СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с терминами

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что фактический материал по биологии изобилует терминологией. В среднем ученик старших классов должен оперировать до 1000 терминами. На уроках уделяю особое внимание работе с терминами, чтобы учащиеся понимали смысл и от этого могли на долго запомнить. Предлагаю коллегам несколько приёмов, которыми сама с успехом пользуюсь.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с терминами»

Учим работать с терминами.


Применяемые приёмы:



- создание словаря терминов /Структура словаря.



термины

этимология

определение

Схема – опора.


биология

БИОС-жизнь, логос-учение(греч. Слово)

Наука о жизни, о живых организмах на Земле.

Биология


Жизнь наука

Растен

Животн

царство Грибы

бактерии



-биологический диктант: терминологический, графический, цифровой диктант.

- закрытые задания (из предложенных заданий ученик выбирает один или несколько правильных.

- задания на соответствия ( необходимо установить соответствие между понятием и его содержанием. В левом столбце записывают понятия нумеруя их цифрами, в правом в разброс пишут ответы, больше чем понятий(их нумеруют буквами). Таким образом ученик должен ответ записать виде двух столбцов : 1-….;

Ж-….


Установите соответствие понятий , соединив левый и правый столбец.

Фотосинтез--------процесс размножения клеток.

Питание-----------процесс поглощения кислорода клетками.

Рост -------------процесс образования кислорода и органических веществ .

Дыхание ---------процесс поглощения клетками органических и минеральных веществ.


-задания на установление последовательности процессов и явлений в природе.

Например: камбий в стебле растения располагается перед:

А) сердцевиной; - задания с исключением лишнего понятия;

- задание на выявление общих закономерностей.

Например: общим для семейства крестоцветных является:

А) плод стручок или стручочек

В) древесиной;

С) лубом;

Д) ситовидными трубками.

Б) соцветие кисть

В) стержневой корень

С) все указанные признаки.

- задание на выявление связей.

Смысл данного задания в том ,что между первым 1 и 2 понятиями в задании существует определённая связь. Такая же связь между 3 и одним из понятий, приведённых ниже. Например:

1. Растение: лист---- клетка;…….

А) корень

В) стебель

С) пестик

Д) ядро

- задание на обобщение группы понятий.

Из произвольно расположенных элементов знаний ученик сам должен составить ответ на определённую тему.

Например: Питание + дыхание + выделение = обмен веществ.

СО + Но+ хлоропласты= фотосинтез

- задания на развитие логического мышления

С целью запоминания определения понятий и правильности их написания используют кроссворды, чайнворды и другие занимательные задания. Они активизируют деятельность уч-ся, обеспечивают усвоение биологических терминов и понятий, развивают логическое мышление, живой интерес к изучению предмета.

Например задание: вставьте в скобки слово, которое может иметь окончанием буквы, перечисленные справа (ина, р,ыль, рик,)

Ёр

(……)


И более эффективна работа по составлению кроссвордов самими уч-ся. Она требует от них знания терминов, умения ориентироваться в справочной литературе , а также творческого процесса конструирования и оформления сетки кроссворда. Выявить уровень усвоения знаний терминов и понятий поможет только система познавательных мыслительных умений , как: анализ, синтез, сравнение, вычисление отдельных признаков, систематизация, абстрагирование, определение понятия, обобщение.




Дидактические сказки на уроках биологии.


Данный метод позволит учителю повысить заинтересованность уч-ся к изучаемой теме, установить комфортную среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть одушевлённые герои, решать задачи, за которых могут только уч-ся. Этот метод можно использовать не только при обьяснении нового материала, но и при закреплении пройденного или опросе уч-ся.






Алгоритм дидактической сказки.

  1. Введение в сказочную страну , в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.

  2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжёлое эмоциональное состояние.

  3. Обращение к ребёнку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может помочь. Чтобы помочь нужно выполнить определённое задание.

Сказка может быть дополнена наглядными источниками информации( таблицы, плакаты, диафильмы, компьютерная графика), демонстрацией опытов. На уроках биологии целесообразно использовать различные виды дидактических сказок.

  1. Сказки – повествования.( эти сказки удачны при обьяснении нового материала). Нужно в канву сказки вплести новые понятия, термины.

  2. Сказка – ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. В канву такого повествования вводятся неточности , которые уч-ся должны определить. Например» Ложный рассказ об амёбе».

  3. Сказки – игры и сказки – загадки применяются для закрепления материала или при повторении домашнего задания. Например « Определи правильное растение». В саду росло много цветов, но самым мудрым и главным был большой жёлтый подсолнечник. Давно он хотел обратиться к цветам с такими словами: « Мы живём в одном саду уже долгое время, но мало что знаем друг о друге. Посмотрите, как некоторые из вас похожи. Может вы родственники?». Цветы были озадачены. Многие хотели бы узнать своих родственников, но как это сделать? По каким признакам? Ребята, может, вы знаете как помочь цветам?

  4. Сказки – задачи. На уроках биологии уч-ся могут решать математические задачи – сказки. Например: На зелёных волнах качается лодочка с парусом и вёслами. В лодочке сидит принц, а вокруг него вельможи.

Что за лодочка? Кто принц и кто вельможи? Сколько их ?