СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы отбора метапредметного текста

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие тексты могут помочь получить конкретизированный  метапредметный результат:  Умение выделить в тексте характеристики сравнения двух объектов и отобразить  информацию в сравнительной таблице( •Умение отобрать метапредметный текст •Умение заполнить сравнительную таблицу •Умение сделать вывод)

Просмотр содержимого документа
«Приёмы отбора метапредметного текста»

МАОУ «Рябининская СОШ» Приёмы отбора метапредметного текста .

МАОУ «Рябининская СОШ»

Приёмы отбора метапредметного текста

.

Конкретизированный метапредметный результат :  1. Умение выделить в тексте характеристики сравнения двух объектов и отобразить информацию в сравнительной таблице   Тезаурус:  Сравнительная таблица - это вид таблицы, позволяющий сравнивать информацию о нескольких (в данном случае о двух) объектах.

Конкретизированный метапредметный результат : 1. Умение выделить в тексте характеристики сравнения двух объектов и отобразить информацию в сравнительной таблице

Тезаурус:

Сравнительная таблица - это вид таблицы, позволяющий сравнивать информацию о нескольких (в данном случае о двух) объектах.

Особенности:   создается в соответствии с заданием; содержит информацию о 2-х и более объектах/процессах/явлениях, подлежащих сравнению; в графах таблицы содержатся слова, обобщающие характеристики объекта/явления/процесса (например, «цвет», «объем», «размер», «место обитания», «функции», «взаимодействие», др.), в наименовании столбцов – указываются объекты/процессы/явления, подлежащие сравнению; содержание каждой ячейки таблицы должно быть адекватно наименованию графы, а также наименованию столбца, к которым относится данная ячейка; ячейки таблицы не должны содержать избыточной информации (повторений, уточнений, др.).

Особенности:

  • создается в соответствии с заданием;
  • содержит информацию о 2-х и более объектах/процессах/явлениях, подлежащих сравнению;
  • в графах таблицы содержатся слова, обобщающие характеристики объекта/явления/процесса (например, «цвет», «объем», «размер», «место обитания», «функции», «взаимодействие», др.), в наименовании столбцов – указываются объекты/процессы/явления, подлежащие сравнению;
  • содержание каждой ячейки таблицы должно быть адекватно наименованию графы, а также наименованию столбца, к которым относится данная ячейка;
  • ячейки таблицы не должны содержать избыточной информации (повторений, уточнений, др.).

Тезаурус:   объекты/процессы/явления - это то, что подлежит сравнению;  - параметры- это обобщающие характеристики объекта/явления/процесса.  Параметры отражают состав, строение и свойства (функции) объектов . (например, «цвет», «объем», «размер», «внешность», «характер», «место обитания, «взаимодействие», др.),

Тезаурус:

  • объекты/процессы/явления - это то, что подлежит сравнению;

- параметры- это обобщающие характеристики объекта/явления/процесса. Параметры отражают состав, строение и свойства (функции) объектов . (например, «цвет», «объем», «размер», «внешность», «характер», «место обитания, «взаимодействие», др.),

Сравнительная таблица параметры объекты/явления/процессы объекты/явления/процессы

Сравнительная таблица

параметры

объекты/явления/процессы

объекты/явления/процессы

Примеры сравнительной таблицы Параметры (Объект 1) внешность персонажа Петров (Объект 2 ) черты характера Иванов поступки персонажа отношение персонажа к другим героям цель в жизни (или взгляды на мир и человека) речь

Примеры сравнительной таблицы

Параметры

(Объект 1)

внешность персонажа

Петров

(Объект 2 )

черты характера

Иванов

поступки персонажа

отношение персонажа к другим героям

цель в жизни (или взгляды на мир и человека)

речь

Примеры сравнительной таблицы Параметры (линии) сравнения (Объект 1) цвет  (Объект 2) форма  структура взаимодействие размер Здесь могут быть совершенно другие параметры: все зависит от объектов

Примеры сравнительной таблицы

Параметры (линии) сравнения

(Объект 1)

