Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках физики»
Исакова Н.А.,
учитель физики
Читательская грамотность
Предмет изучения семиотики — знаки и знаковые системы. Так знак наделяет вещь атрибутом существования. " Семиотизация " — явление, при котором обозначающие знаки выходят на первый план, а физические референты уходят на второй план, а позже могут вовсе исчезнуть. а. Поэтому механизм анализа сводится, по сути дела, к тому, чтобы: – найти знаки, – определить характер их группировки: со- и противопоставление, – выявить значение как отдельных знаков, так и их группировки.
1
Читательская грамотность
способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Функциональная грамотность
Читательская
грамотность
Естественно-научная
грамотность
Финансовая
грамотность
1
5
6
2
4
3
Математическая
Глобальные
грамотность
компетенции
Креативное
мышление
Научить учащихся чему=то можно только через это же
1
Основные читательские умения
Научить учащихся чему=то можно только через это же
1
1
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации
«Верю - не верю»
Получение новой информации, соотнесение с имеющимися знаниями
Целостное осмысление,
«Инсерт»
Синквейн
обобщение нового знания
«Верю - не верю»
«Бортовой журнал»
Кластер (гроздь)
Таблица ЗУХ, «Инсерт»
Синквейн
«Генераторы и критики»
Анкета
«Жокей и лошади»
Мозговой штурм
Зигзаг
Корзина идей
Графическая
Взаимообучение
Ключевые слова
Акрослово
Фишбоун
и др.
Облако «ТЕГОВ»
и др.
и др.
Приём «Верите ли вы…»
Можно включать в начало и в конец урока. Обучающиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему
Приём «ИНСЕРТ»
ИНСЕРТ – аббревиатура, которая в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений :
- «v» - помечается то, что уже известно,
- «-» - помечается то, с чем не согласен,
- «+» - помечается то, что является для обучающегося интересным
- «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.
Затем обучающиеся систематизируют данный материал в таблицу.
!
-
+
?
Приём «ИНСЕРТ»
Чтение текста с маркировкой по предложениям или абзацам
УЖЕ ЗНАЛ
НОВОЕ
«v»
«+»
ДУМАЛ ИНАЧЕ
ЕСТЬ ВОПРОС
«–»
«?»
Приём «ЗНАЮ, УМЕЮ, ХОЧУ ЗНАТЬ»
Знаю
Умею
Хочу узнать
Приём «КЛАСТЕР»
Это графический прием систематизации материала в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. Может применяться на всех этапах урока или на протяжении всего урока.
Приём «КЛАСТЕР»
Приём «СИНКВЕЙН»
это эффективный приём, позволяющий быстро синтезировать, резюмировать и преобразовывать информацию, идеи, чувства, ассоциации.
Физика. Теоретическая, экспериментальная. Изучает, определяет, доказывает. Наука о природе, законах и явлениях. Мир.
Химия. Органическая, неорганическая. Исследует, изучает, выделяет. Наука о различных веществах. Урок.
Биология. Клеточная, эволюционная. Существует, исследует, публикует. Дает нам знания. Учеба.
География. Политическая, экономическая. Изучает, исследует, анализирует. Взаимодействие человека и природы. Земля.
Приём «СИНКВЕЙН»
Приём «ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»
Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме