СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирующего оценивания на уроках геогрфии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективные и интересные приёмы работы - универсальные.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирующего оценивания на уроках геогрфии.»

Марафон практик методической работы

Направление: личностные, предметные, метапредметные результаты: технологии формирования и оценки

Учитель географии

МАОУ «СОШ № 9»

Высшей квалификационной

категории

Уланова Т.Ю.

Использование приёмов формирующего оценивания на уроках географии

Введение

С введением обновленного Федерального государственного стандарта в образовательный процесс в учреждениях, возникла необходимость использования других подходов к оценке образовательных результатов.

Поэтому формирующее оценивание стало занимать важное место в этой системе. Используемые педагогом методы и приёмы должны позволять оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты ученика на различных этапах учебного процесса.

При этом оценка должна выступать средством мотивации обучающегося к достижению результата и способствовать его личностному развитию.

Формирующая система требует от педагога так построить процесс обучения, чтобы постоянно была возможность получить обратную связь от учеников, чтобы понять, как они воспринимают материал, и благодаря этому скорректировать программу, дифференцировать обучение, а это требует временных затрат. Связано это с тем, что в основе формирующего оценивания лежит оценивание критериальное.

Именно формулирование критериев часто вызывает трудности у педагога, на это уходит немало времени, поэтому не надо изобретать велосипед. Можно использовать готовые приёмы и адаптировать их в условиях конкретных классов и образовательного учреждения.

Итак, такой вид оценивания оказывается самым эффективным способом для повышения достижений обучающихся, сокращения разрыва между

успевающими и теми, кто испытывает затруднения в обучении.

Для формирования эффективной системы оценки учителю необходимо

чётко понимать:

  1. Что он оценивает?

  • процесс понимания,

  • процесс размышления,

  • результат выполнения тестов, контрольных заданий и других работ.

  1. С какой целью?

Определить трудности, которые возникли у обучающихся в ходе:

  • объяснения нового материала,

  • освоения темы,

  • выполнения тематического задания.

  1. Когда проводит оценивание?

  • в течение всего урока, по мере объяснения нового материала,

  • по итогам прохождения темы,

  • в любое время, когда необходимо оценить процесс достижения результата,

  • после получения результатов выполнения итоговых тестов и заданий.

Поэтому выбор приёмов будет зависеть от ожидаемых результатов, соответствующих учебным целям.

Итак, формирующее оценивание — это набор практик, техник и активностей, которые помогают развивать у учеников полезные навыки, такие как рефлексия, умение работать с различными источниками информации, самооценки, целеполагания, саморегуляции и проектирования своей деятельности, поэтому приёмы формирующего оценивания можно и нужно использовать на любом этапе урока.

Основная часть

Для успешного понимания нового материала необходимо мотивировать обучающихся.

Мотивация – это то, что нами движет. Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Работая учителем географии, с этой целью, я использую приёмы, направленные на установление причинно-следственных связей.

П риём «Где логика»










В коробочку помещаю предметы - мандарин, карту, мини-глобус. Достаю их по очереди. Задаю вопрос: «Как можно связать всё это между собой?» Ученики проговаривают варианты. Они не только выходят на тему, но и выстраивают логическую связь между изображениями земной поверхности.

Можно использовать более простой вариант. Когда на слайде появляются 3-4 картинки, между ними также необходимо установить причинно-следственную связь.

Например, при изучении материка Африка устанавливаем связь между алмазами, песком, высокой температурой и пустыней.











Ещё один приём мотивационного этапа «Найди отличия».

Когда сопоставляются две карты, на которых есть небольшие отличия.










Например, физические карты с четырьмя и пятью океанами. Здесь мы выходим на тему: «Жизнь в океане» через Южный океан, который есть на одной из карт.

Обязательно рефлексируем, удалось или нет установить связь, соответствие или несоответствие, самостоятельно или с помощью учителя, что получилось, в чём испытывали затруднения.

Понятно, что данные приёмы это только элементы формирующего оценивания, но они позволяют мотивировать обучающихся и вовлечь их в осмысление процесса обучения.

