СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность на уроках иностранного языка – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике. Уметь свободно общаться, говорить, читать и писать на иностранном языке.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках иностранного языка»

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Функциональная грамотность – это способность «решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности»

(ФГОС ООО)

Функциональная грамотность на уроках иностранного языка – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике. Уметь свободно общаться, говорить, читать и писать на иностранном языке.

Использовать полученные на уроках знания, умения и навыки в рамках взаимодействия с социумом: прочитать письмо и написать ответ, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, спросить дорогу до пункта в незнакомом городе, устроиться в гостинице, вызвать мастера по ремонту,

написать пригласительную или поздравительную открытку другу и создать буклет… .

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:

  • читательская,

  • математическая,

  • финансовая,

  • естественно-научная,

  • креативное мышление,

  • глобальные компетенции.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности и обязательное условие успешности, способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением

для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.


Некоторые методы развития читательской грамотности:

  • Рекомендовать ученикам постоянно читать на иностранном языке, начиная с простых текстов и постепенно переходя на более сложные. 

  • Проводить на уроках чтение вслух и обсуждать тексты, задавая вопросы и проверяя понимание. 

  • Использовать учебные пособия с заданиями на чтение. Они могут включать в себя ответы на вопросы по прочитанному тексту, тесты на понимание основной идеи или деталей, а также задания на развитие навыков анализа и критического мышления. 

  • Использовать аудиокниги и аудиоматериалы. Это позволяет ученикам слушать прочитанный текст и одновременно следить за печатным экземпляром. Такой подход помогает улучшить навыки произношения и понимания английского языка. 

  • Уделять внимание лексике и грамматике, регулярно проводить упражнения на запоминание и закрепление новых слов и правил грамматики. 

  • Обучать учеников эффективному поиску информации в тексте и анализу содержания. 

Некоторые задания для развития читательской грамотности:

  • «Угадай слова». Ученики прикрывают часть строки, пытаясь угадать слова и прочесть несколько предложений. 

  • «Что если…». Ученики представляют себя на месте героев из текста и рассказывают, что бы сделали в такой ситуации. 

  • «Озаглавь текст». Ученики читают текст, озаглавливают его или придумывают другой заголовок.

  • «Изменение временной формы». Ученики читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают. 

  • «Придумай концовку текста». Ученики читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чём дальше пойдёт речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.

Развитие читательской грамотности требует регулярной практики и терпения, но результаты, которые достигаются, очень значимы и помогают ученикам достигать больших успехов в развитии функциональной грамотности. 

I. Sind die Sätze «Richtig» oder «Falsch»?

1. Iwan schreibt Einladung.

2. Pavel hat Geburtstag.

3. Pavel hat im Winter Geburtstag.

4. Die Party ist am Abend.

5. Zur Party kommen Kinder.

6. Iwan wohnt in der Gartenstraße.


II. Welche Information findet ihr im Text nicht. Wählt eine Variante.

1. Anfang der Party

2. Das Datum der Party

3. Die Dauer der Party

4. Gäste

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать конструктивные решения.

Формирование математической грамотности проходит на разных этапах обучения. Например, на этапе начального обучения счёт и вычисления на иностранном языке.

Некоторые методы и задания для развития математической грамотности на уроках английского языка:

  • Числовые игры и задачи. Задания на сложение, вычитание, умножение и деление на иностранном языке.

  • Анализ данных и графиков. Просмотр и обсуждение графиков и диаграмм на иностранном языке.

  • Применение математики в реальной жизни. Задания, которые требуют использования математических навыков для решения повседневных проблем.

  • Интеграция математики и иностранного языка в тематических проектах. Например, ученики могут исследовать геометрические формы и их названия на иностранном языке, создавая проектные работы, включающие описание форм, их свойств и примеры из реального мира. 


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков; навыки,

мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия человека, а также возможности участия в экономической жизни общества.


