения – принцип индивидуального подхода, но при автоматизации звука не исключается и подгрупповая форма организации занятий. Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в неё вносятся изменения.

Построение занятий определяется каждым логопедом, исходя из учёта индивидуальных особенностей ребёнка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы.

Подготовительный этап:

Целью этого этапа является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. При этом работа ведется сразу в нескольких направлениях:

  1. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.

  2. Формирование направленной воздушной струи.

  3. Развитие мелкой моторики рук.

  4. Развитие фонематического слуха.

  5. Отработка опорных звуков.

Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика. Специальные упражнения имеют как широкую направленность и могут использоваться для тренировки правильного произношения всех звуков, так и узкую - для определенного звука.

Параллельно с артикуляционной гимнастикой проводится работа над выработкой направленной воздушной струи.

На данном этапе необходимо работать над воспитанием у ученика умения улавливать разницу между правильными и искаженными звуками. Если имеет место замена одного звука другим, необходимо провести дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя.

Для того чтобы научить кого-либо правильно произносить тот или иной звук необходимо выработать новые навыки и затормозить неправильно сформированные ранее. С этой целью проводится работа по отработке опорных звуков.

1. Формирование тонких движений органов артикуляции осуществляется посредством артикуляционной гимнастики. Она включает упражнения на:

  • тренировку подвижности органов артикуляции;

  • тренировку переключаемости органов артикуляции;

  • тренировку определенных артикуляционных поз;

Упражнения должны быть целенаправленными: важно не количество, а их правильный подбор.

Стратегия артикуляционной гимнастики:

  • в любом упражнении все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением (для контроля качества выполнения);

  • сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом (зрительный контроль), потом зеркало убирают (кинестетический контроль);

  • все упражнения выполняются осознанно (описывается положение органов при выполнении);

  • каждому упражнению дается название («Маятник», «Лошадка»);

  • к каждому упражнению подбирается образ – наглядное представление («тонкий язык вперед – «иголка»);

  • упражнения перед зеркалом логопед выполняет вместе с ребенком;

  • если упражнение не получается, можно использовать механическую помощь (например, поднять язык вверх с помощью деревянного шпателя);

  • при выполнении упражнения ребенка приучают внимательно слушать инструкцию, точно ее исполнять;

  • упражнения бывают динамические и статические;

Примеры артикуляционной гимнастики представлены на удмуртском языке:

1. Выжыкыл "Шулдыр кыл"

Улӥз но вылӥз шулдыр кыл. Солэн вал коркаез. Коркаез вал туж тунсыко. Кыӵе со корка? Со ым. Вот кыӵе тунсыко вал коркаез шулдыр кыллэн. Шулдыр кыл медаз потталя шуыса, кыллэн коркаез котьку пытсамын вал. Одӥг öс гинэ öвöл, та коркалэн мукет öсэз но вылэм на. Кызьы нимаське со öс? Пиньёс. Кыкетӥ öсэз адӟон понна, нырысетӥ öсез шонер усьтыны дышетсконо.

Одӥг пол шулдыр кыллэн шунды шоры учкемез но чылкыт омырен шокамез потэм. Азьвыл усьтӥськем нырысетӥ нош собере кыкетӥез. Кыл мычиськем, быдэскыз öвöл, пумыз гинэ. Адскиз Кыл но, нош ик ватскиз – кезьыт урамын, гужэм ортчем. Кыллэн коркаяз вань вылесэз, кытын со изе. Ум сайкатэ кылэз, мед изёз. Азьло пытсалаом кыкетӥ öсэз, собере нырысьсэ. Кылмы туж шулдыр, со яратэ шулдыръяськыны, тэтчаны. Озьы тэтчаны, потолокозь сузьымон но.

Мукет нуналаз кыл нош ик эскерыны малпаз, шуныт öз-а луы? Куке кыкез но öсъёс усьтӥськизы, кыл учкылӥськиз, паллян пала, бур пала, вылӥе, улӥе учкиз, шöдӥз кезьытгес луэм шуыса, но выльысь коркаяз пыриз. Огез öсэз пытсаськиз, собере мукетыз. Озьы йылпумъяське шулдыр кыл сярысь выжыкыл.

