СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы педагога-психолога и учителя-логопеда с дошкольниками с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации показаны приёмы работы психолога и логопеда с детьми логопедической группы. Рассказано об использовании нейропсихологических упражнений.в коррекционной работе.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы педагога-психолога и учителя-логопеда с дошкольниками с ОВЗ»

ПРИЁМЫ Работы  педагога-психолога  и учителя-логопеда  с дошкольниками с ОВЗ

ПРИЁМЫ Работы

педагога-психолога

и учителя-логопеда

с дошкольниками с ОВЗ

Пирамида  Вильямса  и  Шеленбергера  —  это  иллюстрация развития  любого  ребенка.  Все  обучение  ребенка,  его  интеллект, поведение,  речь  зависят  от  нижних  этажей  пирамиды, и особенно  от  фундамента,  нервной  системы

Пирамида Вильямса и Шеленбергера это иллюстрация развития любого ребенка. Все обучение ребенка, его интеллект, поведение, речь зависят от нижних этажей пирамиды, и особенно от фундамента, нервной системы

Очевидные  выводы Психомоторное  развитие  -  базальный  уровень  для сложных  форм  психического  развития,  основа обучения Дошкольные  годы  –  превалирует  развитие  крупной моторики  (движения  большой  амплитуды)  мелкая  –  в стадии  созревания Энергия  мозга  конечна.  Развитие  мозга  генетически обусловлено. Важно  –  своевременность  и адекватность  средовых  факторов!   В  детском  возрасте  моторное  и  психическое развитие  неразделимы

Очевидные выводы

Психомоторное развитие - базальный уровень для сложных форм психического развития, основа обучения

Дошкольные годы превалирует развитие крупной

моторики (движения большой амплитуды) мелкая в стадии созревания

Энергия мозга конечна. Развитие мозга генетически обусловлено. Важно своевременность и

адекватность средовых факторов!

В детском возрасте моторное и психическое развитие неразделимы

Крупная  моторика:  этапы  развития  1  –  6  лет   (Мастюкова Е.  М., 1997) –  2  года:  ходит  и  наклоняется  вперед  и  поднимает  предмет  с  пола; бросает  мяч;  относит  предмет  на  короткое  расстояние;  ходит  задом; короткое  время  стоит  на  одной  ноге;  с  поддержкой  ходит  вниз  по лестнице  и  поднимается;  крутит  педали  трехколесного  велосипеда –  3  года:  учится  бегать,  ходить  на  носочках,  сохранять  равновесие  на одной  ноге.  Сидит  на  корточках.  Прыгает  на  двух  ногах.  Бросая  мяч вверх,  может  его  поймать.  Отбивает  мяч. –  4  года:  бросает  мяч  через  голову.  Спускается вниз  по  лестнице. Прыгает  на  одной  ноге.  Стоит  на  одной  ноге  около  10  минут.  Сохраняет равновесие  при  качании  на  качелях. –  5  лет:  прыгает  на  одной  ноге,  ходит  по  бревну,  по  доске.  Прыгает попеременно  на  одной  и  на  другой  ноге.  Поднимается  вверх  по лестнице –  6  лет:  хорошо  прыгает,  бегает,  бегает  на  носках.  Ходит  на  пятках. Катается  на  2- х  колесном  велосипеде.  Учится  кататься  на  коньках. Навыки  крупной  моторики  совершенствуются  до  15  лет

Крупная моторика: этапы развития 1 6 лет (Мастюкова Е. М., 1997)

  • 2 года: ходит и наклоняется вперед и поднимает предмет с пола; бросает мяч; относит предмет на короткое расстояние; ходит задом; короткое время стоит на одной ноге; с поддержкой ходит вниз по лестнице и поднимается; крутит педали трехколесного велосипеда
  • 3 года: учится бегать, ходить на носочках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках. Прыгает на двух ногах. Бросая мяч вверх, может его поймать. Отбивает мяч.
  • 4 года: бросает мяч через голову. Спускается вниз по лестнице. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге около 10 минут. Сохраняет равновесие при качании на качелях.
  • 5 лет: прыгает на одной ноге, ходит по бревну, по доске. Прыгает попеременно на одной и на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице
  • 6 лет: хорошо прыгает, бегает, бегает на носках. Ходит на пятках.

Катается на 2- х колесном велосипеде. Учится кататься на коньках.

Навыки крупной моторики совершенствуются до 15 лет

Если  общую  моторику  не  развиваем,  то… Неразвитие  общее  физическое  (дыхание,  сердечно- сосудистая  система,  обмен  веществ),  «вторичное» нежелание  активности Неотработанное  межполушарное  взаимодействие Недоразвитие  пространственных  представлений  (схема тела,  бытовые  навыки,  игра,  зрительно- слухо-моторные координации  -  рисунок,  графема  (письмо и  чтение), счет,  словоизменение  и  словообразование, грамматика,  мышление Недоразвитие  речи  как  ВПФ Непонимание  своего  тела – трудности  овладения своим  поведением,  сниженная  самооценка  «Телесное»  и  «психическое»  единство!

Если общую моторику не развиваем, то…

Неразвитие общее физическое (дыхание, сердечно- сосудистая система, обмен веществ), «вторичное» нежелание активности

Неотработанное межполушарное взаимодействие Недоразвитие пространственных представлений (схема

тела, бытовые навыки, игра, зрительно- слухо-моторные координации - рисунок, графема (письмо и чтение), счет, словоизменение и словообразование, грамматика, мышление

Недоразвитие речи как ВПФ

Непонимание своего тела – трудности овладения своим поведением, сниженная самооценка

«Телесное» и «психическое» единство!

