Просмотр содержимого документа
«Приёмы и техники формирования смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
Приемы и техники формирования смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Кузнецова Марина Ивановна,
ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования
Института стратегии развития образования РАН, д.п.н.
Тексты разной знаковой культуры
- Вербальный текст. Вербальные технологии – основа организации читательской деятельности.
- Математический текст. Педагогические способы активизации логико-математического мышления в приобщении к чтению.
- Визуальный текст. Педагогический потенциал визуальной культуры в приобщении к чтению.
- Акустический текст. Аудиоресурсы как способ формирования читательского интереса подростков.
- Текст ощущений. Педагогические способы приобщения к чтению посредством активизации телесно-кинестетического восприятия.
- Текст исследования. Исследовательская культура как фактор приобщения к чтению.
- Текст общения. Коммуникативная культура как фактор приобщения к чтению.
- Текст самопознания. Личностный интерес и мотивы приобщения к чтению.
- Текст экзистенции. Педагогический потенциал экзистенциального подхода в приобщении к чтению.
Новые приемы и техники работы с информацией:
- обучение работе с инфографикой
- интеллект-карты
- использование разноформатных заданий
- работа с псевдотекстами
- конвергенция в работе над текстом
- работа над словом в контексте смыслового чтения
- множество других техник…
Инфографика
Инфогра́фика – это форма (графический способ, визуальный прием) подачи информации, данных и знаний с целью простого, быстрого, четкого и компактного отображения сложной информации. Это, другими словами, информация в картинках.
Тони Бьюзен – автор-создатель интеллект-карт (ментальных карт)
Конвергенция в работе над текстом
(сближение текстов разных стилей и создание собственного в итоге)
Работа с псевдотекстами
Один из новых видов работы с текстом – прием, предложенный Евгенией Станиславовной Антоновой, доктором педагогических наук, профессором Московского государственного областного университета , автором Рабочих тетрадей для развития речи и мышления школьников 5-6, 7-8, 9 классов и методических рекомендаций к этим тетрадям. Прием это получил название псевдотекста.
Псевдотекст – (от греч. pséudos — ложь), часть сложных слов, означающая: ложный, мнимый, кажущийся, иногда – поддельный), от др. греч. ψεύδω «обманывать, вводить в заблуждение») – текст, составленный из различных печатных источников, – это могут быть отрывки как из известных, так и неизвестных школьнику художественных, публицистических произведений, научно-популярных статей. Части псевдотекста объединены чаще всего общей темой.
Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка ...
К.Д. Ушинский