Некоторые методы развития финансовой грамотности на уроках английского языка:

  • Использование материалов для чтения. Это могут быть статьи, тематические исследования и сценарии из реальной жизни, связанные с личными финансами. Такие материалы знакомят учащихся с ключевыми понятиями, такими как процентные ставки, кредитные рейтинги и инвестиционные стратегии. 

  • Обсуждения и диспуты на финансовые темы. Они улучшают навыки устной речи и аудирования учащихся, одновременно углубляя их понимание финансовой грамотности. 

  • Семинары, посвящённые конкретным финансовым темам. Например, сбережения для обучения в колледже или понимание принципов кредитования. 

Чтобы оценить уровень финансовой грамотности учащихся, преподаватели могут использовать тесты, которые оценивают, как языковые навыки, так и финансовые знания. Это могут быть викторины, письменные размышления и презентации на финансовые темы.

Некоторые темы, которые можно изучать в рамках развития финансовой грамотности на уроках английского языка: «Деньги, их история, виды, функции денег», «Семейный и личный бюджет», «Экономические отношения семьи и государства», «Финансовые институты». 


ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Ваши знания помогают вам отвечать на многие вопросы, с которыми вы встречаетесь в жизни, самостоятельно находить новую информацию, понимать, как устроен мир. Вот такое активное знание в области естественных наук часто называют сегодня естественно-научной грамотностью.

Цель: развивать способность осваивать и использовать естественно - научные

знания для постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений, формулирования основных научных доказательств, выводов в связи с естественно-научной проблематикой.


Области применения естественно-научных знаний:


  • проблема здоровья и долголетия,

  • природные ресурсы,

  • окружающая среда,

  • опасности и риски,

  • связь науки и технологий,

  • основы безопасности жизнедеятельности,

  • глобальные проблемы человечества.

Некоторые методы развития естественно-научных знаний на уроках иностранного языка:

  • Обсуждение видеолекций, фильмов или эпизодов из сериалов. После просмотра материала ученикам предлагают выполнить творческое задание, например написать эссе или отчёт по просмотренному фрагменту.

  • Проектная деятельность. Ученики работают с источниками информации, формируют и отрабатывают навыки публичного выступления на иностранном языке.

  • Организация диспутов, дискуссий и круглых столов. Можно подбирать дискуссионные темы, например, проблемы вакцинации, клонирования и др.

  • Проведение интегрированных уроков (биология на английском языке). Это сложный, энергозатратный, но интересный для педагога вариант занятия.

Некоторые тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность на уроках иностранного языка: здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологий.

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Креативное мышление в контексте функциональной грамотности — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания или эффектного выражения воображения.


Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

  • Быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определённый отрезок времени).

  • Гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей). 

  • Оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи). 

  • Точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершённый вид своим мыслям). 

Креативное мышление позволяет человеку быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях и решать незнакомые задачи, активно действовать, реконструировать старое и создавать новое, тем самым достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности. 



Некоторые приёмы, которые можно использовать для развития креативного мышления:

  • Творческие задания. Примеры: создание историй, написание стихов, рисование картинок на английском языке и т. д.. 

  • Проектная работа. Позволяет ученикам применять свои знания и навыки на практике, а также развивает их креативность. Например, ученики могут создавать презентации на английском языке, разрабатывать веб-сайты, создавать видеопроекты и т. д.. 

  • Изучение культуры. Ученики могут изучать традиции, праздники, музыку, литературу и другие аспекты культуры, что поможет им лучше понимать и ценить разные культуры. 

  • Использование технологий. Применение интерактивных досок, виртуальных досок, онлайн-игр и приложений позволяет ученикам работать в команде, решать задачи и создавать проекты в интерактивной и творческой среде.

  • Вовлечение в самостоятельное исследование. Учеников поощряют задавать вопросы и искать ответы самостоятельно, а затем делиться своими открытиями с классом.  



