СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приём критического анализа текста «тонкие» и «толстые» вопросы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приём критического анализа текста «тонкие» и «толстые» вопросы»

Приём критического анализа текста «тонкие» и «толстые» вопросы

Тема "Дворцовые перевороты".

Текст «Привыкли к переворотам» (Эйдельман Н.Я. "Грань веков")

http://www.e-reading.club/chapter.php/66970/6/Eiidel%27man_-_Gran%27_vekov.html содержит противоречивые моменты, также в нём отсутствует важная для понимания сути происходящего информация, поэтому его хорошо использовать для формирования у учащихся таких навыков, как критическое чтение источника, выявление и устранение противоречий, реконструкция исторического явления.

Для выполнения работы учащимся предлагается следующий механизм действий.

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Выявите в тексте противоречия, несоответствия, слабость аргументации автора.

  3. Сформулируйте вопросы к автору текста, направленные на выяснение выявленных несоответствий.

  4. Привлеките информацию, необходимую для разъяснения поставленных вопросов.



Возможные варианты вопросов:


  1. "Тонкие" вопросы:

  • Когда происходили дворцовые перевороты?

  • Каковы причины дворцовых переворотов?



  1. "Толстые" вопросы:

  • Верно ли, что «громадное сосредоточение власти опасно и для её носителя, и для самого правящего класса»?

  • Чем можно объяснить то, что в период «беззаконных» дворцовых переворотов совершались законные «малые» перевороты?

  • Какие именно дворцовые перевороты были «гвардейской поправкой» к самовластью?

  • Если некоторые дворцовые перевороты были «гвардейской поправкой» к самовластью, то какую оценку можно дать остальным дворцовым переворотам?

  • Какие выводы можно сделать из того, «малые перевороты» были освящены высшим законом империи?

  • Известно, что Пётр I узаконил право выбора наследника царствующим правителем, тогда почему он сам не воспользовался этим правом?

  • Если целью политики Петра было укрепление позиций дворянства, то почему он требовал от представителей этого сословия беспрекословного повиновения?

  • Известно, что обуздание абсолютной власти традиционными институтами в России было много слабее, чем во Франции; тогда почему Россию следует считать единственным государством, где проблема ограничения власти монарха являлась обдуманным и нужным для государства и общества шагом со стороны и по инициативе самого монарха?

В процессе работы учащиеся самостоятельно составляют вопросы, привлекают необходимую для ответа на них информацию, формулируют собственное оценочное суждение дворцовым переворотам.