Просмотр содержимого документа
«Приём критического анализа текста «тонкие» и «толстые» вопросы»
Приём критического анализа текста «тонкие» и «толстые» вопросы
Тема "Дворцовые перевороты".
Текст «Привыкли к переворотам» (Эйдельман Н.Я. "Грань веков")
http://www.e-reading.club/chapter.php/66970/6/Eiidel%27man_-_Gran%27_vekov.html содержит противоречивые моменты, также в нём отсутствует важная для понимания сути происходящего информация, поэтому его хорошо использовать для формирования у учащихся таких навыков, как критическое чтение источника, выявление и устранение противоречий, реконструкция исторического явления.
Для выполнения работы учащимся предлагается следующий механизм действий.
Внимательно прочитайте текст.
Выявите в тексте противоречия, несоответствия, слабость аргументации автора.
Сформулируйте вопросы к автору текста, направленные на выяснение выявленных несоответствий.
Привлеките информацию, необходимую для разъяснения поставленных вопросов.
Возможные варианты вопросов:
"Тонкие" вопросы:
Когда происходили дворцовые перевороты?
Каковы причины дворцовых переворотов?
"Толстые" вопросы:
Верно ли, что «громадное сосредоточение власти опасно и для её носителя, и для самого правящего класса»?
Чем можно объяснить то, что в период «беззаконных» дворцовых переворотов совершались законные «малые» перевороты?
Какие именно дворцовые перевороты были «гвардейской поправкой» к самовластью?
Если некоторые дворцовые перевороты были «гвардейской поправкой» к самовластью, то какую оценку можно дать остальным дворцовым переворотам?
Какие выводы можно сделать из того, «малые перевороты» были освящены высшим законом империи?
Известно, что Пётр I узаконил право выбора наследника царствующим правителем, тогда почему он сам не воспользовался этим правом?
Если целью политики Петра было укрепление позиций дворянства, то почему он требовал от представителей этого сословия беспрекословного повиновения?
Известно, что обуздание абсолютной власти традиционными институтами в России было много слабее, чем во Франции; тогда почему Россию следует считать единственным государством, где проблема ограничения власти монарха являлась обдуманным и нужным для государства и общества шагом со стороны и по инициативе самого монарха?
В процессе работы учащиеся самостоятельно составляют вопросы, привлекают необходимую для ответа на них информацию, формулируют собственное оценочное суждение дворцовым переворотам.