цвет

(Объект 2)

форма

структура

взаимодействие

размер

Здесь могут быть совершенно другие параметры: все зависит от объектов

Примеры сравнительной таблицы Параметры (Явление 1) внешние характеристики  (Явление 2) причины возникновения   последствия

Примеры сравнительной таблицы

Параметры

(Явление 1)

внешние характеристики

(Явление 2)

причины возникновения

последствия

Примеры сравнительной таблицы Параметры (Процесс 1) внешние характеристики игра (Процесс 2) этапность  причины результат

Примеры сравнительной таблицы

Параметры

(Процесс 1)

внешние характеристики

игра

(Процесс 2)

этапность

причины

результат

Приёмы отбора метапредметного текста. Усложнение текста Избегать текстов из художественных произведений; Подбирать тексты научно- популярного стиля; Доступность; Информация сравнительного характера не должна быть на поверхности; Текст можно усложнить, добавив в него лишнюю информацию по данной теме; Текст можно усложнить, смешав два текста в один. Изменить порядок предложений, добавить лишнюю цифровую информацию; 1 уровень сложности (2 текста, представленные в одной форме, но во 2 тексте содержится лишняя информация) 2 уровень сложности (1 текст без изменений, а второй представлен в двух формах – текст+ картинки. Например, цвет, ягоды, её размер, форма, представлена не текстом, а картинкой.) Подбирать тексты с определенной целью. Что хотим в тексте видеть: объекты, явления, параметры.

Приёмы отбора метапредметного текста. Усложнение текста

  • Избегать текстов из художественных произведений;
  • Подбирать тексты научно- популярного стиля;
  • Доступность;
  • Информация сравнительного характера не должна быть на поверхности;
  • Текст можно усложнить, добавив в него лишнюю информацию по данной теме;
  • Текст можно усложнить, смешав два текста в один. Изменить порядок предложений, добавить лишнюю цифровую информацию;
  • 1 уровень сложности (2 текста, представленные в одной форме, но во 2 тексте содержится лишняя информация)
  • 2 уровень сложности (1 текст без изменений, а второй представлен в двух формах – текст+ картинки. Например, цвет, ягоды, её размер, форма, представлена не текстом, а картинкой.)
  • Подбирать тексты с определенной целью. Что хотим в тексте видеть: объекты, явления, параметры.
Примеры текстов Планеты Солнечной системы  Меркурий - самая маленькая планета Солнечной системы имеет радиус всего 2440 км. Период обращения вокруг Солнца, для простоты понимания приравненный к земному году, составляет 88 дней, при этом оборот вокруг собственной оси Меркурий успевает совершить всего полтора раза. Таким образом, его сутки длятся приблизительно 59 земных дней. Близость к Солнцу стала причиной того, что Меркурий подвержен самым большим перепадам температуры среди планет нашей системы. Средняя дневная температура составляет около 350 градусов по Цельсию, а ночная -170 °C. Существует теория, что он был ранее спутником Венеры, но пока это остается недоказанным. Собственные спутники у него отсутствуют.

Примеры текстов

Планеты Солнечной системы

Меркурий - самая маленькая планета Солнечной системы имеет радиус всего 2440 км. Период обращения вокруг Солнца, для простоты понимания приравненный к земному году, составляет 88 дней, при этом оборот вокруг собственной оси Меркурий успевает совершить всего полтора раза. Таким образом, его сутки длятся приблизительно 59 земных дней. Близость к Солнцу стала причиной того, что Меркурий подвержен самым большим перепадам температуры среди планет нашей системы. Средняя дневная температура составляет около 350 градусов по Цельсию, а ночная -170 °C. Существует теория, что он был ранее спутником Венеры, но пока это остается недоказанным. Собственные спутники у него отсутствуют.