2. Выжыкыл "Шулдыр кыл"

Улэм, вылэм шулдыр кыл. Нош тынад вань-а, кылыд? Возьматы. Шулдыр кыллэн коркаез вылэм. Коркаез туж тунсыко. Ма со корка? Тодӥд-а? Со ым. Тӥни кыӵе тунсыко коркаез вылэм шулдыр кыллэн. Кылмы медаз пега шуыса, коркаез котьку пытсамын вылэм. Маин пытсамын коркаез? Ымдурен. Возьматы, кытын тынад ымдуред. Возьматы, кытын тынад ымдуръёсыд? Адӟиськод-а соосты синучконысь? Коркаезлэн одӥг гинэ öсэз вылымтэ, кыкетӥез но вылэм. Кызьы нимаське со öс. Возьматэ асьтэлэсь пиньёстэс. Учкы соос шоры синучконэ.

Огпол шулдыр кыллэн шунды шоры учкемез ночылкыт омырен шокамез потэм. Нырысь усьтэм одӥг öссэ. Возьматы, кызьы со усьтӥське. Озьы ик кылиз усьтӥськыса. Эн пытса нырысьсэ öстэ мон верамлэсь азьло. Нош табере пытса нырысьсэ öстэ. Нош усьты. Пытса. Усьтӥськизы шулдыр кыллэн öсъёсыз, кыре потӥз, быдэскыз öз, ӝыныё гинэ. Адӟиськиз кыл но нош ик ватскиз – кезьыт урамын.

Шулдыр кыллэн коркаяз валесэз вань, кытын со изе. Учкы, кыӵе со гань-гань изе. Тынад но кылыд мед гань-гань изёз. Мон верамлэсь азьло, энсайкаты сое. Азьло пытсалом кыкетӥ öсэз, собере нырысетӥзэ.

Асьмелэн кылмы шулдыръяськыны, тэтчаны яратэ, вӧлдэтозь но сузьыны быгатэ куддыръя. Кыллэн коркаезлэн вӧлдэтэз нимаськеымвогыри. Мед кылыд тэтчытскоз вӧлдэтозь но маялтозымвогыриез. Нош табере мед кылды сузёз вӧлдэтозь но кöня ке мед пукоз. Табере шулдыр кыл улэ васькиз, нош тэтчытске вӧлдэтозь. Васькиз. Пэтчытске. Тэтчаз кыл, жадиз но изьыны выдӥз. Мед шутэтскоз.

Мукет нуналаз кыл эскерыны малпаз, шуныт öз кариськы меда? Ӧсъёс усьтӥськем бере, учкиз паллян пала, бурпала, выллань, уллань,кезьыт луэмез шöдыса, нош ик коркаяз пыриз. Азьло усьтӥськиз нырысетӥ öсэз, собере кыкетӥез. Сыӵе пумыз шулдыр кыл сярысь выжыкыллэн.

2. Формирование направленной воздушной струи

Проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой в виде специальных упражнений.

Стратегия:

  • укрепление мышц щек («Шар пельтоно»);

  • сдувание предметов (шарик из ваты, салфетка, карандаш);

  • дутье (духовые музыкальные инструменты, надувание шарика, мельница);

  • образование щели между растянутыми губами, желобок.

Артикуляционные упражнения, которые выполняются на выдохе:

"Куркапиос". –Пиналъёс, вае али вералом, кызьы куркапиос верасько(На выдохе произносится «Бл-бл-бл».)

"Вӧсь каромы кылзӥськисьтэм кылэз". Кылэз пононо улӥяз ымдуре, собере шокчем бере верано «П-п-п».

"Ӟызы Петя". Бамъёсты ым пушкыны кысконо ымдуръёсты пытсаса, собере усьтыса.

Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой:

Задание 1. Нош али пельтом питырес укнолэнигортӥз. Али кырым пыдэс вылысь пельтом вата шар шоры, унябей шоры.

Задание 2. Нош али майтал вуэн шудом.

Задание 3. Вае пельтом пеллянэ, ымдур гармошкае, пеллянгумыен.

Задание 4. Табере пелляса шудом бумага корабылен.

Задание 5. Собере бумага тылобурдоос шоры пельтом.

Задание 6. Дутье на язык. Мыньпотэ.Возьматэ пиньёстэс. Кылдэс паськыт карыса выллань ӝутэ. Тöлэз шöдӥськод-а? Одӥг пол пельтэ на. Шöдӥськоды-а, кызьы тöл пельтэ?

"Лобаса, бубылиос!"

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:1 яркая бумажная бабочка, утяжеленная магнитом.

Ход игры: Бубыли борды ошӥське сӥньыс 20–40 см кузьда. Сӥньысез нуйтоно озьы, бубыли пукись пиналлэн ымнырыз вадьсын мед луоз.

Пинал бубыли шоры пельтэ. Эскероно, пинал шонер мед пукоз шуыса, шокчыку пельпумзэ медаз выреты, ым пушказ омыр медаз кыскы, бамъёссэ медаз пельты, ымдуръёсыз гинэ мед луоз азьлань.

" Лымы усе. Пӧзь".

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: Варежка, кусочки ваты.

Ход игры: Пушке омыр кыскаса, каллен омырез лезёно кырым пыдэсэз шонер возёно.

" Выль Ар Зын ".

Цель:развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:дольки мандарина на блюдечках.

Ход игры: Тани мандаринъёс. Соолэсь зынзэс шöдыса асьмеос Выль арез тодамы вайиськом.

Табере пельпумдэс выртытэк, омырез мур шокче но лул тырысьтыды лэзьыкуды вералэ: кыӵе ческыт зын!

" Тӧл кырӟан".

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".

Ход игры: Нош али гырлы шоры пельтом. Кылзэ али кыӵе ненег куараез. Табере пельтом золгес, куараез гырлылэн зол луиз.

3. Развитие мелкой моторики:

  • пальчиковые упражнения;

Тазалык, дорам лык!

Пӧртмаськись ныр

Лык ай мон доры, эше,

Возьматы мыным нырдэ.

(Чиньыен возьматоно нырез).

Пичи ымдэ ворса,

Нырыныд тон шока.

(Ымез пытсано, нырын шокано).

Ныры мынам ерпечка,

Шудыса каньыл шока.

(Шокаку нырез чиньыосын пытсано, собере шуак усьтоно).

Каллен гинэ шокалом,

Ческыт зынъёсты шӧдом.

(Нырпелесъёсты бӧрсьысь бӧрсе ворсано чиньыен).

Садын лоба бубыли,

Ныры шуэ: ба-бу-бы!

(Азьчиньыосын кӧня ке дырлы ворсано нырпелесъёсты но шуоно: ба-бу-бы).

Ныръёсмес ми шунтомы,

Чиньыен зыраломы.

(Нырез азьчиньыосын зырано)

Шудыса ныры жадиз,

Шумпотса дope бертӥз. (Нырез маялляно).

Самолёт.Нылпиосын тазьы шудыны луознуназе кӧлэмысь султэмзы бере.

Самолёт дасяське

Тубыны инбаме

(Ыме омыр кысконо).

У-у-у-у!

(Киосты вӧлъяса, омырез поттоно).

Ӧжыт пуко, шутэтско (Киосты лэзёно).

Паллян пала лобало (Омыр кысконо).

У-у-у-у!

(Киосты паллян пала вӧлъяса, омырез поттоно).

Ӧжыт пуко, шутэтско (Киосты лэзёно).

Бурпала лобало

(Омыр кысконо).

У-у-у-у!

(Киосты бур пала вӧлъяса, омырез поттоно).

Ӧжыт пуко, шутэтско.

