СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приём театрализации на уроке литературы по произведению Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приём театрализации на уроке литературы по произведению Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева»

Цель.

     Развивать у школьников любовь к театру. Научиться воспитывать в себе чувства дружбы и стойкости анализируя эпизоды произведения.

Задачи.

  1. Развивать самостоятельность школьников в организации театрализованных игр.
  2. Готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля. Распределять между собой обязанности и роли.
  3. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения. Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движение).
  4. Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.
  5. Помогать постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (музыка, слово, хореография, декорации и др.).

Ожидаемые результаты.

1. Повышение интереса у школьников не только к литературе, но и к всемирной истории, культуре, искусству.

2. Умение детьми комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.

3. Обогащение и расширение словарного запаса школьников, формирование четкой, грамотной речи, преодоление ими скованности, страха перед публичным выступлением, развитие эмоционально-волевой сферы.

Оборудование урока: портрет Г.Х.Андерсена, обстановка комнаты, иллюстрации к сказке, рисунки учащихся, карточки с вопросами, проектор, доска, учебник.

Тип урока: урок-путешествие.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые.

Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

План урока.

  1. Организационный момент. Слово учителя.
  2. Постановка цели и задач урока.
  3. Актуализация знаний, побуждение интереса к сказке.
  4. Актуализация опорных знаний.
  5. Рефлексия. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

  1. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Или, может, сказка навестит нас? Давайте решим ребус и узнаем, как она называется.

(Дети разгадывают ребус на доске – «Снежная королева»)

Учитель: Правильно, молодцы! Мы отправимся в сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева».

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Давайте вспомним,  где родился Андерсен?

Ученик: В Дании, в маленьком городке Оденсе.

Учитель: Совершенно верно. А кем были его родители?

Ученик:  В семье прачки и сапожника.

Учитель:  Хорошо, спасибо. А кто помнит, зачем он отправился в Копенгаген?

Ученик: Он хотел стать актёром. Но дирекции театра больше понравилось то, как он умел сочинять истории.

Учитель: Да, спасибо. Всего Ганс Христиан Андерсен написал 170 сказок. Скажите, ребята, какие ещё сказки Андерсена вы знаете?

Ученик: «Гадкий утёнок».

Ученик: «Дюймовочка».

Ученик: «Русалочка».

Ученик: «Принцесса на горошине».

Учитель: Спасибо, вы большие молодцы. В чём же своеобразие этих сказок? С одной стороны, Андерсен необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастические персонажи своих произведений («Дюймовочка», «Русалочка»). С другой стороны, он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода становятся героями его произведений, переживают невиданные волшебные приключения.

Всему праздному, надменному, самодовольному миру Андерсен противопоставляет другой мир – труда, вдохновения, мужества. Герда, Элиза, гадкий утёнок и даже игрушечный оловянный солдатик на одной ноге – все это образцы стойкости, твердой воли и нежного сердца. Любимые герои Андерсена – простые и чистые люди. Поколение за поколением воспитывалось на его сказках, радуясь, негодуя и сочувствуя его героям.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, давайте сыграем в игру?

Ученики: Да!

Учитель: Отлично. Давайте посмотрим на иллюстрации к сказке «Снежная королева», которые вы принесли сегодня. Игра называется «Картинная галерея». Ваша задача – разделиться на три команды по рядам и выбрать по два человека, которые определят, к какому эпизоду сказки сделан рисунок.

(Дети выбирают участников. Те рассматривают рисунки и называют эпизоды)

Учитель: Молодцы, хорошо знаете сказку. Ребята, а теперь давайте посмотрим небольшую сценку, которую подготовили ваши одноклассники.

Ученики: Давайте.

Вступление. Мини-сценка.

(дети используют подготовленный реквизит – искусственные розы для Кая и Герды, льдинки-мозаика, санки, книжки, игрушки)

Действующие лица: Рассказчик, Кай, Герда, бабушка.

