СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы педагога группы раннего возраста по формированию самосознания у детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самосознание является «ядром личности». От того, насколько развито самосознание, во многом зависит его дальнейшее психическое развитие, возможность его личностного самоопределения, самореализации в мире.   

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы педагога группы раннего возраста по формированию самосознания у детей.»

Приёмы работы педагога группы раннего возраста по формированию самосознания у детей Подготовила педагог МДОУ «Д/с №174 п.о.» г.Магнитогорск БакановаО.С.

Приёмы работы педагога группы раннего возраста по формированию самосознания у детей

Подготовила педагог

МДОУ «Д/с №174 п.о.»

г.Магнитогорск

БакановаО.С.

Понятие Самосознание – осознание и отношение к себе как физическому, духовному и общественному существу. Самосознание – относительно устойчивая, более или менее осознанная система знаний о самом себе. Самосознание является «ядром личности». От того, насколько развито самосознание, во многом зависит его дальнейшее психическое развитие, возможность его личностного самоопределения, самореализации в мире.

Понятие

  • Самосознание – осознание и отношение к себе как физическому, духовному и общественному существу.
  • Самосознание – относительно устойчивая, более или менее осознанная система знаний о самом себе.
  • Самосознание является «ядром личности». От того, насколько развито самосознание, во многом зависит его дальнейшее психическое развитие, возможность его личностного самоопределения, самореализации в мире.
Возникновение и развитие Протекает у каждого ребенка индивидуально. Первые признаки возникновения: начинает выделять себя, свое тело из окружающего пространства к концу первого года жизни. Дальнейшее развитие – осознание своих желаний, мотивов своих действий.  Далее идёт отделение себя от своих действий. На третьем году жизни ребёнок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было закреплено. Возникает в результате выполнения ребёнком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы .

Возникновение и развитие

Протекает у каждого ребенка индивидуально.

Первые признаки возникновения: начинает выделять себя, свое тело из окружающего пространства к концу первого года жизни.

Дальнейшее развитие – осознание своих желаний, мотивов своих действий.

Далее идёт отделение себя от своих действий.

На третьем году жизни ребёнок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было закреплено.

Возникает в результате выполнения ребёнком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы .

Действуя с предметами, ребёнок сравнивает свои действия с действиями взрослых. Находит в них сходство, различие, чаще действует без помощи взрослого. Самостоятельное действие часто отличное от желания взрослого.
  • Действуя с предметами, ребёнок сравнивает свои действия с действиями взрослых. Находит в них сходство, различие, чаще действует без помощи взрослого. Самостоятельное действие часто отличное от желания взрослого.
У детей раннего возраста развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. В конце раннего начале дошкольного периода решающее значение в развитии самооценки на первых этапах становления личности имеет общение ребёнка со взрослым. Оценка ребенком самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий.

У детей раннего возраста развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

В конце раннего начале дошкольного периода решающее значение в развитии самооценки на первых этапах становления личности имеет общение ребёнка со взрослым.

Оценка ребенком самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий.

В самосознание ребенка раннего возраста входят следующие компоненты: - имя человека, - образ своего тела, - зрительный образ своего отражения в зеркале, - половая роль, - притязание на признание.
  • В самосознание ребенка раннего возраста входят следующие компоненты:
  • - имя человека,
  • - образ своего тела,
  • - зрительный образ своего отражения в зеркале,
  • - половая роль,
  • - притязание на признание.
В задачах воспитателя, направленных на формирование самосознания у детей раннего возраста, предполагается подбор методов и форм работы с детьми раннего возраста.  В качестве основной формы организации детской деятельности, направленной на формирование самосозниние детей раннего возраста применяется игра. Установлено, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности и ключевым методом воспитания. Суть игр составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих детей. Игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит знакомство ребенка с окружающим миром, обучение детей взаимоотношениям друг с другом, научение ребенка самосознанию.
  • В задачах воспитателя, направленных на формирование самосознания у детей раннего возраста, предполагается подбор методов и форм работы с детьми раннего возраста.
  • В качестве основной формы организации детской деятельности, направленной на формирование самосозниние детей раннего возраста применяется игра.
  • Установлено, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности и ключевым методом воспитания. Суть игр составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих детей. Игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит знакомство ребенка с окружающим миром, обучение детей взаимоотношениям друг с другом, научение ребенка самосознанию.
Прием – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода . В процессе формирования самооценки необходимо учитывать приемы воспитания, так как в дошкольном возрасте они играют ведущую роль, как воспитания, так и формирования личности, а полноценная личность не может быть сформирована без адекватной оценки.
  • Прием – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода .
  • В процессе формирования самооценки необходимо учитывать приемы воспитания, так как в дошкольном возрасте они играют ведущую роль, как воспитания, так и формирования личности, а полноценная личность не может быть сформирована без адекватной оценки.