Таиз чиньы перепеч сием.

Туж ческыт (возьматоно бадӟым чинъыез)

Таиз чиньы сушка сием.

Туж ческыт (азьчиньыез ӝутоно но выретоно)

Таиз чиньы пельнянь сием.

Туж ческыт (шорчиньыез ӝутоно но выретоно)

Таиз чиньы кӧмеч сием (нимтэмчиньыез ӝутоно но выретоно).

Нош пичи чиньы мильым сием (чӧльыез ӝутоно но выретоно).

Милям корка йыламы атас чорья, (бур киысь куинь чиньыосты (бадӟым, азь

но шор чиньыосыз) огазе бичано).

Пичи шырмы веникеныз выж ӵуже (ӵужыса сэзъяно, киосты ваче улань лэзьыса

выретоно).

Укно дурын писэймы дэрем вуре (кие вень кутэм кадь вуриськем амалэзвозьматоно).

Курегмы нош бакча шорын мудӥське. (киысь чиньыосыз волъяно но кырым

пыдесэз ӵабъяно).

Тютюосты сюдӥсько (чиньыосты кырмоно, азьчиньыез но пӧлыез ваче карылоно).

Йыды кеньыр пызьнасько (чиньыосты выретоно).

Бызьыса соос лыкто (азьчиньыен но пӧлыен ӝӧк вылтӥ бызёно),

Вань кеньырез кокчало (чиньыосын ӝӧк вылтӥ йыгано).

  • настольные дидактические игры;

  • шнуровки, нанизывания;

  • рисование (обводки контура, штриховки).

4. Развитие фонематического слуха.

Направления работы:

  • улавливание различия между правильным и искаженным звуком;

  • развитие слухового внимания (по картинкам-символам), слуховой памяти, фонематического восприятия.

Стратегия:

узнавание неречевых звуков («Мар аляктэ?», «Мар куашетэ?»).

Чуньы шуэ: «И-и-и,

Вож турын сиёно ни-и!

Гурт кеч шуэ: «Ме-ке-ке,

Бакчае пырем потэ-э!


Скал уллё му-му шуэ.

Скалмы бöксиз: му-му-му!

Скал шуэ: «Му-у, кунянэ,

Но-он йöлме, муспотонэ!

Изём, шуоз, кыкнамы,

Ӵошен шыпыт кырӟалом –

Мур-мур-мур!– умме усём.

[Кузнецова; 2013].


  • различение силы, высоты, тембра звука («Ау!», «Матын-кыдёкын», «Кыӵе пеллян гумы шудо?», «Анай но нылпи»);

  • различение слов, близких по звуковому составу (изо - кизё - изё, пыре - гыре- кыре, пичи - ичи, чабак - бак - бака ....), различение пар слов (суй - сюй, сур - сюр, юри - ури, юш - уж);

  • дифференциация слогов (ПА-ПА-ТА-ПА);

  • дифференциация фонем (коӵыш - ыргете;самолёт - гургетэ (у - у- у), ныл - бöрдэ ( а - а - а), кунян - бöксэ (му - му - му), тылобурдо - кырӟа (и - и - и));

  • развитие навыков элементарного звукового анализа:

- определение количества слогов в слове (отхлопывание);

- анализ гласных;

- анализ согласных (выделение последнего звука в слове, выделение начального согласного, выделение в середине слова).

5. Отработка опорных звуков.

Опорные звуки – сходные с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно. От них будут вызываться правильные звуки.

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков – сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования произносимых ребенком правильно). Отработка опорных звуков предусматривает следующее уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном, а затем в слогах, словах, предложениях.

Для звука [c] опорными будут являться звуки [и], [ф].звуки [c], [и] – одинаковые по способу образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится за нижними резцами. Отрабатывая звук[и], нужно добиться положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам. Звуки [и], [ф] – одинаковы по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук [ф], нужно добиться направленной воздушной струи, идущей в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, можно добиться правильного произношения звука [c].

