Приемы работы с текстом
МБОУ «Выезжелогская ООШ»
Цикунова И.Ф.
Прием «Придумай вопрос»
Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы , которые начинались бы со слов
«Что…?»,
«Когда…?»,
«Где…»,
«Почему…» и т.д .
Прием «Выделение ключевых понятий»
- Какие новые слова вы узнали, работая с данным текстом?
- Записать в тетрадь незнакомые слова или оформить их на отдельном листе, дополнив рисунком.
Пересказ текста
- выборочный (отбор фрагментов на одну тему);
- пересказ с изменением лица рассказчика.
Сказки
авторские
народные
бытовые
О животных
волшебные
Волшебные сказки
зачины
сказочные действия
герои
испытания героев
концовки
отрицательные
положительные
Баба-Яга
Кощей Бессмертный
Василиса Премудрая
Иван-царевич
Синквейн Правила написания
1 строка – одно слово
(существительное или местоимение)
2 строка – два слова (прилагательные)
3 строка – три слова (глаголы)
4 строка – предложение или фраза,
которая показывает ваше отношение к теме
5 строка – синоним к слову в 1 строке
Синквейн удобен для составления характеристики героев
«Лиса и журавль»
Лиса.
Хитрая, расчетливая
Подружились, приглашает, проигрывает
Хозяйка осталась несолоно нахлебавшись
Кумушка-голубушка.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Старуха
Жадная, вредная
Ругается, злится, приказывает
Осталась у разбитого корыта
Глупая
Рыбка
Золотая, говорящая
Слушает, выполняет, наказывает
Волшебная помощница для старика
Доброта
Старик
Ласковый, добрый
Отпустил, поклонился, выполнил
Выполняет любые приказы старухи
Простоват
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Прием «Написание творческих работ»
Предлагается написать продолжение
понравившегося произведения из
раздела или самому написать
сказку или стихотворение
на заданную тему.
Кроссворд
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
1. Старик ловил неводом рыбу,
… пряла свою пряжу.
2. Они жили в ветхой …
Ровно тридцать лет и три года.
3. Как взмолится золотая … !
4. Перед ним … со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою.
5. Здравствуй, барыня сударыня …
Чай, теперь твоя душенька довольна.
6 . Здравствуй, грозная …
Ну, теперь твоя душенька довольна.
2
3
5
1
4
6
Кроссворд
з
е
м
р
д
л
в
я
ы
о
с
б
н
р
к
к
т
а
я
а
и
а
р
з
н
б
к
ц
у
а
а
а
х
р
а
и
ц
а
Упражнения для понимания смысла текста
- Озаглавливание текста . Деление текста на части, составление плана. Определение темы, главной мысли текста.
- Придумывание продолжения
рассказа по его началу.
- Выборочное чтение. Найти в тексте
описание события, человека, природы.
- Составление рассказа по опорным
словам .
Упражнения для понимания смысла текста
- «Пропущенное слово». Читаю любое предложение из текста, пропуская слово. Дети должны назвать слово, подходящее по смыслу.
- Подбор иллюстрации к тексту.
Дети читают текст по частям,
делают иллюстрацию к одной
из частей и подписывают её.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.