Приёмы формирующего оценивания, используемые на этапе рефлексии, позволяют критически оценивать свою деятельность.

Постепенно учащиеся приобретают опыт оценки и самооценки, самостоятельного определения критериев. 

Этот процесс увлекает. Ученики стремятся к проверке собственных знаний и оценке результатов своих одноклассников, к установлению того, чего они достигли и что им ещё предстоит изучить.

На данном этапе урока стараюсь использовать приёмы в контексте темы урока.

Например:

  • «Радуга» при изучении тем в разделе «Атмосфера».














  • «Градусник» - «Типы климата материков».











  • «Гора» - «Рельеф России».









  • «Острова» - «Материки».










Такие приёмы универсальны, могут использоваться на любом предмете. Они формируют у обучающихся способность к рефлексивному

контролю своей деятельности как к источнику мотивации и умения учиться.

Если ученик понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты, может ли он адекватно оценивать свою и чужую деятельность, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

На этапах усвоения новых знаний, проверке понимания, первичного закрепления можно применять приёмы не требующие длительного погружения, такие как «Мини-обзор», «Рефлексивная таблица», «Опросник», «Лови ошибку», а также приёмы, которые требуют детального анализа текста, выражения своей точки зрения, аргументирования: «Концептуальная таблица», «Карта понятий», «Мудрые совы».

Я хотела бы более подробно остановиться на последнем. Данный приём универсальный, его можно использовать на любом предмете и в любом классе.

Приём «Мудрые совы»

Организуется работа по содержанию текста учебника, изученного материала или рассказа учителя.

Выполняются задания согласно алгоритма.

Алгоритм

  1. Найдите в тексте основные новые понятия и запишите их в алфавитном порядке.

  2. Чего не ждали?

Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной или противоречит вашим ожиданиям.

  1. Главная жизненная мудрость.

Задание: постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Вариант: выберите в тексте ключевую фразу.

  1. Известное и неизвестное.

Разделить информацию на две части: известное и неизвестное.

  1. Иллюстративное изображение.

Рисуем схемы. Вариант: проиллюстрировать основную мысль текста рисунком, схемой.

  1. Поучительный вывод.

Задание: можно ли сделать из текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни и деятельности.

Далее идёт проверка.

После обсуждения работы пар или групп обучающиеся оценивают свою работу по критериям.

Оценочный лист обучающегося

Критерий

Умею


Умею, но

делаю неуверенно


Не умею


1.Нахожу ключевые

слова, фразы

в тексте.




2.Умею выделять

главное в тексте.





3.Определяю

тему

текста.





4.Выделяю

известное

и неизвестное.




5.Делаю выводы по тексту.





После заполнения оценочных листов проводим промежуточную рефлексию деятельности.

Заключение

Приёмы формирующего оценивания, которые я применяю на своих уроках позволяют мне обеспечивать обратную связь с моими учениками, им предоставляется возможность прямо на уроке получить комментарий, замечание или похвалу.

Учащиеся в активной деятельности принимают участие в организации процесса своего обучения.

У меня появляется возможность менять техники и технологии в зависимости от изменения результатов обучающихся.

Ко мне пришло понимание, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку моих учеников.

Таким образом, формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах.

При этом даже неуспешные результаты работы воспринимаются лишь как рекомендации для улучшения будущих личных результатов.

Главное достоинство данной системы оценки заключается в том, что оценивается не воспроизведения знаний, а разные направления деятельности учащихся, то есть то, что им нужно для будущей жизни и в ходе решения различных практических задач в урочной и внеурочной деятельности.

Интернет-источники

  • https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1710413517&tld=ru&lang=ru&name=

  • https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1710341180&tld=ru&lang=ru&name=%

  • https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1710343456&tld=ru&lang=ru&name

  • https://multiurok.ru/index.php/files/formiruiushchee-otsenivanie-kak-osnova-sovremennog.html

  • https://smolmetod2017.admin-smolensk.ru/files/473/sbornik-statej-_-formiruy.pdf

  • https://www.1urok.ru/categories/5/articles/62785

  • https://www.pedm.ru/categories/4/articles/1958