СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы перевода информации из графической в текстовую и наоборот на уроках химии и биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит текстовое выступление и презентацию.  

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете»







При переводе информации из графической в тестовую и наоборот в своей работе я использую: 1. Компетентностно-ориентированные задания, которые являются одним из способов формирования и развития компетентностей учащихся.

Структура компетентностно-ориентированного задания включает в себя следующие элементы:

1. Стимул. Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательна связь с практикой). Стимул в компетентностно-ориентированном задании должен быть кратким, не должен содержать информацию, которая отвлекала бы ученика от выполнения задания.

2. Задачная формулировка. В тексте задания должно быть указано что делать, и как делать (в зависимости от уровня). Текст задания должен начинаться с глагола для постановки целей: видоизменить, поставить вопрос, систематизировать, упростить, выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подчеркнуть, произнести, прочитать, разделить на составные части, пересказать, восстановить, высказать согласие (несогласие), ответить, и т.д. – то есть, что именно должен продемонстрировать ребенок, чтобы учитель счел его компетентным. Их должно быть достаточно для того, чтобы ученики смогли показать то, что нужно учителю. Задачная формулировка компетентностно-ориентированного задания должна быть учащемуся интересна и соответствовать возрасту.

3. Источник информации. Требования к источнику информации – необходимость  содержания информации,  достаточной  для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Информация, необходимая для решения задачи – то есть, при каких условиях ученик сможет это выполнить (например, учащимся дан текст о…, в полученном списке…, пользуясь словарем, книгой, таблицей и т.д.)

4. Бланк ответа. Бланк является обязательной частью задания, в котором учащийся должен продемонстрировать деятельность по структурированию информации. В заданиях, предназначенных для работы над аспектами ключевых компетентностей, он призван облегчить деятельность учащегося, задать последовательность действий, напомнить о количестве требуемых в задачной формулировке аргументов, признаков, критериев. Бланк ответа предполагает что, сколько и как должен ученик указать и в какой форме.

5. Оценивание результатов. Предполагает наличие критериев оценивания

Компетентностно-ориентированные задания можно эффективно использовать на разных этапах урока


Отличительные характеристики КОЗ от традиционных задач

- значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;

- условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;

- информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;

- указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;

- по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;

- наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;

- наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

1. Задача-интерпретация (текстовой, графической, символьной информации) ориентирована на использование приема интерпретации, т.е. на распознавание объекта изучения среди других объектов (раскрытие значений), либо на рассмотрение объекта в плане разных понятий (раскрытие смысла) в ходе «развертывания» информации об изучаемом объекте, связях и отношениях его с другими объектами, когда обнаруживаются новые связи и отношения.

Например. Задание: Составьте по приведенной справа

схеме связный рассказ о движении воздуха в организме и запишите его.

достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД извлечение необходимой информации из графических источников

2. Задача-аналогия направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы.

ОПЫТЫ И.П. ПАВЛОВА


Задание Рассмотрите рисунок и сформулируйте предложение И.П. Павлова своими словами (если….., то…., так как……) В чем причина возможных результатов?

Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД установление причинно-следственных связей, построение логических цепей рассуждений, выдвижение гипотез

3. Задача-модель (знаково-символическая, образная) подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте.

Для знаково-символической задачи-модели характерно преобразование информации, в котором элементы, отношения и свойства моделируемых явлений будут выражены при помощи определенных знаков (условных обозначений, уравнений, формул) естественного и математического языка. В образной задаче-модели объекты и связи между ними должны быть выражены при помощи чертежей, рисунков и схем, где отображены основные исследуемые объекты, их связи и отношения, требование. Например. Задание: Дан текст Кожа — наружный покров тела человека — сложный орган. Кожа защищает тело от широкого спектра внешних воздействий, участвует в дыхании, терморегуляции, обменных и многих других процессах. Кроме того, кожа представляет массивное рецептивное поле различных видов поверхностной чувствительности (боли, давления, температуры и т. д.). Кожа является самым большим по площади органом. Кожа состоит из эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки (гиподермы). Эпидермис включает в себя пять слоев клеток. Эпидермис также содержит меланин, который окрашивает кожу и вызывает эффект загара. Дерма, или собственно кожа, представляет собой соединительную ткань и состоит из 2-х слоев. Подкожно-жировая клетчатка состоит из пучков соединительной ткани и жировых скоплений, пронизанных кровеносными сосудами и нервными волокнами. Физиологическая функция жировой ткани заключается в накоплении и хранении питательных веществ. Кроме того, она служит для терморегуляции и дополнительной защиты половых органов. Различные выделения желез, расположенных в коже, также являются частью наружного покрова организма. Кожные железы, которые включают в себя: - сальные железы, выделяющие кожное сало, которое служит смазкой для волос и предохраняет кожу; - потовые железы, осуществляющие выделение из организма воды и растворенных продуктов обмена веществ. Испарение пота является важным звеном терморегуляции. - молочные железы вырабатывают грудное молоко, которое имеет исключительно важное значение для питания новорожденного ребенка.

