СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы по усвоению значения слов. Практикум для педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение семантического поля с использованием пиктограмм.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы по усвоению значения слов. Практикум для педагогов.»

15


Семинар – практикум № 2

Тема:

Расширение семантического поля с использованием пиктограмм.

Приёмы работы по умению находить и называть родственные слова, слова – антонимы, слова – синонимы, объяснять их значение.


Предложить педагогам разделиться на 3 группы.

1 группа. Тема: Родственные слова. Дать определение. Родственные или однокоренные слова - это слова с одним и тем же корнем, в котором заключено общее лексическое значение этих слов ( трава, травяной, травинка, травушка).

Приёмы ознакомления с родственными словами. Игры и упражнение на образование родственных слов. Подберите родственные слова к слову семья - семейный, семейка, по-семейному, семьянин, малосемейка, многосемейный, семейство, бессемейный, семейственность, семейственный, семейка.

2 группа. Тема: Синонимы. Определение. Синонимы – слова одной части речи различные по своему звучанию и написанию, но близкие, часто одинаковые по своему лексическому значению. Итак, Синонимы отличаются друг от друга:

- степенью современности: одно слово современное, другое – устаревшее. Например: самолет – аэроплан, город – град;

-сферой употребления: одно слово общенародное, другое профессиональное, одно – общенародное, другое – диалектное, одно – литературное, другое – жаргонное. Например, желтуха – гепатит, повар – кок, страница – полоса, мальчик – шкет;

- употреблением в разных стилях речи. Например, очи – глаза, разговор – болтовня;

- оттенками лексических значений. Например, алый – красный, бежать – мчаться;

- степенью сочетаемости с разными словами: наречия «категорически» и «наотрез» одинаковы по смыслу, но «категорически» сочетается с многими словами (категорически оказать, категорически заявить), а «наотрез» в современной речи – только с глаголом «Отказаться»;

- степенью сложности: в этом случае чаще всего одно из слов имеет в качестве синонима фразеологическое словосочетание (родиться – появиться на свет, мало – кот наплакал).

Приёмы ознакомления с синонимами. Игры и упражнение на подбор слов синонимов. Подберите слова синонимы к слову напроказить-нашкодничать, напрокудить, нашкодить, набедокурить, созорить, наозорничать, напроказничать, нашалить, спроказить, созорничать. 

3 группа. Тема: Антонимы. Определение. Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Приёмы ознакомления с антонимами. Игры и упражнение на образование антонимов. Подберите слова антонимы: балахонистый – тесный, газовать – медлить, равнодушный – отзывчивый, святая – блудница, жадина – щедрый, тайный – явный, открытый, легальный, топорщиться – выпрямляться, мандраж – спокойствие.


  1. Родственные слова

При знакомстве и усвоению родственных слов целесообразно использовать ассоциативную методику.

Речевого материал для работы над родственными словами рекомендуются использовать на занятиях по определенным лексическим темам (т. е. представлять их детям «семьями»): Фрукты. Сад. Осень. Рыбы. Цветы.

Важно придерживаться алгоритма работы по обучению детей понятию «родственные слова». Предлагаемые задания имеют разную степень сложности, они подбираются в зависимости от уровня развития детей.

     Эффективно используется на практике следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:

  • занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной для детей форме;

  • наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте;

  • упражнения в определении родственных слов в тексте;

  • упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор.

Построенная по такому принципу строгая система заданий и упражнений позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами.


Ознакомление с родственными словами. Игры и упражнение на образование родственных слов:


Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу. Необходима серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.

Следует учесть, что рассматривая слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка, а термины типа "однокоренные слова" ни в коем случае не применяем.

Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно.


  • Д/и "Объяснялки".

Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".

Если позволяет развитие ребенка, то педагог называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии "снег". и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".

Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.

Снег – скопление снежинок.

Снегопад – момент когда снежинки падают с неба.

Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.

Снежки – комочки из снега.

Снеговик – фигура сделанная из трех снежных шаров.