Венера – это вторая от Солнца планета, атмосфера которой почти полностью состоит из углекислого газа. Её часто называют Утренней звездой и Вечерней звездой, потому что она первой из звёзд становится видна после заката, так же как и перед рассветом продолжает быть видимой и тогда, когда все остальные звёзды скрылись из поля зрения. Атмосфера создает эффект парника, температура на поверхности из-за этого даже выше, чем у Меркурия и достигает 475 °C. Считается самой неторопливой, венерианские сутки длятся 243 земных дня, что почти равно году на Венере – 255 земных дней. Многие называют её сестрой Земли из-за массы и радиуса, значения которых очень близки к земным показателям. Радиус Венеры составляет 6052 км (0,85% земного). Спутников, как и у Меркурия, нет.

Венера – это вторая от Солнца планета, атмосфера которой почти полностью состоит из углекислого газа. Её часто называют Утренней звездой и Вечерней звездой, потому что она первой из звёзд становится видна после заката, так же как и перед рассветом продолжает быть видимой и тогда, когда все остальные звёзды скрылись из поля зрения. Атмосфера создает эффект парника, температура на поверхности из-за этого даже выше, чем у Меркурия и достигает 475 °C. Считается самой неторопливой, венерианские сутки длятся 243 земных дня, что почти равно году на Венере – 255 земных дней. Многие называют её сестрой Земли из-за массы и радиуса, значения которых очень близки к земным показателям. Радиус Венеры составляет 6052 км (0,85% земного). Спутников, как и у Меркурия, нет.

Сравнительная характеристика двух объектов Параметры (линии) сравнения Объект 1  радиус Меркурий Объект 2 продолжительность года Венера продолжительность суток температура на поверхности количество спутников

Сравнительная характеристика двух объектов

Параметры (линии) сравнения

Объект 1

радиус

Меркурий

Объект 2

продолжительность года

Венера

продолжительность суток

температура на поверхности

количество спутников

Примеры текстов 2 текста о березах 2 текста о морошке и клюкве 2 текста + картинка

Примеры текстов

2 текста о березах

2 текста о морошке и клюкве

2 текста + картинка

Умения Умение отобрать метапредметный текст Умение заполнить сравнительную таблицу Умение сделать вывод

Умения

  • Умение отобрать метапредметный текст
  • Умение заполнить сравнительную таблицу
  • Умение сделать вывод
Ключи

Ключи

Умение делать выводы об общих и особенных признаках 2-х объектов на основании данных сравнительной таблицы  Тезаурус:   Вывод – это суждение, которое фиксирует общее и особенное у объектов.

Умение делать выводы об общих и особенных признаках 2-х объектов на основании данных сравнительной таблицы

Тезаурус:

Вывод это суждение, которое фиксирует общее и особенное у объектов.

Критерии оценивания вывода , сделанного на основании данных сравнительной таблицы   Критерии Параметры 1.Общие признаки Баллы Указаны все общие признаки 5 Указаны больше половины общих признаков 3 Указаны меньше половины общих признаков 2.Особенные признаки 1 Общие признаки не указаны Указаны все особенные признаки 0 5 Указаны больше половины особенных признаков 3 Указаны меньше половины особенных признаков 1 Особенные признаки не указаны Качество письменной речи 0 Речевые и/или грамматические ошибки отсутствуют 2 Высказывание содержит 1-2 негрубые речевые и/или грамматические ошибки 1 Высказывание содержит более 2 негрубых речевых и/или грамматических ошибок 0

Критерии оценивания вывода , сделанного на основании данных сравнительной таблицы

Критерии

Параметры

1.Общие признаки

Баллы

Указаны все общие признаки

5

Указаны больше половины общих признаков

3

Указаны меньше половины общих признаков

2.Особенные признаки

1

Общие признаки не указаны

Указаны все особенные признаки

0

5

Указаны больше половины особенных признаков

3

Указаны меньше половины особенных признаков

1

Особенные признаки не указаны

  • Качество письменной речи

0

Речевые и/или грамматические ошибки отсутствуют

2

Высказывание содержит 1-2 негрубые речевые и/или грамматические ошибки

1

Высказывание содержит более 2 негрубых речевых и/или грамматических ошибок

0