ПРИЁМЫ Работы
педагога-психолога
и учителя-логопеда
с дошкольниками с ОВЗ
Пирамида Вильямса и Шеленбергера — это иллюстрация развития любого ребенка. Все обучение ребенка, его интеллект, поведение, речь зависят от нижних этажей пирамиды, и особенно от фундамента, нервной системы
Очевидные выводы
Психомоторное развитие - базальный уровень для сложных форм психического развития, основа обучения
Дошкольные годы – превалирует развитие крупной
моторики (движения большой амплитуды) мелкая – в стадии созревания
Энергия мозга конечна. Развитие мозга генетически обусловлено. Важно – своевременность и
адекватность средовых факторов!
В детском возрасте моторное и психическое развитие неразделимы
Крупная моторика: этапы развития 1 – 6 лет (Мастюкова Е. М., 1997)
- – 2 года: ходит и наклоняется вперед и поднимает предмет с пола; бросает мяч; относит предмет на короткое расстояние; ходит задом; короткое время стоит на одной ноге; с поддержкой ходит вниз по лестнице и поднимается; крутит педали трехколесного велосипеда
- – 3 года: учится бегать, ходить на носочках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках. Прыгает на двух ногах. Бросая мяч вверх, может его поймать. Отбивает мяч.
- – 4 года: бросает мяч через голову. Спускается вниз по лестнице. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге около 10 минут. Сохраняет равновесие при качании на качелях.
- – 5 лет: прыгает на одной ноге, ходит по бревну, по доске. Прыгает попеременно на одной и на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице
- – 6 лет: хорошо прыгает, бегает, бегает на носках. Ходит на пятках.
Катается на 2- х колесном велосипеде. Учится кататься на коньках.
Навыки крупной моторики совершенствуются до 15 лет
Если общую моторику не развиваем, то…
Неразвитие общее физическое (дыхание, сердечно- сосудистая система, обмен веществ), «вторичное» нежелание активности
Неотработанное межполушарное взаимодействие Недоразвитие пространственных представлений (схема
тела, бытовые навыки, игра, зрительно- слухо-моторные координации - рисунок, графема (письмо и чтение), счет, словоизменение и словообразование, грамматика, мышление
Недоразвитие речи как ВПФ
Непонимание своего тела – трудности овладения своим поведением, сниженная самооценка
«Телесное» и «психическое» единство!
Двигательное и интеллектуальное развитие
«В онтогенезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления. Вот почему коррекционная работа должна быть направлена «снизу вверх», от движения к
мышлению, а не наоборот…»
Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова, 2001
Работа с мешочками
Действия с мешочками
Перемещение Подбрасывание
Перекладывание (перебрасывание)
Индивидуально
В парах
В группе
Работа с мячом
Мяч
Стимуляция совместной работы всех анализаторов
Воспринимается ребенком как нечто живое (реагирует на любое воздействие)
У современных детей нет дворового детства –
они очень неловко владеют мячом
Что должны уметь дошкольники
- года – катать мячи между сверстниками или со взрослым на расстояние 2 м, прокатывать мячи между предметами, бросать и ловить мяч одновременно при обязательном зрительном контроле
- года – бросать и ловить мяч двумя руками снизу, от груди, из- за головы с расстояния 1,5 – 2 м, попадать мячом d 6 – 8 см с расстояния 1,5 – 2 м в корзину на полу
- лет – метать мяч в цель одной рукой,
отбивать мяч от пола (10 раз), бросать мяч вверх и после его удара об пол ловить его руками (10 раз)
- лет – свободно отбивать мяч от пола на месте и с продвижением, перебрасывать мяч друг другу и уметь ловить его сидя, стоя и различными способами; метать мяч в вертикальную и горизонтальную цели с расстояния 3 м
Билатеральная координация
Способность человека скоординировать левую и правую части тела во время движения.
Если этот навык не развит, ребёнку будет трудно завязывать шнурки, играть в футбол, будут трудности на письме, чтении. Помимо чтения ребёнку будет трудно понимать сюжет, так же билатеральная координация влияет на внимание.
Особенности речи
современного ребенка
- Рассказы бедны по содержанию и композиционному построению.
- Рассказы однотипные, т.к. отсутствуют сравнения, эпитеты.
- Фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция.
- Дети не умеют начать и закончить рассказ, нарушается структура.
- Дети нуждаются в стимульном материале, в помощи взрослого.
- Но большинство детей совсем не принимают помощь и дают односложные ответы на вопросы педагога.
ПРИЧИНЫ
- органические поражения
- ограниченность общения в семье
- преобладание ТВ и компьютера в жизни ребенка
- гиподинамия
- социальные факторы
Книги творчества - эффективный прием развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Ребёнок рисует на заданную тему, затем используя собственный рисунок составляет рассказ. Рассказ записывается педагогом и помещается рядом(сбоку, под, над) рисунком. Составляется книга таких рисунков-пособий, которая помогает в дальнейшей работе специалистов.
СПАСИБО!