1. Имя человека

  • В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении. Поэтому это самое первое знание в структуре самосознания. С помощью имени ребенок выделяет себя как персону, оно отличает ребенка от других. Уже в 6 мес. младенец отзывается на свое имя,  реагирует на свое и чужое имя по-разному. А затем ребенок уже не представляет себя вне имени, испытывает особый интерес к людям, которые носят такое же имя.
  • Любое обращение к ребенку (или поощрение, или порицание) должно начинаться с имени ребенка. Обращение к ребенку по имени придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему. Небрежное отношение к имени ребенка (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия к взрослому. Примерно в полтора-два с половиной года ребенок называет себя своим собственным именем - так, как к ней обращаются окружающие, а в конце третьего года появляются личные местоимения, прежде всего "я" и "ты".
2. Образ своего тела Образ своего тела развивается у ребенка в связи с физическим овладением своим телом, а также с развитием общих познавательных интересов. Внимание ребенка обращается на то, что все люди имеют руки, ноги, глаза, рот . т.д. Взрослый называет части тела ребенка  и элементарно знакомит его со строением человека. Ребенок запоминает названия частей тела и по просьбе взрослого их показывает.

2. Образ своего тела

  • Образ своего тела развивается у ребенка в связи с физическим овладением своим телом, а также с развитием общих познавательных интересов. Внимание ребенка обращается на то, что все люди имеют руки, ноги, глаза, рот . т.д. Взрослый называет части тела ребенка  и элементарно знакомит его со строением человека. Ребенок запоминает названия частей тела и по просьбе взрослого их показывает.
3. Зрительный образ своего отражения в зеркале Взрослые рано показывают малышу его отражение в зеркале. Если годовалый малыш путает реальные вещи и отражение, то примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. В начале 2 г. дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговицы, карманы на своей одежде, с интересом наблюдают за изменениями отражения. На вопрос «Кто в зеркале?» еще не может ответить «Я», а отвечает «Катя», «Ваня». И лишь в 2 года 10 месяцев начинает давать отражению свое имя. Постепенно ребенок убеждается, что он сам там и есть. Разнообразными становятся игры перед зеркалом: дети подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом, смеясь, с удовольствием меняют свой внешний вид: одевают платок, причесываются и др.. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе в настоящем – здесь, сейчас, в данный момент.

3. Зрительный образ своего отражения в зеркале

  • Взрослые рано показывают малышу его отражение в зеркале. Если годовалый малыш путает реальные вещи и отражение, то примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. В начале 2 г. дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговицы, карманы на своей одежде, с интересом наблюдают за изменениями отражения. На вопрос «Кто в зеркале?» еще не может ответить «Я», а отвечает «Катя», «Ваня». И лишь в 2 года 10 месяцев начинает давать отражению свое имя. Постепенно ребенок убеждается, что он сам там и есть. Разнообразными становятся игры перед зеркалом: дети подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом, смеясь, с удовольствием меняют свой внешний вид: одевают платок, причесываются и др.. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе в настоящем – здесь, сейчас, в данный момент.

4. Половая роль

  • Становление половой идентичности осуществляется в раннем детстве. К 1,5 – 2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем в соответствии с знанием о своем поле, он соотносит себя с родителей своего пола, имитирует его поведение и обучается ему. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие. Отождествление себя с другими представителями своего пола, развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учиться осознавать себя как будущую мужчину или женщину. «Я - мальчик» или «Я - девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. Чувства собственной половой принадлежности в норме уже становятся устойчивыми у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте. В 3 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать для себя игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.
  •         Если же до 5-6 лет воспитывать ребенка как представителя противоположного пола, то результаты такого воспитания могут стать необратимыми и приведут к серьезным нарушениям в развитии ребенка. Возраст до 3-4 лет оказывается наиболее чувствительным в формировании половой принадлежности.
  •           При уяснении ребенком принадлежности к конкретному полу в первые 2-3 года жизни крайне важно наличие отца. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

5. Притязание на признание

  • После того, как  ребенок осознает свое "я",  появляется первичная самооценка - "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена (что в норме правильно).
  • После  возникновения эмоционального отношения к самому себе как хорошему, у ребенка возникает стремление соответствовать требованиям взрослых, быть признанным. Пока ребенок мал, он открыто призывает взрослых «Смотри, как я ем! Смотри, как я делаю!» При этом он ожидает восхищения. Взрослый не должен обмануть ожидания малыша «Ты молодец! ты хорошо делаешь!» Соответственно взрослый предъявляет к ребенку определенные требования и, чтобы быть признанным, ребенок стремится выполнить эти требования. Ему важно, чтобы его любили, были к нему добры, не пренебрегали им. Похвала взрослых вызывает у детей чувство гордости, дети пытаются заслужить положительную оценку.  Несколько позднее, если действия ребенка не оправдывают ожиданий взрослого, то ребенок начинает испытывать чувство стыда при неодобряемых взрослым поступках. Если у родителей и ребенка положительные взаимоотношения, то ребенок легко вступает в контакт с другими детьми и взрослыми. Если взрослый отчужденно относится к ребенку, то он замыкается в себе,  становится неуверенным, или агрессивным.
Словесные  методы Игровые методы Наглядные методы Приемы: Приемы: создание игровой ситуации: Приемы: -использование худ-го слова -показ картинок, иллюстраций, личный пример. -объяснение ситуаций -сюрпризность -пояснение -эмоциональность -повториение -внезапность -интригующие ситуации

Словесные методы

Игровые методы

Наглядные методы

Приемы:

Приемы:

создание игровой ситуации:

Приемы:

-использование худ-го слова

-показ картинок, иллюстраций, личный пример.

-объяснение ситуаций

-сюрпризность

-пояснение

-эмоциональность

-повториение

-внезапность

-интригующие ситуации