СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы для развития критического мышления на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы для развития критического мышления на уроках окружающего мира»

Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий. 

Хочется остановиться на технологии развития критического мышления.

Процесс мышления современного человека тесно связан с информацией: печатной, аудиовизуальной. Обрабатывать, оценивать, анализировать эту информацию и проверять ее позволяет критическое мышление.

Данная технология как раз учит мыслить, учит сопоставлять свое мнение с другими, дает возможность проявить свои творческие способности, поощряет взаимодействие.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана американскими педагогами – практиками в 80-е годы 20 столетия. Позднее основу технологии стали составлять идеи и теории Жана Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Льва Семеновича Выготского о зоне ближайшего развития.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:

  • Дети от природы любознательны, они очень хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии, очень много.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Существует 3 этапа (фазы) технологии:

  1. Вызов.

  2. Осмысление.

  3. Рефлексия.

1 этап – вызов. Пробуждение интереса к предмету

Задачи:

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания.

  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.

  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

2 этап – осмысление материала во время работы над ним.

Задачи:

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал.

  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

3 этап – рефлексия. Обобщение материала, подведение итогов.

ТРКМ универсальна. Ею могут пользоваться учителя разных предметных областей, некоторые элементы технологии можно и нужно применять в начальной школе.

На примере уроков окружающего мира, 4 класс, тема «Тундра»

Изучение нового материала можно применить прием «Инсерт»

Приём «Инсерт»

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» — уже знал; «+» — новое; «—» — думал иначе; «?» — не понял, есть вопросы.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы (Инсерт), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.



Таблица «Инсерт»

«V»

«+»

«—»

«?»

поставьте «V» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым

поставьте «—» (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете

поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу







Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение.


______________________________________________________






ГП

____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Климат

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

___________

Растения

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Животные

____________

_____________

_____________

____________

____________

_____________

____________



На стадии рефлексии можно применять и такие формы работы Прием «Шесть шляп»

Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа. Мыслим фактами, цифрами.

Расскажите о тундре только фактами, цифрами.

Желтая шляпа. Позитивное мышление.

Подумайте, что помогает животным тундры переносить суровую зиму.

Черная шляпа. Проблемы.

Приведите примеры отрицательного влияния человека на почву тундры.

Красная шляпа. Эмоции.

Подумайте, какое эмоциональное настроение вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнет природа?

Зеленая шляпа. Творчество.

Какие меры помогут сохранить природу тундры?

Синяя шляпа. Философия.

Обобщите высказывания других групп.



Прием «Фишбоун»

«Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Суть приема «Фишбоун» (рыбья косточка) состоит в постановке проблемы, которая изучается  на уроке, в определении ее аспектов  и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему. 

Задание: Приведите примеры отрицательного влияния человека на почву тундры, используйте материал учебника (указаны страницы). Составьте фишбоун по одной из проблем.

Итак, приёмы развития критического мышления на уроках позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

В основе технологии лежит системно-деятельностный подход к обучению. Урок построен так, чтобы включить каждого ребенка в учебно-познавательную деятельность. Такой урок заставляет учеников задуматься, учит находить пути решения проблемы, развивает коммуникативные навыки.

Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Надеемся, что перечисленные приемы, методы, подходы и пособия будут полезны в вашей педагогической деятельности.