кожа


А. Используя информацию текста, составьте схему:











Б. Проанализируйте информацию текста и заполните таблицу:

признаки

Сальные железы

Потовые железы

Молочные железы

Выделяемое вещество




Функция




ВЫВОД


достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД

  • выделение количественных характеристик объектов;

  • выбор знаково-символических средств для построения модели;

  • выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

  • структурирование знаний.


4. Задача-структурирование (линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта.

Задача линейного структурирования связана с упорядочиванием информации по горизонтали, с раскрытием некоторой закономерности.

Для задачи иерархического структурирования предполагается установление отношений соподчинения между элементами структуры.

Формулировка задания такого типа чаще всего связана с:

  • выделением некоторых объектов в качестве частных случаев других объектов;

  • дополнением иерархической схемы объектами;

  • разделением объектов на группы по известному (или неизвестному) качественному или количественному основанию;

  • построением классификации или типологии объектов.

В задаче-таблице, где происходит объединение иерархической и линейной структур, требование структурировать информацию подразумевает:

частичное (некоторые могут быть заполнены) или полное заполнение ячеек таблицы с обозначенными графами;

построение таблицы по заданным свойствам и отношениям рассматриваемых объектов.

Например. Задание: Расположите в правильном порядке ход ваших действий при оказании первой помощи при носовом кровотечении:

Если кровотечение не остановлено, надо вызвать врача


Голову направить вперед



Положить на область переносицы полиэтиленовый мешочек со льдом



Вложить в носовые ходы вату, пропитанную пероксидом водорода



Сжимают нос выше, заставляя дышать ртом



Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД сравнение, классификация, сериация (с самостоятельным выбором оснований и критериев для указанных логических операций)


«ФИШБОУН» - приём обработки информации путем составления схемы Придуман профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава.


ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

Прием направлен на развитие природных способностей.

Задание: Прочитайте сказку и запишите цепочку химических превращений

Сказка.

Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает:

  • «Папа, что ты делаешь?»

  • «Хочу драгоценность получить, дочка».

  • «Из этой свечи?»

  • «Нет, из подсвечника», - отвечает отец.

Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появится, соскреб ее и в кислоту бросил — стал синий раствор; бросил щепоть соды - выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь — и совсем синий стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность?

Ответ: CuCuOCuSO4CuCO3Cu(OH)2


Графическим отображением периодического закона является периодическая таблица.

Приемы работы с ПСХЭ Д.И. Менделеева

  1. Описание элемента по положению в ПС

  2. По описанию определить элемент о котором идет речь

  3. Фокус. Гимнастика для ума.

1.Задумайте элемент в пределах 4-х периодов(чтобы легче было считать)

2.Умножьте порядковый номер элемента на низшую валентность серы  (х2)

3.Прибавьте к полученному числу порядковый номер серы (+16)

4.Умножьте полученное число на высшую валентность левого соседа серы (Р,х5)

5.Прибавьте относительную молекулярную  массу высшего оксида серы (SO3,+80)

6.Умножьте полученное число на относительную молекулярную массу высшего оксида нижнего соседа серы (СrO3, х100).

7.Получилось число с тремя нолями. Отнимаем три ноля.

Полученную цифру говорим учителю.