Рассказчик: Жил-был тролль, злой презлой. Однажды смастерил он такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось еще гаже. И как-то раз зеркало вырвалось из его рук и разбилось на миллионы осколков. Некоторые осколки попадали людям в глаза, делая их злее и дурнее, а некоторые в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда. Давайте послушаем об этих осколках.

В большом городе жили двое бедных детей, у которых садик был чуть побольше цветочного горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, словно родные. Его звали Кай, а ее — Герда. Летом они могли одним прыжком очутиться друг у друга, а зимой приходилось сначала спуститься на много ступенек вниз, а потом подняться на столько же ступенек вверх! А на дворе бушевала метель.

Бабушка: Это роятся белые пчелки

Кай: А у них есть королева? — спросил мальчик, потому что он знал, что у настоящих пчел она есть.

Бабушка: Есть. Королева летает там, где снежный рой всего гуще; она больше всех снежинок и никогда не лежит подолгу на земле, а снова улетает с черной тучей. Иногда в полночь она летает по улицам города и заглядывает в окна, — тогда они покрываются чудесными ледяными узорами, словно цветами.

Кай и Герда: Мы видели, видели.

Герда: А может Снежная королева прийти к нам?

Кай: Пусть только попробует! Я посажу ее на раскаленную печку, и она растает.

Рассказчик: Шло время, началась оттепель, а там пришла весна. Светило солнце, окна были распахнуты настежь, и дети снова сидели в своём крошечном садике. Розы в то лето цвели особенно пышно; девочка выучила псалом, в котором говорилось о розах, и, напевая его, она думала о своих розах.

Герда: Розы в долинах цветут… Красота!

Скоро узрим мы младенца Христа.

Рассказчик: Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками, — разных зверей и птиц. И вдруг— как раз на башенных часах пробило пять — Кай вскрикнул.

Кай: Меня кольнуло прямо в сердце! А теперь что-то попало в глаз!

Герда: Там ничего нет. Бедняжка тебе наверно больно?

Кай: Не плачь. Мне совсем не больно. Должно быть выскочило. Что ты хнычешь? Какая ты сейчас некрасивая! Какие гадкие розы! Ничуть не лучше ящиков, в которых они торчат!

Рассказчик: Кай сорвал розы и, увидев, как испугалась Герда, убежал.

Конец сценки.

Учитель: Ребята, давайте скажем спасибо нашим актёрам, они большие молодцы.

А теперь давайте обсудим сказку. Скажите, что же произошло с Каем?

Ученик: Ему в глаз и сердце попали осколки зеркала.

Ученик: И его сердце превратилось в кусок льда.

Учитель: Да, молодцы, спасибо. А как пропал Кай?

Ученик: он привязал свои санки к большим саням, которые потом свернули на другую улицу и умчались за городские ворота. Его увезла с собой Снежная королева.

Учитель: Верно, спасибо. И что же тогда решила делать Герда?

Ученик: Она отправилась его искать. Она очень скучала по нему и любила его. Река принесла её в цветник к старушке-волшебнице. И чтобы она не вспомнила про Кая, старушка спрятала все розы в своём саду.

Учитель: Верно. Но как-то Герда смогла вспомнить его, правильно?

Ученик: Старушка забыла про розу на своей шляпе и не спрятала её.

Учитель: Молодцы. И когда Герда заплакала, розы снова появились из-под земли и рассказали ей, что Кай жив. Кого она встретила ещё на своём пути?

Ученик: Ворона. Он привёл её во дворец принца и принцессы, которые подарили ей сапожки, муфту и нарядное платье, а ещё карету из чистого золота.

Ученик: Когда они ехали через лес, на них напали разбойники. Герду забрала себе маленькая разбойница, чтобы она стала её подругой. но потом отпустила её.

Учитель: Да, верно. Маленькая разбойница отпускает оленя, чтобы он отвёз Герду в Лапландию. И там они встречают лапландку и финку. Скажите, как вы понимаете объяснения финки того, почему Герде служат и люди, и животные?