Для [ш] опорным является [т], [с]. Звуки [ш], [т] – одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится вверху. Отрабатывая звук, нужно добиваться умения поднимать кончик языка к альвеолам. Звуки [ш], [с] – одинаковы по способу образования (щелевые). Отрабатывая [с], нужно добиваться направленной воздушной струи, идущей по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, можно добиться правильного произношения звука [ш].

Для [л] опорными являются [т], [ы] ([т] дает подъем кончика языка к альвеолам, а [ы] – подъем с задней части языка к небу), для [р] – [д] и [с] ([д] отрабатывает подъем напряженного кончика языка вверх, [с] – направленную воздушную струю).

Уделяется особое внимание на произношение слов с ӥ, они представляют особые трудности при произношении. Обращаем внимание на то, что согласный перед ӥ всегда твердый. Сложности бывают и с произношением звука [ö].

Также нужно учитывать, что в удмуртском языке нередко встречаетсясочетаниегласныхзвуков.Особоследуетобратитьвниманиенапроизношение слитных звуков, которые обозначаются сочетанием букв уа, уи, ау: куас, куинь, шаугетыны.

Специфическими звуками удмуртского языка являются аффрикаты ӝ,ӟ, ӵ. Аффрикаты – согласные звуки, состоящие из взрывного (смычного) и фрикативного (щелевого) элементов. Однако аффрикаты – это единые звуки:ӟ [д'з'], ӝ [дж], ӵ [тш].Также учитываем, что в собственно удмуртских словах мягкими являются только [д’], [з’], [ӟ], [л’], [н’], [с’], [т’], [ч]. В отличие от мягких палатализованных русских согласных указанные удмуртские звуки являются палатальными, т.е. отличаются от первых по месту образования и по качеству, особенно [з’], [с’], [ч], которые называются мягкими шепелявыми согласными (сюда же относится [ӟ]).

Таким образом, отрабатывая опорные звуки, можно уже на подготовительном этапе добиться их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает в выработке хорошей дикции; нужно приучать ребенка выделять опорный звук в слогах, словах, предложениях, это развивает его фонематический слух, дает практическое представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение». Все это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слова и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

Этап постановки звука.

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е.Левиной, О.В.Правдиной, Л.С.Волковой и др.

Различают три основных способа постановки звука:

По подражанию. При этом способе постановки внимание фиксируют на движениях, положениях органов речи (зрительный контроль) и звучании данного звука (слуховой контроль). Это создает базу для осознанного воспроизведения нужного звука. Дополнительно можно использовать тактильно-вибрационные ощущения.

Постановка звука с механической помощью. В случае, когда недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля, т.е. первый способ постановки оказался не эффективен, необходимо помочь органам артикуляционного аппарата принять соответствующее положение или выполнить нужное движение. Для этого используются различные зонды, плоская ручка чайной ложки, палец ребенка.

Смешанный способ. Используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.

При постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву. Мы использовали смешанный способ при постановке звука.

Этап автоматизации звука:

Цель этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

  2. автоматизация звука в словах;

  3. автоматизация звука в чистоговорках;

  4. автоматизация звука в скороговорках;

  5. автоматизация звука в стихах;

  6. автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах;

  7. автоматизация звука в разговорной речи.

Этап дифференциации звуков:

Цель этапа – научить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Дифференциацию звуков проводят на следующем речевом материале:

Слоги.


Жа - жа

Жо - жо

Жу - жу

Жи - жи

Жы - жы

Же - же

Ӝа ‒ жа

Ӝо ‒ жо

Ӝу ‒ жу

Ӝи ‒ жи

Ӝы ‒ жы

Ӝе ‒ же

За - за

Зо - зо

Зу - зу

Зи - зи

Зы - зы

Зэ - зэ

Ӟа ‒ за

Ӟо ‒ зо

Ӟу ‒ зу

Ӟи ‒ зи

Ӟе ‒ зе

Ӟы ‒ зы

Ча - ча

Чо - чо

Чу -чу

Чи - чи

Че - че

Ӵа ‒ ча

Ӵö ‒ чо

Ӵу ‒ чу

Ӵе ‒ чи

Ӵы ‒ чы

Са - ся

Со - сё

Су - сю

Сы - си

Сэ - се

Ра - ря

Ро - рё

Ру - рю

Ры - ри

Рэ - ре

Си - сӥ

Со - сö

Зи - зӥ

Зо - зö

Ӟи - зи


Ӝö - ӝо - жо

Ӵö ‒ чö - чо

Слова.