Снегурочка – сказочный персонаж из снега.


  • Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)

Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)

Что делает мороз?.. (морозит)

На морозе можно уши и нос… (отморозить)

Реки и озёра зимой… (замерзают)

Иногда вода в них насквозь… (промерзает)

Какая бывает погода во время мороза… (морозная)

А как в это время бывает на улице?.. (морозно)

Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)

Замороженные продукты потом… (размораживают)

Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.


  • Третий лишний”

беседа – беседка – соседка;

дача – удача – дачник;

космос – космонавт – косматый;

лес – лестница – лесничий;

честный – чесночный – чеснок;

левый – лев – налево;

водичка – водитель – водяной;

рисунок – рис – рисовать;

слеза – слезла – слезинка;

желток – железо – жёлтый;

циркуль – циркач – цирк.

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.


  • Родня ли Гусеница Гусю?”

– Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша тётка – Гусеница.

Петя написал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

 Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово остальным словам.

А Петя возразил:

– Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

Кто же прав?  Почему?

  • Снежная сказка”

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

           (С.Погореловский.)

Найдите в стихотворении слова-родственники.

  • Загадки”

а) Сказочное существо, которое живёт в воде;

б) работник водного транспорта;

в) люди, работающие под водой.

Какая общая часть в словах  водяной, водник, подводник?  (-вод-).

  • Кроссворд “Горка из родственных слов”

– средство для катания зимой по снегу;

– след, оставляемый лыжами;

– горка для катания на лыжах;

– человек на лыжах;

– девочка на лыжах.

  • Игра «Цепочка слов» или «мнемодорожка» : 

дети образуют родственные слова с помощью вопросов, записывают элементами мнемотехники, составляют рассказ.

Слова: снег, снежинки, снежный сугроб, снеговик, снегурочка, снежки, снегири, подснежник.

Рассказ «Зима». Зимой выпал белый пушистый снег. Лёгкие и узорные снежинки падали на землю и образовывали снежные сугробы. Дети вышли на улицу и стали лепить снеговика. Кто-то слепил красивую Снегурочку. Кто-то играл в снежки. На заснеженные деревья прилетели красногрудые снегири. Весной, когда снег растает, появятся первые цветы - подснежники.        

  • Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»?(Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»?(Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день)«зимняя» (дорога, погода, пора, стужа)«зимнее» (небо, солнце, утро).

  • Д/и «Доскажи словечко»

-Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит…(снег). Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег». А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком – на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег)

 Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом»(тема «Дом и его части»)

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом).

  • Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

 Сосны и сосенки – в сосняке,

А ели и ёлочки – в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

 

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

 

 

  1. Синонимы

Определение. Синонимы – слова одной части речи различные по своему звучанию и написанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему лексическому значению.

Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова. В переводе с греческого языка synonymous означает одноименный. Разнообразие оттенков синонимов можно сопоставить с палитрой талантливого художника, богатейшей цветовой гаммой. Чем большим количеством синонимов располагает человек, тем богаче его словарь и разнообразнее речь. Бедность словаря приводит к частому повторению слов, тавтологии, употреблению слов без учета оттенков их значения.

Синонимическим рядом называется группа синонимов, состоящая из двух и боле слов. Он может быть образован и из однокоренных слов: забыть – позабыть, обогнать – перегнать. Один из синонимов является главным, основным и в словарях он помещается первым.

Знакомство дошкольников с синонимами начинается в средней группе детского сада. Детей учат подбирать к заданным словам синонимы, составлять с ними предложения, короткие тексты. Старших дошкольников подводят к пониманию того, что у слова может быть не одно, а несколько значений через приём замены в подборе синонимов к словосочетаниям. Детей учат находить точное слово, оценивающее заданную ситуацию.

Для дошкольников с ОНР характерно резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов. Основной смысл словарной работы – выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел. Одна из важнейших задач – формирование умения выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить в любом контексте. Проведение работы над введением в речь синонимических рядов является неотъемлемой частью работы над словарем дошкольников.