Ученик: Герда располагает к себе, удивляет своей самоотверженностью, любовью к Каю, ради которого выдерживает столько испытаний. Она не жалуется, не думает о себе, терпеливо продолжает поиски мальчика. Герда думает: «Как добры все люди и животные», поэтому её доброта получает отклик.

Учитель: Хорошо, спасибо. А давайте найдём и прочитаем в тексте, как Герда смогла справиться с последним препятствием – войском Снежной королевы?

Ученик: Герда принялась читать «Отче наш», а холод был такой, что ее дыхание тотчас превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, и вдруг из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, коснувшись земли, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах; все они были вооружены щитами и копьями. Ангелов становилось все больше и больше, а когда Герда дочитала молитву, ее окружал целый легион. Ангелы пронзали копьями снежных чудовищ, и они рассыпались на сотни кусков. Герда смело пошла вперед, теперь у нее была надежная защита; ангелы гладили ей руки и ноги, и девочка почти не ощущала холода.

Учитель: Спасибо, молодцы. Как вы думаете, а почему Кай не смог защитить себя тем же способом?

Ученик: когда Кай ехал со Снежной королевой, он старался прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась только таблица умножения.

Учитель: Хорошо, вы большие молодцы. Помните, в конце сказки Кая и Герду встречает маленькая разбойница и спрашивает: «Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!» Скажите, смог ли Андерсен ответить на этот вопрос?

Ученик: Да. Его сказка и есть ответ на вопрос. Он говорит о том, что человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, любовью и добротой можно и нужно спасти человека.

  1. Рефлексия. Итог урока.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство. Скажите, ребята, чему мы научились у героев сказки?

Ученик: Терпению, доброте, любви к близким нам людям.

Учитель: Да, спасибо. И наш урок я хочу закончить словами великого сказочника Г.Х. Андерсена:

«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!».

  1. Домашнее задание.

Домашнее задание: прочитать любую другую понравившуюся сказку Г.К. Андерсена и нарисовать к ней иллюстрацию.

Спасибо за внимание! До свидания, ребята!

Просмотр содержимого документа
«Приём театрализации на уроке литературы по произведению Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева»»

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему:

Приём театрализации на уроке литературы по произведению Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева»

Цель.

     Развивать у школьников любовь к театру. Научиться воспитывать в себе чувства дружбы и стойкости анализируя эпизоды произведения.

Задачи.

  1. Развивать самостоятельность школьников в организации театрализованных игр.

  2. Готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля. Распределять между собой обязанности и роли.

  3. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения. Закреплять умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движение).

  4. Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.

  5. Помогать постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (музыка, слово, хореография, декорации и др.).

Ожидаемые результаты.

1. Повышение интереса у школьников не только к литературе, но и к всемирной истории, культуре, искусству.

2. Умение детьми комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.

3. Обогащение и расширение словарного запаса школьников, формирование четкой, грамотной речи, преодоление ими скованности, страха перед публичным выступлением, развитие эмоционально-волевой сферы.

Оборудование урока: портрет Г.Х.Андерсена, обстановка комнаты, иллюстрации к сказке, рисунки учащихся, карточки с вопросами, проектор, доска, учебник.

Тип урока: урок-путешествие.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые.

Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

План урока.

  1. Организационный момент. Слово учителя.

  2. Постановка цели и задач урока.

  3. Актуализация знаний, побуждение интереса к сказке.

  4. Актуализация опорных знаний.

  5. Рефлексия. Итог урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

  1. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Или, может, сказка навестит нас? Давайте решим ребус и узнаем, как она называется.

(Дети разгадывают ребус на доске – «Снежная королева»)

Учитель: Правильно, молодцы! Мы отправимся в сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева».

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Давайте вспомним, где родился Андерсен?

Ученик: В Дании, в маленьком городке Оденсе.

Учитель: Совершенно верно. А кем были его родители?

Ученик: В семье прачки и сапожника.

Учитель: Хорошо, спасибо. А кто помнит, зачем он отправился в Копенгаген?

Ученик: Он хотел стать актёром. Но дирекции театра больше понравилось то, как он умел сочинять истории.

