Способы, приёмы, упражнения на
развитие навыков чтения
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
- Чтение – сложный психофизиологический процесс. В процессе чтения принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет психолог Б. Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
- Чтение как один из видов письменной речи является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь.
- Умственно отсталый ребёнок в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и ребенок с нормой интеллекта. Однако такие дети овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме.
Навыки чтения
- Выделяется четыре качества навыка чтения:
правильность, беглость, сознательность, выразительность
Главная задача обучения чтению - выработка этих навыков у детей.
Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.
У детей с нарушением интеллекта овладение чтением протекает замедленно, характеризуется своеобразием и определёнными трудностями
- Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения : прочитывается одна - две строчки, просматривается картинка, затем устраивается кратковременный отдых.
- Картинки должны быть занимательного содержания (сказки, приключения ).
- Очень продуктивен метод жужжащего чтения . Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в школе В.А.Сухомлинского.
Упражнения для совершенствования способа чтения
Одним из эффективных приёмов работы являются ежедневные специальные упражнения(«речевая зарядка», или «разминка»), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении текста. Конкретными задачами такой «разминки» являются: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.
Материалом для таких упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений выбираются с учётом общего уровня навыка чтения детей, в частности, характера их ошибок.
Наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. На эти упражнения отводится 4- 5 минуты, в зависимости от объёма материала.
Тренировке чтения полезно уделять значительную часть урока. Во избежание быстрого утомления при однообразной работе задания изменяются. Дети читают по цепочке, абзацами, по эстафете, выборочно. В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыков чтения. Авторами разработок стала группа педагогов и психологов: Н.В. Нечаева, Т.А. Ладыженская и другие.
Упражнения по формированию навыка чтения: наблюдение за чтением своих товарищей;
«жужжащее чтение» (данный приём можно использовать в процессе «разминки»);
чтение «эхо»;
чтение «канон»;
чтение «Спринт»;
чтение со счётом слов;
чтение с простукиванием ритма;
чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки); смысловая догадка.
Виды работы над текстом на уроках:
- чтение цепочкой;
- чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;
- чтение по ролям;
- чтение, нахождение предложений, которые стали пословицами;
- нахождение предложения по данному началу или концу;
- чтение, нахождение отрывка, в котором содержится ответ на вопрос и др.
Условия для развития беглости чтения и правильности чтения:
а) Учащиеся должны чаще и больше читать. Важно следить, чтобы в чтении принимали участие все дети. Слабых вызывать чаще , но читать они должны недолго ;
б) Наблюдение учащихся за чтением своих товарищей;
в) Один и тот же текст должен перечитываться неоднократно во время урока. Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, нужно сопровождать его сменой заданий;
г) Специально организовать работу по сочетанию разных приёмов чтения на одном и том же тексте.
Осознанное чтение
- – это такое чтение, при котором происходит полное и адекватное понимание на уровне слова, словосочетания, предложения, законченной части и всего текста в целом. Иными словами, в процессе чтения художественного текста ученики должны усвоить фактическую, смысловую и идейную стороны произведения.
Однако у школьников с нарушением интеллекта обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях языковых единиц.
Особенности восприятия текста такими детьми заключается в следующем :
- в непонимании значений отдельных слов, даже в тех случаях, когда значение данного слова становится понятным из контекста, на основе установления логической связи этого слова с другими словами; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное;
- во фрагментарном понимании текста;
- в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе;
- в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текстами.
Чтобы выяснить, как учащиеся понимают содержание текста, предусмотрена определенная последовательность вопросов.
Вначале даны вопросы, направленные на понимание фактического содержания текста.
Затем можно перейти к вопросам для правильного установления и понимания смысловых связей внутри текста. Предполагается выборочное чтение, которое используется на всех этапах работы над текстом.
С целью формирования интереса к прочитанному произведению для развития воссоздающего воображения, активности и самостоятельности у детей с нарушением интеллекта, предлагаются задания для графического иллюстрирования текста.
Эти задания предполагают не только использование полученных знаний, они еще активизируют их творческие возможности.