Некоторые задания, которые можно использовать для развития креативного мышления:

  • «Вторая половинка фото». Ученикам показывают половину фотографии, и они пытаются догадаться, что изображено на второй части. 

  • «Заголовок». Ученикам предлагают рассмотреть фотографию и придумать к ней странный, смешной, злобный или страшный заголовок на иностранном языке. 

  • «Мозговой штурм». Ученикам нужно записать как можно больше слов и выражений, относящихся к заданной теме. 

  • «Инсценировки». Ученики играют роли и говорят от лица своего персонажа.  

  • «Споры». Ученикам предлагают обсудить противоречивые ситуации, когда нужно принять прямо противоположные точки зрения. 

  • «Фантазёр». Ученикам снова показывают фотографии, и они представляют диалоги и мысли изображённых людей, их прошлое и будущее, их день на иностранном языке. 


ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Что же такое «Глобальные компетенции»? – это новый компонент функциональной грамотности.

Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.



Некоторые способы развития глобальной компетенции на уроках английского языка:

  • Использование кейсовых заданий. Они требуют сбора и анализа информации, критического мышления, а также эффективного взаимодействия для решения поставленной задачи.  

  • Работа с проблемными темами. Например, экология, межкультурное взаимодействие, будущая профессия, средства массовой информации, проблемы молодёжи. В таких ситуациях можно поставить проблему, распределить роли и отработать задания, организовать проектную деятельность. 

  • Использование ролевых игр. Суть таких игр заключается в перевоплощении обучающегося в того или иного персонажа и действиях в соответствии с поставленной игровой задачей.

  • Работа с несплошными текстами. Они сочетают в себе несколько источников информации, с которыми обучающиеся часто встречаются в реальной жизни: графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты, планы помещений/местности и т. п..


Изучение темы «Школьное образование в Германии» можно осуществлять не из текстов учебника, а из реальных писем зарубежных школьников. Для каждого учащегося подбирается друг по переписке, который в своих письмах освещает одну из сторон школьной жизни, которая наиболее значима для него. На следующем занятии каждый член клуба интернациональной дружбы или класса рассказывает о своем друге и его школьной жизни. Из всех пересказов

мы составляем общую картину школьного образования Германии. При этом каждый член группы вносит свой вклад и несет ответственность не только за свой результат, но и за результат своих одноклассников. Ведь без его рассказа картина будет неполной.

Когда ребята освоили лексику по теме и готовы к диалогу, необходимо ее

закрепление, проводя занятия в форме телемостов и видеоконференций с

учащимися зарубежной школы. Проведение такого урока позволяет развивать все виды речевой деятельности учащихся (говорение, чтение, письмо, аудирование) и включать ребят в ситуации реального общения. Иностранный язык выступает в этом случае средством межкультурной коммуникации и дает возможность сравнивать достижения национальной и общечеловеческой культуры.

Межкультурная компетентность – уровень сформированного межличностного опыта взаимодействия с различными людьми.

Условия для межкультурного диалога:

  • равное достоинство всех участников;

  • вовлечение в диалог на добровольной основе;

  • настрой (с обеих сторон), который характеризуется открытостью, любопытством, обязательностью и отсутствием желания «победить» в диалоге;

  • готовность воспринимать как культурные различия, так и сходства;

  • способность находить общий язык для понимания и уважения культурных отличий;

  • минимальный уровень знания об отличительных чертах своей и другой

культуры.


Делая вывод, можно сказать, что функциональная грамотность ученика - это цель и результат образования.

Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащегося, расширяет его кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира. Формирование функциональной грамотности - обязательное условие работы учителя. Работа должна быть хорошо продумана, спланирована, проводиться системно.

В итоге, ребёнок должен обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, иметь возможность решать различные (в том

числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.

Кроме того, функциональная грамотность играет роль в формировании будущей карьеры: работодатели ценят людей, умеющих работать с большим объёмом информации, чётко и логично выражать свои мысли и принимать нужные решения. 



7