Марафон практик методической работы
Направление: личностные, предметные, метапредметные результаты: технологии формирования и оценки
Учитель географии
МАОУ «СОШ № 9»
Высшей квалификационной
категории
Уланова Т.Ю.
Использование приёмов формирующего оценивания на уроках географии
Введение
С введением обновленного Федерального государственного стандарта в образовательный процесс в учреждениях, возникла необходимость использования других подходов к оценке образовательных результатов.
Поэтому формирующее оценивание стало занимать важное место в этой системе. Используемые педагогом методы и приёмы должны позволять оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты ученика на различных этапах учебного процесса.
При этом оценка должна выступать средством мотивации обучающегося к достижению результата и способствовать его личностному развитию.
Формирующая система требует от педагога так построить процесс обучения, чтобы постоянно была возможность получить обратную связь от учеников, чтобы понять, как они воспринимают материал, и благодаря этому скорректировать программу, дифференцировать обучение, а это требует временных затрат. Связано это с тем, что в основе формирующего оценивания лежит оценивание критериальное.
Именно формулирование критериев часто вызывает трудности у педагога, на это уходит немало времени, поэтому не надо изобретать велосипед. Можно использовать готовые приёмы и адаптировать их в условиях конкретных классов и образовательного учреждения.
Итак, такой вид оценивания оказывается самым эффективным способом для повышения достижений обучающихся, сокращения разрыва между
успевающими и теми, кто испытывает затруднения в обучении.
Для формирования эффективной системы оценки учителю необходимо
чётко понимать:
Что он оценивает?
процесс понимания,
процесс размышления,
результат выполнения тестов, контрольных заданий и других работ.
С какой целью?
Определить трудности, которые возникли у обучающихся в ходе:
объяснения нового материала,
освоения темы,
выполнения тематического задания.
Когда проводит оценивание?
в течение всего урока, по мере объяснения нового материала,
по итогам прохождения темы,
в любое время, когда необходимо оценить процесс достижения результата,
после получения результатов выполнения итоговых тестов и заданий.
Поэтому выбор приёмов будет зависеть от ожидаемых результатов, соответствующих учебным целям.
Итак, формирующее оценивание — это набор практик, техник и активностей, которые помогают развивать у учеников полезные навыки, такие как рефлексия, умение работать с различными источниками информации, самооценки, целеполагания, саморегуляции и проектирования своей деятельности, поэтому приёмы формирующего оценивания можно и нужно использовать на любом этапе урока.
Основная часть
Для успешного понимания нового материала необходимо мотивировать обучающихся.
Мотивация – это то, что нами движет. Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Работая учителем географии, с этой целью, я использую приёмы, направленные на установление причинно-следственных связей.
П
риём «Где логика»
В коробочку помещаю предметы - мандарин, карту, мини-глобус. Достаю их по очереди. Задаю вопрос: «Как можно связать всё это между собой?» Ученики проговаривают варианты. Они не только выходят на тему, но и выстраивают логическую связь между изображениями земной поверхности.
Можно использовать более простой вариант. Когда на слайде появляются 3-4 картинки, между ними также необходимо установить причинно-следственную связь.
Например, при изучении материка Африка устанавливаем связь между алмазами, песком, высокой температурой и пустыней.
Ещё один приём мотивационного этапа «Найди отличия».
Когда сопоставляются две карты, на которых есть небольшие отличия.
Например, физические карты с четырьмя и пятью океанами. Здесь мы выходим на тему: «Жизнь в океане» через Южный океан, который есть на одной из карт.
Обязательно рефлексируем, удалось или нет установить связь, соответствие или несоответствие, самостоятельно или с помощью учителя, что получилось, в чём испытывали затруднения.
Понятно, что данные приёмы это только элементы формирующего оценивания, но они позволяют мотивировать обучающихся и вовлечь их в осмысление процесса обучения.
Приёмы формирующего оценивания, используемые на этапе рефлексии, позволяют критически оценивать свою деятельность.
Постепенно учащиеся приобретают опыт оценки и самооценки, самостоятельного определения критериев.
Этот процесс увлекает. Ученики стремятся к проверке собственных знаний и оценке результатов своих одноклассников, к установлению того, чего они достигли и что им ещё предстоит изучить.
На данном этапе урока стараюсь использовать приёмы в контексте темы урока.
Например:
Такие приёмы универсальны, могут использоваться на любом предмете. Они формируют у обучающихся способность к рефлексивному
контролю своей деятельности как к источнику мотивации и умения учиться.
Если ученик понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты, может ли он адекватно оценивать свою и чужую деятельность, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
На этапах усвоения новых знаний, проверке понимания, первичного закрепления можно применять приёмы не требующие длительного погружения, такие как «Мини-обзор», «Рефлексивная таблица», «Опросник», «Лови ошибку», а также приёмы, которые требуют детального анализа текста, выражения своей точки зрения, аргументирования: «Концептуальная таблица», «Карта понятий», «Мудрые совы».
Я хотела бы более подробно остановиться на последнем. Данный приём универсальный, его можно использовать на любом предмете и в любом классе.
Приём «Мудрые совы»
Организуется работа по содержанию текста учебника, изученного материала или рассказа учителя.
Выполняются задания согласно алгоритма.
Алгоритм
Найдите в тексте основные новые понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Чего не ждали?
Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной или противоречит вашим ожиданиям.
Главная жизненная мудрость.
Задание: постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Вариант: выберите в тексте ключевую фразу.
Известное и неизвестное.
Разделить информацию на две части: известное и неизвестное.
Иллюстративное изображение.
Рисуем схемы. Вариант: проиллюстрировать основную мысль текста рисунком, схемой.
Поучительный вывод.
Задание: можно ли сделать из текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей жизни и деятельности.
Далее идёт проверка.
После обсуждения работы пар или групп обучающиеся оценивают свою работу по критериям.
Оценочный лист обучающегося
Критерий | Умею | Умею, но делаю неуверенно | Не умею |
1.Нахожу ключевые слова, фразы в тексте. | | | |
2.Умею выделять главное в тексте. | | | |
3.Определяю тему текста. | | | |
4.Выделяю известное и неизвестное. | | | |
5.Делаю выводы по тексту. | | | |
После заполнения оценочных листов проводим промежуточную рефлексию деятельности.
Заключение
Приёмы формирующего оценивания, которые я применяю на своих уроках позволяют мне обеспечивать обратную связь с моими учениками, им предоставляется возможность прямо на уроке получить комментарий, замечание или похвалу.
Учащиеся в активной деятельности принимают участие в организации процесса своего обучения.
У меня появляется возможность менять техники и технологии в зависимости от изменения результатов обучающихся.
Ко мне пришло понимание, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку моих учеников.
Таким образом, формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах.
При этом даже неуспешные результаты работы воспринимаются лишь как рекомендации для улучшения будущих личных результатов.
Главное достоинство данной системы оценки заключается в том, что оценивается не воспроизведения знаний, а разные направления деятельности учащихся, то есть то, что им нужно для будущей жизни и в ходе решения различных практических задач в урочной и внеурочной деятельности.
Интернет-источники
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1710413517&tld=ru&lang=ru&name=
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1710341180&tld=ru&lang=ru&name=%
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1710343456&tld=ru&lang=ru&name
https://multiurok.ru/index.php/files/formiruiushchee-otsenivanie-kak-osnova-sovremennog.html
https://smolmetod2017.admin-smolensk.ru/files/473/sbornik-statej-_-formiruy.pdf
https://www.1urok.ru/categories/5/articles/62785
https://www.pedm.ru/categories/4/articles/1958