Учитель: Да, спасибо. Всего Ганс Христиан Андерсен написал 170 сказок. Скажите, ребята, какие ещё сказки Андерсена вы знаете?

Ученик: «Гадкий утёнок».

Ученик: «Дюймовочка».

Ученик: «Русалочка».

Ученик: «Принцесса на горошине».

Учитель: Спасибо, вы большие молодцы. В чём же своеобразие этих сказок? С одной стороны, Андерсен необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастические персонажи своих произведений («Дюймовочка», «Русалочка»). С другой стороны, он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода становятся героями его произведений, переживают невиданные волшебные приключения.

Всему праздному, надменному, самодовольному миру Андерсен противопоставляет другой мир – труда, вдохновения, мужества. Герда, Элиза, гадкий утёнок и даже игрушечный оловянный солдатик на одной ноге – все это образцы стойкости, твердой воли и нежного сердца. Любимые герои Андерсена – простые и чистые люди. Поколение за поколением воспитывалось на его сказках, радуясь, негодуя и сочувствуя его героям.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, давайте сыграем в игру?

Ученики: Да!

Учитель: Отлично. Давайте посмотрим на иллюстрации к сказке «Снежная королева», которые вы принесли сегодня. Игра называется «Картинная галерея». Ваша задача – разделиться на три команды по рядам и выбрать по два человека, которые определят, к какому эпизоду сказки сделан рисунок.

(Дети выбирают участников. Те рассматривают рисунки и называют эпизоды)

Учитель: Молодцы, хорошо знаете сказку. Ребята, а теперь давайте посмотрим небольшую сценку, которую подготовили ваши одноклассники.

Ученики: Давайте.

Вступление. Мини-сценка.

(дети используют подготовленный реквизит – искусственные розы для Кая и Герды, льдинки-мозаика, санки, книжки, игрушки)

Действующие лица: Рассказчик, Кай, Герда, бабушка.

Рассказчик: Жил-был тролль, злой презлой. Однажды смастерил он такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось еще гаже. И как-то раз зеркало вырвалось из его рук и разбилось на миллионы осколков. Некоторые осколки попадали людям в глаза, делая их злее и дурнее, а некоторые в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда. Давайте послушаем об этих осколках.

В большом городе жили двое бедных детей, у которых садик был чуть побольше цветочного горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, словно родные. Его звали Кай, а ее — Герда. Летом они могли одним прыжком очутиться друг у друга, а зимой приходилось сначала спуститься на много ступенек вниз, а потом подняться на столько же ступенек вверх! А на дворе бушевала метель.

Бабушка: Это роятся белые пчелки

Кай: А у них есть королева? — спросил мальчик, потому что он знал, что у настоящих пчел она есть.

Бабушка: Есть. Королева летает там, где снежный рой всего гуще; она больше всех снежинок и никогда не лежит подолгу на земле, а снова улетает с черной тучей. Иногда в полночь она летает по улицам города и заглядывает в окна, — тогда они покрываются чудесными ледяными узорами, словно цветами.

Кай и Герда: Мы видели, видели.

Герда: А может Снежная королева прийти к нам?

Кай: Пусть только попробует! Я посажу ее на раскаленную печку, и она растает.

Рассказчик: Шло время, началась оттепель, а там пришла весна. Светило солнце, окна были распахнуты настежь, и дети снова сидели в своём крошечном садике. Розы в то лето цвели особенно пышно; девочка выучила псалом, в котором говорилось о розах, и, напевая его, она думала о своих розах.

Герда: Розы в долинах цветут… Красота!

Скоро узрим мы младенца Христа.

Рассказчик: Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками, — разных зверей и птиц. И вдруг— как раз на башенных часах пробило пять — Кай вскрикнул.

Кай: Меня кольнуло прямо в сердце! А теперь что-то попало в глаз!

Герда: Там ничего нет. Бедняжка тебе наверно больно?