Двигательное   и  интеллектуальное  развитие «В  онтогенезе  развитие  психомоторики  намного опережает  формирование  речи  и  мышления, составляя  базис  для  их  становления.  Вот почему  коррекционная  работа  должна  быть направлена  «снизу  вверх»,  от  движения  к мышлению,  а  не  наоборот…»  Н.  К.  Корсакова,  Ю.  В.  Микадзе, Е.  Ю.  Балашова,  2001

Двигательное и интеллектуальное развитие

«В онтогенезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления. Вот почему коррекционная работа должна быть направлена «снизу вверх», от движения к

мышлению, а не наоборот…»

Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова, 2001

Работа  с  мешочками

Работа с мешочками

Действия  с  мешочками Перемещение Подбрасывание Перекладывание  (перебрасывание) Индивидуально В  парах В  группе

Действия с мешочками

Перемещение Подбрасывание

Перекладывание (перебрасывание)

Индивидуально

В парах

В группе

Работа  с  мячом

Работа с мячом

Мяч Стимуляция  совместной  работы  всех анализаторов Воспринимается  ребенком  как  нечто  живое (реагирует  на  любое  воздействие) У  современных  детей  нет  дворового  детства  – они  очень  неловко  владеют мячом

Мяч

Стимуляция совместной работы всех анализаторов

Воспринимается ребенком как нечто живое (реагирует на любое воздействие)

У современных детей нет дворового детства

они очень неловко владеют мячом

Что  должны  уметь дошкольники года  –  катать  мячи  между  сверстниками  или со  взрослым  на  расстояние  2  м,  прокатывать мячи  между  предметами,  бросать  и  ловить мяч  одновременно при  обязательном зрительном  контроле года  –  бросать  и  ловить  мяч  двумя  руками снизу,  от  груди,  из- за  головы  с  расстояния  1,5 –  2 м,  попадать  мячом d  6 –  8  см  с расстояния  1,5  –  2  м в  корзину  на  полу лет  –  метать  мяч  в цель  одной  рукой, отбивать  мяч от  пола  (10  раз),  бросать  мяч вверх  и  после  его  удара  об  пол  ловить его руками (10  раз) лет –  свободно  отбивать  мяч  от  пола  на месте  и  с  продвижением,  перебрасывать  мяч друг  другу  и  уметь  ловить  его  сидя,  стоя  и различными  способами;  метать  мяч  в вертикальную  и  горизонтальную  цели  с расстояния  3  м

Что должны уметь дошкольники

  • года катать мячи между сверстниками или со взрослым на расстояние 2 м, прокатывать мячи между предметами, бросать и ловить мяч одновременно при обязательном зрительном контроле
  • года бросать и ловить мяч двумя руками снизу, от груди, из- за головы с расстояния 1,5 2 м, попадать мячом d 6 – 8 см с расстояния 1,5 2 м в корзину на полу
  • лет метать мяч в цель одной рукой,

отбивать мяч от пола (10 раз), бросать мяч вверх и после его удара об пол ловить его руками (10 раз)

  • лет свободно отбивать мяч от пола на месте и с продвижением, перебрасывать мяч друг другу и уметь ловить его сидя, стоя и различными способами; метать мяч в вертикальную и горизонтальную цели с расстояния 3 м
Билатеральная координация Способность человека скоординировать левую и правую части тела во время движения. Если этот навык не развит, ребёнку будет трудно завязывать шнурки, играть в футбол, будут трудности на письме, чтении. Помимо чтения ребёнку будет трудно понимать сюжет, так же билатеральная координация влияет на внимание.

Билатеральная координация

Способность человека скоординировать левую и правую части тела во время движения.

Если этот навык не развит, ребёнку будет трудно завязывать шнурки, играть в футбол, будут трудности на письме, чтении. Помимо чтения ребёнку будет трудно понимать сюжет, так же билатеральная координация влияет на внимание.

Особенности речи современного ребенка Рассказы бедны по содержанию и композиционному построению. Рассказы однотипные, т.к. отсутствуют сравнения, эпитеты. Фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция.   Дети не умеют начать и закончить рассказ, нарушается структура. Дети нуждаются в стимульном материале, в помощи взрослого. Но большинство детей совсем не принимают помощь и дают  односложные ответы на вопросы педагога.

Особенности речи

современного ребенка

  • Рассказы бедны по содержанию и композиционному построению.
  • Рассказы однотипные, т.к. отсутствуют сравнения, эпитеты.
  • Фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция.
  •   Дети не умеют начать и закончить рассказ, нарушается структура.
  • Дети нуждаются в стимульном материале, в помощи взрослого.
  • Но большинство детей совсем не принимают помощь и дают односложные ответы на вопросы педагога.
ПРИЧИНЫ органические поражения ограниченность общения в семье преобладание ТВ и компьютера в жизни ребенка гиподинамия социальные факторы

ПРИЧИНЫ

  • органические поражения
  • ограниченность общения в семье
  • преобладание ТВ и компьютера в жизни ребенка
  • гиподинамия
  • социальные факторы
Книги творчества - эффективный прием развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Книги творчества - эффективный прием развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Ребёнок рисует на заданную тему, затем используя собственный рисунок составляет рассказ. Рассказ записывается педагогом и помещается рядом(сбоку, под, над) рисунком. Составляется книга таких рисунков-пособий, которая помогает в дальнейшей работе специалистов.

Ребёнок рисует на заданную тему, затем используя собственный рисунок составляет рассказ. Рассказ записывается педагогом и помещается рядом(сбоку, под, над) рисунком. Составляется книга таких рисунков-пособий, которая помогает в дальнейшей работе специалистов.

СПАСИБО!

СПАСИБО!