При отборе словаря для работы над синонимами необходимо руководствоваться следующими критериями:

- частотностью употребления отобранных слов;

- словарным запасом старших дошкольников с ОНР;

- наличием в речи синонимов;

- пониманием отобранных слов;

- необходимостью отобранных слов для организации речевой практики;

При выборе приемов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития детей, а также морфологические и лексико-грамматические особенности данного слова.

Приемы работы с синонимами:

  • Выделение из группы синонимов (синонимического ряда) наиболее подходящего к контексту содержания произведения, предложенной ситуации слова;

  • Замена группы синонимов одним, но наиболее выразительным и чаще употребляющимся в речи словом;

  • Подбор синонимов к данному слову.

Работа над синонимами эффективна, если упражнения проводятся систематически и планомерно.

Главные умения, которые должен приобрести дошкольник при работе с синонимами:

  • Различать в речи близкие по смыслу слова

  • Подобрать к данным словам синонимы

Сильная метель – пурга; плохая погода – ненастье. Каким словом называют наступление темноты?

  • Умение заменять в тексте то или иное слово соответствующим синонимом (замена повторяющегося слова).

  • Умение самостоятельно выбирать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли подходящий синоним (в зависимости от контекста).


Для себя я составила синонимические ряды на каждую лексическую тему и активно использую их в работе.


  • Игры:

«Доскажи словечко»

Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все антракт;
На время что-то прекратив,
Мы объявляем перерыв;
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим передышку;
После урока непременно
Нужна ребятам перемена!


  1. Антонимы

В дошкольных образовательных учреждениях детей знакомят с антонимами. В дидактических играх и упражнениях старшим дошкольникам предлагают подобрать к предложенному противоположное по смыслу слово, выделить в пословицах противоположные слова, дополнить предложение словом противоположного значения, подобрать антонимы к прилагательным и глаголам. Однако круг антонимов, с которыми знакомятся дети, достаточно узок. Работа со словарём антонимов даёт возможность значительно обогатить речь ребёнка.

Расширение и актуализация словаря антонимов ведётся через подбор антонимов к изолированному слову, продолжение предложения с использованием антонима, составление предложения с парами антонимов. С этой целью возможно использование следующих игр и упражнений:

  • Игра «Вершки и корешки» («Противоположности»).

На наборное полотно выставляются картинки в два ряда. Первый ряд картинок – это вершки, а второй ряд - это корешки. Дети называют слова (вершки), затем к вершкам подбирают корешки. Используются слова: чистый – грязный, больной – здоровый, стоит – идёт, сажают – собирают.

  • Игра «Слова-неприятели».

К данным словам придумать слова - «неприятели». Используются слова: большой – маленький, высокий – низкий, полный – пустой, тяжелый – лёгкий, больной – здоровый, светлый – темный, громко – тихо, черный – белый, пушистый – колючий, гладкий – шершавый.

  • Игра с мячом «Скажи наоборот» («Всё наоборот»).

  • Игра « Сравни наоборот».

Детям предлагается назвать слова по картинкам, затем сравнить предметы. Используются сравнения:

Грузовик и такси (Что чего больше?).

Слон и медведь (Кто кого тяжелее?).

Заяц и черепаха (Кто бегает быстрее?).

Лошадь и жираф (Кто кого выше?).

  • Игра «Слова – неприятели».

К данным словам подобрать слова - «неприятели». Используются предложения: Дерево высокое, а кустик – (какой?) – ….

Слон большой, а мышонок….

Дорога широкая, а тропинка …..

Ночью темно, а днём …..

Продавец продаёт, а покупатель ….

Воспитатель спрашивает, дети ….

  • Игра « Составь предложение».

Используются слова: старый и новый дом, строят и разрушают. Дети составляют предложения по двум сюжетным картинкам: Новый дом строят, а старый разрушают. Используются слова: летит и ползёт, быстро и медленно. Самолёт летит быстро, а черепаха ползёт медленно.


  1. Многозначность слова.