Кай: Не плачь. Мне совсем не больно. Должно быть выскочило. Что ты хнычешь? Какая ты сейчас некрасивая! Какие гадкие розы! Ничуть не лучше ящиков, в которых они торчат!

Рассказчик: Кай сорвал розы и, увидев, как испугалась Герда, убежал.

Конец сценки.

Учитель: Ребята, давайте скажем спасибо нашим актёрам, они большие молодцы.

А теперь давайте обсудим сказку. Скажите, что же произошло с Каем?

Ученик: Ему в глаз и сердце попали осколки зеркала.

Ученик: И его сердце превратилось в кусок льда.

Учитель: Да, молодцы, спасибо. А как пропал Кай?

Ученик: он привязал свои санки к большим саням, которые потом свернули на другую улицу и умчались за городские ворота. Его увезла с собой Снежная королева.

Учитель: Верно, спасибо. И что же тогда решила делать Герда?

Ученик: Она отправилась его искать. Она очень скучала по нему и любила его. Река принесла её в цветник к старушке-волшебнице. И чтобы она не вспомнила про Кая, старушка спрятала все розы в своём саду.

Учитель: Верно. Но как-то Герда смогла вспомнить его, правильно?

Ученик: Старушка забыла про розу на своей шляпе и не спрятала её.

Учитель: Молодцы. И когда Герда заплакала, розы снова появились из-под земли и рассказали ей, что Кай жив. Кого она встретила ещё на своём пути?

Ученик: Ворона. Он привёл её во дворец принца и принцессы, которые подарили ей сапожки, муфту и нарядное платье, а ещё карету из чистого золота.

Ученик: Когда они ехали через лес, на них напали разбойники. Герду забрала себе маленькая разбойница, чтобы она стала её подругой. но потом отпустила её.

Учитель: Да, верно. Маленькая разбойница отпускает оленя, чтобы он отвёз Герду в Лапландию. И там они встречают лапландку и финку. Скажите, как вы понимаете объяснения финки того, почему Герде служат и люди, и животные?

Ученик: Герда располагает к себе, удивляет своей самоотверженностью, любовью к Каю, ради которого выдерживает столько испытаний. Она не жалуется, не думает о себе, терпеливо продолжает поиски мальчика. Герда думает: «Как добры все люди и животные», поэтому её доброта получает отклик.

Учитель: Хорошо, спасибо. А давайте найдём и прочитаем в тексте, как Герда смогла справиться с последним препятствием – войском Снежной королевы?

Ученик: Герда принялась читать «Отче наш», а холод был такой, что ее дыхание тотчас превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, и вдруг из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, коснувшись земли, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах; все они были вооружены щитами и копьями. Ангелов становилось все больше и больше, а когда Герда дочитала молитву, ее окружал целый легион. Ангелы пронзали копьями снежных чудовищ, и они рассыпались на сотни кусков. Герда смело пошла вперед, теперь у нее была надежная защита; ангелы гладили ей руки и ноги, и девочка почти не ощущала холода.

Учитель: Спасибо, молодцы. Как вы думаете, а почему Кай не смог защитить себя тем же способом?

Ученик: когда Кай ехал со Снежной королевой, он старался прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась только таблица умножения.

Учитель: Хорошо, вы большие молодцы. Помните, в конце сказки Кая и Герду встречает маленькая разбойница и спрашивает: «Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!» Скажите, смог ли Андерсен ответить на этот вопрос?

Ученик: Да. Его сказка и есть ответ на вопрос. Он говорит о том, что человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, любовью и добротой можно и нужно спасти человека.

  1. Рефлексия. Итог урока.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство. Скажите, ребята, чему мы научились у героев сказки?

Ученик: Терпению, доброте, любви к близким нам людям.

Учитель: Да, спасибо. И наш урок я хочу закончить словами великого сказочника Г.Х. Андерсена:

«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!».

  1. Домашнее задание.

Домашнее задание: прочитать любую другую понравившуюся сказку Г.К. Андерсена и нарисовать к ней иллюстрацию.

Спасибо за внимание! До свидания, ребята!