Учитель в уме от полученного число отнимает 16 – получается № загаданного элемента


Решение задач графическим способом.

Задача 1. Рассчитайте массы растворённого вещества и растворителя, которые необходимо взять для приготовления 150 г 20%-ного раствора.

Решение задачи начинаем с построения системы координат. Конечно, удобнее использовать специальную миллиметрову бумагу, но и обычный тетрадный лист в клетку позволяет получить ответ с достаточной точностью. На оси х откладываем массу раствора 150 г, на оси у — 100% (рис. 1). Строя перпендикуляры из этих точек, находим точку их пересечения. Соединяем её прямой линией с точкой начала координат. Полученный отрезок является основой для решения задачи

Затем на оси у находим точку, соответствующую 20%, восстанавливаем из неё перпендикуляр до пересечения с отрезком, а из точки пересечения опускаем перпендикуляр на ось х. Это ответ задачи. О т в е т: 30 г.

Конечно, данный способ решения не может рассматриваться как замена алгебраического метода решения, но он позволяет разнообразить деятельность учащихся, сделать её более интересной. Каждый ученик может выбрать тот метод решения, который ему наиболее понятен, что повышает эффективность образовательного процесса.



Просмотр содержимого презентации
«преобразование информации»

Приёмы преобразования информации из графической, звуковой формы в текстовую и наоборот на уроках химии и биологии

Приёмы преобразования информации из графической, звуковой формы в текстовую и наоборот на уроках химии и биологии

КОМПЛЕКСНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ СТИМУЛ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ БЛАНК ОТВЕТА

КОМПЛЕКСНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

СТИМУЛ

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

БЛАНК ОТВЕТА

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЗ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАЧ 1. Значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося; 2. Условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для решения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи; 3. Информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов; 4. Указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи; 5. По структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов; 6. Наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания; 7. Наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся и их потребуется сконструировать.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЗ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАЧ

1. Значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;

2. Условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для решения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;

3. Информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;

4. Указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;

5. По структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;

6. Наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;

7. Наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся и их потребуется сконструировать.

ЗАДАЧА - ИНТЕРПРЕТАЦИЯ   Задача – интерпретация (текстовой, графической, символьной информации) ориентирована на использование приема интерпретации, т. е. на распознавание объекта изучения среди других объектов (раскрытие значений), либо на рассмотрение объекта в плане разных понятий (раскрытие смысла) в ходе «развертывания» информации об изучаемом объекте, связях и отношениях его с другими объектами, когда обнаруживаются новые связи и отношения.   НАПРИМЕР: Составьте по приведенной справа схеме связанный рассказ о движении воздуха в организме и запишите его.  Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД – извлечение необходимой информации из графических источников.

ЗАДАЧА - ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Задача – интерпретация (текстовой, графической, символьной информации) ориентирована на использование приема интерпретации, т. е. на распознавание объекта изучения среди других объектов (раскрытие значений), либо на рассмотрение объекта в плане разных понятий (раскрытие смысла) в ходе «развертывания» информации об изучаемом объекте, связях и отношениях его с другими объектами, когда обнаруживаются новые связи и отношения.

НАПРИМЕР: Составьте по приведенной справа схеме связанный рассказ о движении воздуха в организме и запишите его.

Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД извлечение необходимой информации из графических источников.

ЗАДАЧА - АНАЛОГИЯ Задача – аналогия направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы. НАПРИМЕР:  Рассмотрите рисунок и сформулируйте предложение И.П. Павлова своими словами (если….., то…., так как……) В чем причина возможных результатов? Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД – установление причинно-следственных связей, построение логических цепей рассуждений, выдвижение гипотез ОПЫТЫ И.П. ПАВЛОВА

ЗАДАЧА - АНАЛОГИЯ

Задача – аналогия направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы.

НАПРИМЕР: Рассмотрите рисунок и сформулируйте предложение

И.П. Павлова своими словами (если….., то…., так как……) В чем причина возможных результатов?

Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД

установление причинно-следственных связей, построение логических цепей рассуждений, выдвижение гипотез

ОПЫТЫ И.П. ПАВЛОВА

Задача - модель Задача-модель (знаково-символическая, образная) подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте. Для знаково-символической задачи-модели характерно преобразование информации, в котором элементы, отношения и свойства моделируемых явлений будут выражены при помощи определенных знаков (условных обозначений, уравнений, формул) естественного и математического языка. В образной задаче-модели объекты и связи между ними должны быть выражены при помощи чертежей, рисунков и схем, где отображены основные исследуемые объекты, их связи и отношения, требование.

Задача - модель

Задача-модель (знаково-символическая, образная) подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте.

Для знаково-символической задачи-модели характерно преобразование информации, в котором элементы, отношения и свойства моделируемых явлений будут выражены при помощи определенных знаков (условных обозначений, уравнений, формул) естественного и математического языка. В образной задаче-модели объекты и связи между ними должны быть выражены при помощи чертежей, рисунков и схем, где отображены основные исследуемые объекты, их связи и отношения, требование.

Кожа — наружный покров тела человека — сложный орган. Кожа защищает тело от широкого спектра внешних воздействий, участвует в дыхании, терморегуляции, обменных и многих других процессах. Кроме того, кожа представляет массивное рецептивное поле различных видов поверхностной чувствительности (боли, давления, температуры и т. д.). Кожа является самым большим по площади органом. Кожа состоит из эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки (гиподермы). Эпидермис включает в себя пять слоев клеток. Эпидермис также содержит меланин, который окрашивает кожу и вызывает эффект загара. Дерма, или собственно кожа, представляет собой соединительную ткань и состоит из 2-х слоев. Подкожно-жировая клетчатка состоит из пучков соединительной ткани и жировых скоплений, пронизанных кровеносными сосудами и нервными волокнами. Физиологическая функция жировой ткани заключается в накоплении и хранении питательных веществ. Кроме того, она служит для терморегуляции и дополнительной защиты половых органов. Различные выделения желѐз, расположенных в коже, также являются частью наружного покрова организма. Кожные железы, которые включают в себя: - сальные железы, выделяющие кожное сало, которое служит смазкой для волос и предохраняет кожу; - потовые железы, осуществляющие выделение из организма воды и растворѐнных продуктов обмена веществ. Испарение пота является важным звеном терморегуляции. - молочные железы вырабатывают грудное молоко, которое имеет исключительно важное значение для питания новорождѐнного ребѐнка.

А. Используя информацию текста, составьте схему:

КОЖА

Б. Проанализируйте информацию текста и заполните таблицу: признаки Сальные железы Выделяемое вещество Потовые железы Функция Молочные железы ВЫВОД Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД –

Б. Проанализируйте информацию текста и заполните таблицу:

признаки

Сальные железы

Выделяемое вещество

Потовые железы

Функция

Молочные железы

ВЫВОД

Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД

  • выделение количественных характеристик объектов;
  • выбор знаково-символических средств для построения модели;
  • выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
  • структурирование знаний.
Задача - СТРУКТУРИРОВАНИЕ  Задача-структурирование (линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта.  Задача линейного структурирования связана с упорядочиванием информации по горизонтали, с раскрытием некоторой закономерности.  Для задачи иерархического структурирования предполагается установление отношений соподчинения между элементами структуры.  Формулировка задания такого типа чаще всего связана с: выделением некоторых объектов в качестве частных случаев других объектов; дополнением иерархической схемы объектами; разделением объектов на группы по известному (или неизвестному) качественному или количественному основанию; построением классификации или типологии объектов.  В задаче- таблице , где происходит объединение иерархической и линейной структур , требование структурировать информацию подразумевает:

Задача - СТРУКТУРИРОВАНИЕ

Задача-структурирование (линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта.

Задача линейного структурирования связана с упорядочиванием информации по горизонтали, с раскрытием некоторой закономерности.

Для задачи иерархического структурирования предполагается установление отношений соподчинения между элементами структуры.

Формулировка задания такого типа чаще всего связана с:

  • выделением некоторых объектов в качестве частных случаев других объектов;
  • дополнением иерархической схемы объектами;
  • разделением объектов на группы по известному (или неизвестному) качественному или количественному основанию;
  • построением классификации или типологии объектов.