Ӵук – ӝук,

ӵог – ӝог,

ӝöк – ӝук,

ӟег – ӝег,

ӟег – ӝук.

чус – ӟус,

чук – ӟуг,

чук – ӵук,

кыч – кыӵ,

уж – ӵуж,

ӵын – чын,

Коӵо – куӵо

пуӵ – пуш

Тöл – тол

Дöдьы – тöдьы

пус - кус,

шур -мур,

мурт - пурт,

кыз - лыз,

кум- кус,

уж - Иж,

зор- кор,

сион - кион



Потешки, чистоговорки.

Ко - ко - ко чай ӵукна юыку.

Ӵе - Ӵе - Ӵе ӟичыӟазегез адӟем.

Ӵок-ӵок-ӵок куӵыртэ куӵо коӵо.

Ре ре ре быдэс нунал зоре.

Би би би турын пушкысь адӟи губи.

Но но но мон Нина доры мыно.

Ур ур ур корка шорын сылэ бадӟым гур.

Гы гы гы писпу вылын пуке ыгы.

Ер ер ер туж ӝужыт будӥз пушнер.

Ӵа - ӵа - ӵа черекья туж зол ӵана.

Ӵо - ӵо - ӵо курегпузэз нуиз коӵо.

Ӟа - ӟа - ӟа Настямы чебер кырӟа.

Ӟе - ӟе - ӟе сяськамы каллен улӟе.

Ег - ег - ег азбартӥ ветлэ ӟазег.

Ась - ась - ась туж ческыт пӧрмем сюкась.

Ӧк - ӧк - ӧк писпулэсь лэсьтӥзы ӝӧк.

Тӥ - тӥ - тӥ дэремез вурыны дыртӥ.

Ӧж- ӧж - ӧж тымет дурын ветлэ ӵӧж.

Ӟо - ӟо - ӟо, лэсьтӥмы бадӟым колӟо,

Ӟо - ӟо - ӟо, кытчы питыраз колӟо?

Дьӧ - дьӧ - дьӧ – шумпотэ пичи дӧдьы,

Дьӧ - дьӧ - дьӧ – котырак лымы тӧдьы

Скороговорки.

Бурд борды бирды вури.

Ойдо ӝог, ӝӧк вылын ӝук.

Ӟезьы вылын  ӟольгыриос  ӟабыльто но ӟабыльто.

Ӵукна  ӵуж  ӵушконэн  ӵушиськи

Ӟезьы дорын ӟоз ӟукыртэ.

Ӟазегъёс вуизы, ӟегез сиизы.

Ӝог ӝуа  ӝажылэн ӝыныез.

Ӵана ӵанапиез ӵын пӧлын нырзэ  ӵоксаны косэ.

Куӵо коӵо пуӵ вылын кыӵектэ.

Ӟазегез ӟичы адӟем, ӟазеглы ӟичы вазем: Ӟечбур, ӟазег уром!

Тӥр кутӥз кияз Тимоша, со тӥрен кора тумошо.

Сяська сяськая веськрес кызьпу улын.

Бадӟым ӟезьы ӟукыртэ.

Предложения

Вöй гöршок; валэз быжтӥз кут; ӟазег уя, ӵöж уя, сяська усьтӥскыса, лымы тöдьы.

Гондыр, гондыр городын, чабей мешок гур вылын, Саша конькиен умой уг нискыла, туннэ шуныт öвöл, туннэ кезьыт т.д.