С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются еще в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или младший школьник может сказать: «Почему ты говоришь: часы стоят, они не стоят, а висят на стене» (возможно, что иногда в этом вопросе отражается детское добродушное лукавство).

Проводятся специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составьте предложения. Объясните значения (ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идет, льет, летит и пр.);

2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети — идет строительство. Стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома.




Игра: «Волшебные слова»

Вот слово –  ручка. Про что вы подумали. Показываем картинки:

а) дверная ручка, 
б) шариковая ручка
в) ручка человека.


– Затем – иголка:

а) швейная игла
б) сосновая игла
в) игла ежа

– Коса, язык.


  • Игра «Путаница».

Используются слова: язычок, ножка, шляпка. Предлагается «распутать» картинку, назвать многозначные слова. Можно дать задание составить предложение с данным словом.

  • Игра «Кто больше?».

Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). (Возможен подбор картинок, название которых употребляются с данным глаголом)

Бежит: кто? (кошка, мальчик…);

что? (вода, река, время….)

Идёт: кто? (мама, собака…)

что? (дождь, снег, время, поезд…)

Растёт: кто? (котёнок, ребёнок…)

что? (роза, куст, дерево…)

  • Игра « Подбери слова».

По картинкам предлагается назвать слова, затем подобрать пару - слово, подходящее по значению. Используются слова: зелёный: что? (забор, ягода); звонкий (мяч, смех).

  • Игра «Добавь словечко».

Предлагается добавить общее слово:

Мяч, яблоко – какое?

Снег, лёд – какие?

Фрукты, овощи – какие?

Сахар, мёд – какие?

Собака, кошка – что делают?


  1. Ознакомление со словами-признаками

Познакомимся с человечком по имени Какой?

– Я, КАКОЙ. Зовут меня так. А вот моя полянка. Здесь мои слова. Приходи на мою полянку.



– А какие твои слова?
– Мои слова красивые. Все эти слова-предметы приходят ко мне и просят «Какой цвет, какой вкус, какую величину, какой на ощупь». И я им даю свои слова. (Выставляется схема-подсказка).

– Ну, например, бежит ко мне слово «мяч». Я ему даю слова «голубой, красивый, маленький, резиновый, прыгучий, твёрдый».


  • Игра «Кто больше придумает слов-признаков»

У каждого ребёнка на столе лежит картинка. Кто больше всех подберёт к своему слову признаков, тот и выиграл.

  • Логическое упражнение «Четвертый – лишний»

Далёкий, холодный, дом, старый.

Больной, озеро, трава, птица.

Грязный, сухой, курица, добрый.

Любимый, кислый, вкусный лимон.

  • «Слова наоборот»

– Подошла Машенька к «Какой» и спрашивает: «Какая любимая игра у твоих слов?».
– Они любят играть в игру «Наоборот». Разбегутся по полянке и ищут друг друга. «Большой» ищет «Маленького», «Холодный – Горячего». Вот и помогите им друг друга найти. (У детей картинка – высокий, широкий, полный и т.д.  Они ищут пару).


  1. Подбор слов. «Слово-действие»

Дать понятие слово – действие;

Знакомство со схемой «Действия». Человечек что делает? (подбор глаголов). Когда я буду показывать данную карточку, вы должны подобрать слова, что данный предмет, явление, человек, животное делает.


  • Игра «Будь внимательным»

Хлопнуть надо только на слово – действие: стол, хороший, мыть, часы. круглый, таять, мести, пробовать, кот, прыгать, пушистый. Давать.

  • Игра «Кто больше придумает слов-действий» 

–Придумайте слова-действия к вашим картинкам. Кто больше придумает, тот получит фишку.

  • Что лишнее?

Пыль,  вата, прыгать, гнездо

Скакать, петь, ждать, корова

Несёт, варит, розовый, моет

Чинит, часы, крутит, смотрит.

  • Игра «Скажи наоборот»

Рушит – строит

Поднимается – опускается

Работает – отдыхает и т.д. (По картинкам глаголы-антонимы).