Технология продуктивного чтения направлена на формирование умения извлекать информацию из текста и включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.
Задачи:
1. Формирование техники чтения, приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.
Технология продуктивного чтения отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует работу детей так, что они сами находят решение ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.
Рассмотрим этапы работы с художественным текстом.
Этап 1. Работа с текстом до чтения.
Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается постановкой целей урока.
Этап 2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью беседы, письменных ответов на вопросы и т. д.
2. Перечитывание текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Комментирование текста.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
Этап 3. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного. Формулирование основной идеи текста.
2. Знакомство с писателем. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению.
4. Творческие задания для учащихся.
В технологии продуктивного чтения существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на наиболее эффективных.
1."Диалог" с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.
Важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. Эти вопросы требуют остановки, обдумывания ответов-предположений и проверки их точности в ходе дальнейшего чтения. Например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Задача учителя – научить детей самостоятельно задавать вопросы автору по ходу чтения.
2.Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.
Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы обеспечить "погружение" в текст.
Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно. Существуют следующие приемы прерывания чтения обучающихся:
рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;
"включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..";
формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".
Комментарии учителя должны быть краткими, динамичными и не должны превращаться в беседу. Не нужно требовать от детей развернутых ответов.
Методические приемы организации продуктивного чтения
Отсроченная отгадка
В начале урока я задаю загадку, (сообщаю удивительный факт), разгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.
Кубик Блума
Автор нескольких приёмов педагогической техники американский педагог Бенджамин Блум. Один из них «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема:
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
ЧИТАЮЩИЙ РЕСТОРАН ( хорошо использовать при подготовке к ОГЭ при написании сочинения-рассуждения, работа с текстами по определённой теме, например, что такое дружба, сила духа и т.д.)
Эффективный прием смыслового чтения в рамках формирования читательской грамотности младших школьников
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи:
1) научить осознанно, правильно, выразительно читать;
2) извлекать из текстов интересную и полезную
4) работать с разными источниками информации;
5) высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
6) развивать потребность в чтении посредством использования интересного приема;
7) развивать читательскую компетентность учащихся эффективным приемом «Читающий ресторан» на уроках литературного чтения, окружающего мира и во внеклассной деятельности.
Официанты выразительно читают выбранный гостями текст, отвечают на вопросы гостей, возвращаясь к тексту. Гости слушают текст, а после задают вопросы официанту. Примечание: официанты и гости до игры с текстами не знакомы! Официанты меняются от игры к игре или в течение игры.
Приветствие. Краткий комментарий.
Здравствуйте, уважаемые гости! Вашему вниманию будет представлен прием работы с текстом - «Читающий ресторан».
Назначаются официанты, гости - за столиками. В меню ресторана предлагаются тексты (как правило, на одну тему).
Задача официантов четко выразительно прочитать выбранные гостями тексты. Гости слушают текст, а после задают вопросы официанту. Официант отвечает на вопросы, возвращаясь к тексту. От каждого гостя по одному вопросу (можно больше).
Важный момент – и официанты, и гости до игры с текстами не знакомы. Официанты меняются от игры к игре.
Определение темы.
Начнем! Тему сегодняшнего «Читающего ресторана» назовете сами, отгадав загадку……
Итак, сегодня тема нашего «Читающего ресторана»………………...
Назовите синоним к слову ……….
В меню нашего ресторана тексты о четырех ...
. Как называется группа из четырех исполнителей? (квартет).
Знакомство с официантами. Теперь познакомимся с нашими официантами: ……
Официанты, не забываем о четкости, выразительности чтения. Гости стараемся слушать предельно внимательно.
Чтение текстов в группах.
За работу! (официанты читают тексты, отвечают на вопросы)
Физминутка …..
Подводя итоги совместной работы, прошу гостей нашего ресторана выбрать понравившееся блюдо-текст и поработать с ним, отметив моменты, которые запомнили. Работаем дружно, быстро. Один из гостей выступит с результатом. Официанты и другие гости слушают, дополняют, исправляют, если нужно.
Хочу послушать официантов. Пожалуйста, оцените работу гостей. Может быть, вам хочется кого-то выделить за внимательность, за самые умные вопросы.
Теперь передаю слово гостям нашего ресторана, оцените работу ваших официантов.
Молодцы официанты, молодцы гости! Я, как шеф-повар нашего читающего ресторана предлагаю в качестве десерта – мультфильм (видео)……
Ребята, какая тема прослеживается в этом коротком мультфильме? (Забота, дружба)
Закончить наше занятие хочется следующими словами, давайте все вместе, дружно их прочитаем. Высказывание …..
Спасибо за работу!
.