Стихотворения, рассказы.

Луд кечпи гебыр-гебыр

Тэтчалля бакча котыр.

Кубиста, пе, сиысал,

Кочонэз но ярасал.

Узы-боры бичасько,

Сьӧд кионэз адӟисько –

Ури-бери пегӟисько.

Кыт-от погырай,

Кыт-от камыжай,

Кыт-от Ибырай,

Кы-от Микылай.

Чух, чух, вуч, вуч, вуч,

Чух, чух, вуч, вуч, вуч -

Поезд станциысь потэ,

Паровоз кыске, ӝуштэ.

Кеськы, крезе, золгес кеськыгуртъёстӥ

Мед вӧлдӥськоз куараед ваньшаертӥ

Жингыр-жангыр, жингыр-

жангыр, жингыр-жан,

Чингыль-чонгыль, жангыр-

тингыль, тангыль-тан!

Самостоятельная речь.

Для коррекционной работы важно содержание, методы и приемы самостоятельной работы.

Первый этап.

1) Постановка нарушенных звуков согласно с индивидуальным планом. Первоначальное закрепление звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

2) Развитие слухового внимания:

а) целенаправленное восприятие с помощью слуха;

б) осознанное различение речевых звуков;

в) различение на слух звуков в определенной действительности;

г) восприятие звуков.

Узнавание и произнесение неречевых звуков (шум проезжающей машины, шуршание листьев, шум ветра). Задание по звукоподражанию: «гав-гав», «га-га-га», «мяу». Игра: «Кто как голос подает?».

Восприятие умения говорить правильно, внятно, отчетливо. Проговаривание поговорок, загадок, четверостиший.

Второй этап.

Первый период

1.Формирование правильного звукового произношения:

а) постановка нарушенных звуков согласно индивидуальным планам;

б) первоначальное закрепление звуков (в словах, слогах, предложениях). Упражнения с удлинением речевого выдоха: «Чей пароход лучше гудит?».

Постановка свистящих звуков – [с], [з], [г] с использованием специальных зондов.

Упражнения: «Тупез воротае пыртыны», «Наказать непослушный язычок», «Сделать язык широким», «Кто дальше загонит мяч».

2.Развитие слухового внимания и памяти:

а) целенаправленное внимание с помощью слуха;

б) осознанное различение звуков;

в) узнавание на слух неречевых звуков и их восприятие.

Детские игры: «Тод али», «Кин черекъя?», «Тод, мон маин шудӥсько», «Тод, мар мон карисько», «Кызьы куар шипыртэ?», «Кызьы тöл шула?».

3.Развитие внимания к звуковой стороне речи. Выделение и определение звуков в окружающей действительности.

Кин вазе: «Ам-ам-ам, нокинэ уг лэзь коркам!»? (Пуны «собака»).

Кин вазе: «Мяу-мяу-мяу-у, ческыт йöлвыл сиысау-у!»? (Коӵыш «кошка»).

Кин вазе: «Мму-у-ук! Мму-у-ук! Ческыт йöл ваи, Машук!»? (Скал «корова»).

Кин вазе: «Кяк-кяк-кяк, мыноме вуэ чаляк!»? (Ӵöж «утка»).

Кин вазе: «Ме-ке-ке! Бакчае пырем потэ-э!»? (Кеч «коза»).

Кин вазе: «Кот-котӥк! Ко-ко-ко! Ми сётом тӥлед коко!»? (Курег «ку-

рица»).

Кин вазе: «Ко-ко-ри-ко-о-о! Курегъёсты гажасько-о-о!»? (Атас «петух»).

Кин вазе: «Нырс-нурс! Нырс-нурс! Ӟу-и-ик! Нöдэ выдо али ик!»?

(Парсь «свинья»).

Кинъёс шуре васько: «Га-га-га! Го-го-го!»? (Ӟазегъёс «гуси»).

Кин вазе: «Бе-е-е! Ме-е-е! Ӵышкы ыжгонме!»? (Ыж «овца»).

