СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории и обществознании в рамках реализации ФГОС ООО»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом для учителей истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
««Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории и обществознании в рамках реализации ФГОС ООО»»















Мастер класс:

«Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории и обществознании в рамках реализации

ФГОС ООО»

Учитель истории и обществознания

Бань Виктория Александровна



























Цель проведения мастер-класса: представить коллегам педагогический опыт деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках истории и обществознании.

Задачи:

  • Обозначить актуальность технологии проблемного обучения;

  • Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;

  • Представить участникам мастер-класса опыт и провести практическую часть с использованием приёмов создания проблемных ситуаций.

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.


В связи с введением ФГОС второго поколения одной из основных компетентностей современного ученика является проблемная компетентность – умение видеть проблемы, формулировать и решать их на основе систем проблемного обучения.

В своей педагогической практике я широко использую активные методы обучения. Приоритетное значение для меня имеет применение проблемного подхода в преподавании истории и обществознания. Создание на уроках проблемной ситуации помогает ребятам чётко видеть  цель своего исследования, и осознано воспринимать изучаемый материал. Учёные говорят, что правильно поставленная проблема - это уже половина решения.  Поэтому прежде всего наша задача заключается в том, что мы должны научить детей правильно формулировать вопросы. Для формирования подобных навыков практикую различные приемы создания проблемных ситуаций: использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся, задания с элементами исследования, дискуссии, использование межпредметных связей, противоречивых мнений, компьютерных технологий.

Для начала рассмотрим этапы реализации проблемной ситуации на уроке: от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы:

- возникновение проблемной ситуации,

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

- доказательство гипотезы,

- проверка правильности решения проблем.


Проблемная ситуация - проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы. (слайд 2).


Какие же бывают проблемные ситуации на уроках истории и обществознании, и как создавать проблемные ситуации? Рассмотрим некоторые из них:


1. Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий, упражнений:

Урок обществознания 6 класс, тема: «Конструктивное разрешение конфликтов» (слайд 3)

Ситуация-провокация: «Нарисуй дом».

- Вам понравилась такая игра?

- Почему?

- Что произошло в данной ситуации?

- Почему рисунок не получился?

- Что не было сделано до начала работы?

- Можно было избежать конфликта?

- Как?

Сформулируйте проблему урока: Можно ли предупредить конфликт? (слайд 4)


2. Создание проблемных ситуаций, используя видеофрагмент:

Урок обществознания 7 класс, тема «Социальная среда подростка. Большие и малые социальные группы» (слайд 5)

Просмотр видеофрагмента: «Эксперимент в лифте»

- Что можете сказать о просмотренном?

(Сговорившись, четыре человека в лифте повторяют одни и те же действия: поворачиваются в определённую сторону, снимают и одевают шляпы).

- Почему случайные пассажиры подвергаются давлению группы (толпы), в которую они попадают, рано или поздно начинают повторять действия, на которые их программируют?
Сформулируйте проблему урока: Какое значение имеет для подростка группа, в которую он входит? (слайд 6)


3. Постановка учебной проблемы с помощью противоречивых мнений, фактов:

Урок истории 9 класс, тема: «Гражданская война в России» (слайд7)

Что вы понимаете под Гражданской войной, попробуем дать определение.

Одни историки утверждают, что Гражданская война – это война между гражданами одного государства. Другие утверждают, что это столкновение различных сил внутри одной страны, вторжение интервентов.

Постановка проблемы в группах: кто больше и интереснее составит проблемных вопросов.


4. Постановка учебной проблемы с помощью Сингапурской структуры «Креатив куэсченс»

Урок истории в 7 классе, тема: «Смутное время» (слайд8)

Давайте вспомним 17 век – период Смутного времени, с какими событиями связан этот период? (голод, война, кризис, самозванчество, беспорядок, раздор)

Используя простые вопросы по данной теме преобразуйте в вопросы, способствующие развитию воображения.

-Что такое Смута?

- Можно ли было избежать Смуту в России в 17 в.?

Используйте обороты:

- Что произойдет, если…

- Как бы изменилась ситуация, если бы…

- Насколько это будет выглядеть иначе, если…


-Что произойдет, если Лжедмитрий 1 удержится на троне, по какому пути пошло бы развитие России?

-Как бы изменилась ситуация, если бы царствование продолжил род Рюриковичей, возможно было бы избежать Смуту?

- Насколько это будет выглядеть иначе, если народное ополчение не поддерживает Россию в период Смутного времени? (слайд 9)


5. Создание проблемных ситуаций через выполнение исследовательских работ для обобщения и систематизации полученных знаний по какой-либо теме.

Урок истории 9 класс, тема «Великая Отечественная война» (слайд 10)

Проблемный вопрос: память о Великой Отечественной войне будет ли сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству?

Таким образом, можно сделать вывод, что использование описанных технологий обучения в сочетании с информационно-компьютерными технологиями позволяет добиваться хороших результатов в усвоении учебного материала, развитии мыслительной деятельности, креативного мышления, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.