В задаче- таблице , где происходит объединение иерархической и линейной структур , требование структурировать информацию подразумевает:

  • частичное (некоторые могут быть заполнены) или полное заполнение ячеек таблицы с обозначенными графами;
  • построение таблицы по заданным свойствам и отношениям рассматриваемых объектов.
НАПРИМЕР: расположите в правильном порядке ход ваших действий при оказании первой помощи при носовом кровотечении : Если кровотечение не остановлено, надо вызвать врача Голову направить вперед Положить на область переносицы полиэтиленовый мешочек со льдом Вложить в носовые ходы вату, пропитанную пероксидом водорода Сжимают нос выше, заставляя дышать ртом

НАПРИМЕР: расположите в правильном порядке ход ваших действий при оказании первой помощи при носовом кровотечении :

Если кровотечение не остановлено, надо вызвать врача

Голову направить вперед

Положить на область переносицы полиэтиленовый мешочек со льдом

Вложить в носовые ходы вату, пропитанную пероксидом водорода

Сжимают нос выше, заставляя дышать ртом

«ФИШБОУН» - приём обработки информации путем составления схемы Придуман профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава .

«ФИШБОУН» - приём обработки информации путем составления схемы

Придуман профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава .

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Прием направлена на развитие природных способностей. Задание: Прочитайте сказку и запишите цепочку химических превращений Сказка.  Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает: «Папа, что ты делаешь?»  «Хочу драгоценность получить, дочка». «Из этой свечи?» «Нет, из подсвечника», - отвечает отец. Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появится, соскреб ее и в кислоту бросил — стал синий раствор; бросил щепоть соды - выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь — и совсем синий стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность? Cu → CuO → CuSO 4 → CuCO 3 → Cu(OH) 2

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

Прием направлена на развитие природных способностей.

Задание: Прочитайте сказку и запишите цепочку химических превращений

Сказка.

Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает:

  • «Папа, что ты делаешь?»
  • «Хочу драгоценность получить, дочка».
  • «Из этой свечи?»
  • «Нет, из подсвечника», - отвечает отец.

Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появится, соскреб ее и в кислоту бросил — стал синий раствор; бросил щепоть соды - выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь — и совсем синий стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность?

Cu → CuO → CuSO 4 → CuCO 3 → Cu(OH) 2

Гимнастика для ума 1.Задумайте элемент в пределах 4-х периодов(чтобы легче было считать)  2.Умножьте порядковый номер элемента на низшую валентность серы  (х2)  3.Прибавьте к полученному числу порядковый номер серы (+16)  4.Умножьте полученное число на высшую валентность левого соседа серы (Р,х5)  5.Прибавьте относительную молекулярную  массу высшего оксида серы (SO3,+80)  6.Умножьте полученное число на относительную молекулярную массу высшего оксида нижнего соседа серы (СrO3, х100).  7.Получилось число с тремя нолями. Отнимаем три ноля.  Полученную цифру говорим учителю. Учитель в уме от полученного число отнимает 16 – получается № загаданного элемента.

Гимнастика для ума

1.Задумайте элемент в пределах 4-х периодов(чтобы легче было считать)

2.Умножьте порядковый номер элемента на низшую валентность серы  (х2)

3.Прибавьте к полученному числу порядковый номер серы (+16)

4.Умножьте полученное число на высшую валентность левого соседа серы (Р,х5)

5.Прибавьте относительную молекулярную  массу высшего оксида серы (SO3,+80)

6.Умножьте полученное число на относительную молекулярную массу высшего оксида нижнего соседа серы (СrO3, х100).

7.Получилось число с тремя нолями. Отнимаем три ноля.

Полученную цифру говорим учителю.

Учитель в уме от полученного число отнимает 16 – получается № загаданного элемента.

Решение задач  графическим способом Задача. Рассчитайте массы растворённого вещества и растворителя, которые необходимо взять для приготовления 150 г 20%-ного раствора. Y Ответ: 30 г и 120 г 100% 20% x 150г 30г

Решение задач графическим способом

Задача. Рассчитайте массы растворённого вещества и растворителя, которые необходимо взять для приготовления 150 г 20%-ного раствора.

Y

Ответ: 30 г и 120 г

100%

20%

x

150г

30г