Второй период.

Формирование правильного звукопроизношения:

а) постановка звуков;

б) автоматизация звуков;

в) активное исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи;

г) дифференциация звуков.

Использование слогов, слов, словосочетаний, предложений, стихотворений.

Третий период.

Формирование правильного звукопроизношения согласно индивидуальным планам:

В слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связных текстах. Соблюдение интонаций, знакомство с ударениями.


Третий этап.

1.Формирование правильного звукопроизношения: постановка звуков, автоматизация поставленных звуков, исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи. Артикуляционная гимнастика.

2. Развитие слухового восприятия и определение звуков в окружающей действительности.

3. Развитие речевого дыхания. Различение на слух звуков речи окружающих. Подгрупповые занятия.

Первый период.

Формирование и развитие звуков анализа и синтеза:

а) звук на фоне слова;

б) звук в начале, в конце слова;

в) последовательность звуков;

г) количество звуков;

д) место звуков по отношению к другим звукам;

е) анализ прямых и обратных слогов;

ж) звуковой анализ и синтез односложных слов.

Гласные звуки.

Согласные звуки.

Второй период.

Формирование и развитие звукового анализа и синтеза:

а) различение звуков на слух;

б) дифференциация звуков на слух;

в) деление слов на слоги.

Для слуховой опоры используются схемы, в которых длинной полоской обозначают слова, короткой – слоги, звуки обозначаются разноцветными фишками: гласный звук – красными, твердый согласный – синими, мягкие согласные – зелеными.

Третий период.

Продолжение работы по исправлению недостатков звукопроизношения в соответствии с индивидуальными планами:

а) развитие артикуляционного аппарата;

б) постановка звуков;

в) автоматизация звуков;

г) дифференциация звуков;

д) введение поставленных звуков в речь.

На материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, связных текстов. Подгрупповые занятия. Развитие фонематического анализа и синтеза:

а) различение на слух звуков;

б) дифференциация звуков на слух;

в) анализ и синтез предложений;

г) слоговой анализ и синтез.

Повторение звуков: [с], [з], [ш], [ж], [л], [л'], [р], [р']. Знакомство со звуками: [ч], [ш], [щ], [ц], [ч] – [ш] – [щ], [щ] – [ч], [ц] – [с], ӟ [д'з'], ӝ [дж], ӵ [тш], [д – д'], [з – з'], [л – л'], [н – н'], [с – с'], [т – т'], [ӝ – ӟ], [ӵ – ч].

Выделение предложений из прочитанного текста. Расчленение предложений на слова, слова на слоги, звуки. Соединение звуков в слоги и слова.

Для преодоления речевых недостатков следует применять самые разнообразные приемы, методы, формы развития фонематического слуха, устной и письменной речи. К таким формам относятся следующие: чтение по системе Брайля специально подобранных текстов, выполнение специальных письменных упражнений по Брайлю, исправление недостатков произношения, упражнения в пересказе, заучивание стихотворений [Брайль; 2002].

Для проведения коррекционно-логопедической работы был составлен план работы по постановке звука, который представлен в таблице 2.



Таблица 2. Этапы работы по постановке звука у детей

подготовительной группы, разговаривающих на удмуртском языке


Основные этапы

Задачи

1

Подготовительный этап


Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

2.

Этап постановки звука


Добиться правильного звучания изолированного звука;

Создание слухового образа звука;

Формирование зрительного образа звука (показ или словесное описание положения губ, зубов, языка логопедом);

Формирование правильного положения органов артикуляции.

Развитие простых видов фонематического анализа и синтеза;

Развитие переключаемости органов артикуляционного уклада.

3

Этап автоматизации звука

Развитие коммуникативной функции речи;

Расширение и обогащение речевого опыта;

Развитие артикуляционного праксиса, переключаемости;

Выработка правильных артикуляционных укладов;

Закрепление звука в рифмованной речи.

4.

Этап дифференциация звука в речи

Развитие фонематических дифференцировок смешиваемых звуков.