Приёмы составления проверочных работ по русскому языку с разноуровневыми заданиями
Разноуровневость построения заданий понимается Л.Л. Тимофеевой как организация и методика обучения, «при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает, право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям». [17, с. 48]
Методист предусматривает выделение пяти уровней: узнавание, воспроизведение, понимание, применение в знакомых условиях, применение в новых условиях.
Чтобы применять эту методику необходимо рассмотреть подходы к конструированию подобных заданий и алгоритм их использования на уроках, предложенный также Л.Л. Тимофеевой. Деятельность педагога в данном случае будет следующей:
1. Определение места учебно-познавательных и ученых-практических задач в структуре урока.
Это создание мотивационной основы учебной деятельности. Где стремление её решить, будет целью урока. Учителю нужно максимально конкретизировать цель при формулировке учебных задач и составить план действий бы её выполнению. Таким образом, в ходе урока дети не только получат знания, но и овладеют универсальными учебными действиями.
2. Четкое определение планируемого результата основного содержания зданий, подлежащих оценке.
Учителю необходимо выявить круг знаний приобретенных приобретаемых учащимися при изучении темы (раздела), составить задачу (задания), требующую их актуализации и применения.
3. Выделение умений, требуемых для решения учебно-познавательных, (учебно-практических) задач.
4. Определение критериев оценки правильности выполнения задания, количества баллов за то или иное качество его выполнения.
В качестве критериев могут выступать:
• нахождение рационального способа решения задачи (несколько решений);
•создание собственного алгоритма;
•близость по смыслу к предполагаемому ответу;
•нахождение определенного количества ответов;
•привлечение знаний из разных образовательных областей.
В качестве заданий высокого уровня предлагать учащимся выполнить различные творческие работы.
5. Составление задания формате учебно-познавательной (учебно-практической) задачи. Задание формируются на основе кратких предложений, не предполагающих различные трактования их смысла. Для учащихся начальной школы задания должны содержать указание на область поиска необходимой информации, критерии правильности выполнения задания. [17, с. 35]
Для разработки разноуровневых заданий для проверочных, самостоятельных работ по русскому языку на основе классификации Л.Л. Тимофеевой [17, c. 30-36] нашим научным руководителем (С.Н. Кауфман) была составлена таблица (См. Приложение 1), пользуясь которой мы составили примеры заданий для 4 класса по теме «Предложение».
1 уровень – Узнавание
Задание 1. Найди соответствие: (УУПД: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения).
Простое предложение | В болоте урчали лягушки, а на поляне пели птицы |
Простое предложение с однородными членами | В болоте урчали лягушки |
Сложное предложение | В болоте урчали, квакали лягушки |
Задание 2. Подчеркните только однородные члены предложения (УУПД: определять существенный признак для классификации).
В лесном озере возились караси, щуки, плотва, лещи.
2 уровень – Воспроизведение
Задание 1. Вспомните, что такое однородные члены предложения. Впишите пропущенные слова или словосочетания. (УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей).
Однородные члены предложения – несколько … членов предложения, которые отвечают на … вопрос и зависят от одного и того же слова. Однородные члены предложения произносятся с интонацией ... .
Задание 2. Дополни схему. (УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей).
3 уровень – Понимание
Задание 1. Составьте схемы предложений (УУПД: самостоятельно создавать схемы для представления информации).
1) простое;
2) простое с однородными членами без союза;
3) простое с однородными членами и с союзом;
4) сложное.
Задание 2. Объясни постановку знаков препинания (УУПД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей).
1. Прокричала иволга, щёлкнул в кустах соловей.
2. Утро было морозное, но лужи не замёрзли.
3. Острым клювом дятел долбит деревья, добывает из-под коры жучков.
4. Повар готовил обед, а собаки лежали у двери.
Задание 3. Измени предложения (УУПД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей).
1) дополни простое предложение так, чтобы оно стало сложным
Тучка набежала…
2) подбери подходящее по смыслу продолжение сложного предложения
Вдруг выглянуло солнце…
4 уровень - Применение в знакомых условиях
Задание 1. Запишите текст, правильно обозначая начало и конец предложений и ставя, где нужно, запятые, пропущенные буквы. (УУПД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей).
скрылось вечернее со…нце птицы в лесу ещё не спят кормятся перел…тают с ветки на ветку далеко слышен в вечернем л…су стук дятла вертятся возле него шустрые синич…ки подбирают жуч…ков и личинокскоро наступит в лесу тёмная непроглядная ночь замолкнут и заснут дневные птички и звери И. Соколов-Микитов
Задание 2. Выпишите предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Подчеркните в них грамматические основы. (УУПД: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; определять существенный признак для классификации).
Скрылось вечернее солнце. Птицы в лесу ещё не спят, кормятся, перелетают с ветки на ветку. Далеко слышен в вечернем лесу стук дятла. Вертятся возле него шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Скоро наступит в лесу тёмная непроглядная ночь замолкнут и заснут дневные птички и звери.
Задание 3. Расставьте знаки препинания и выпишите цифры, обозначающие запятые. (УУПД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей).
Один корабль обошел вокруг света (1) и возвращался домой. Была тихая погода (2) весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна (3) и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась (4) прыгала (5) делала смешные рожи (6) передразнивала людей. Л. Толстой.
5 уровень - Применение в новых условиях
Задание 1. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень». Составьте план рассказа по картине, используя простые и сложные предложения. (УУПД: создавать письменные тексты).
Задание 2. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень» и составьте кластер «Золото осени», подбирая имена прилагательные. Используй справочные материал учебника и иные информационные источники. (УУПД: создавать письменные тексты; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку).
Задание 3. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Схожи ли репродукции картин «Золотая осень» И. И. Левитана и В. Д. Поленова? Напишите сочинение-описание, состоящее из 5 простых или сложных предложений по любой из этих репродукций. (УУПД: создавать письменные тексты; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения)
Разноуровневые задания на уроках русского языка в начальной школе эффективно адаптируют обучение к потребностям каждого ученика. Это позволяет развивать их навыки, укреплять взаимодействие с учителем и повышать качество учебного процесса.
Таким образом, освоение различных видов учебно-познавательных задач помогает преподавателям сделать обучение более интересным и эффективным для учащихся, способствуя всестороннему развитию личности и формированию ключевых компетенций, необходимых в современном мире.
Уровни же освоения учебного материала являются важным инструментом в оценке знаний и навыков учащихся. Учитывая их, педагоги могут более точно определить уровень понимания и овладения материалом, что позволяет более эффективно планировать образовательный процесс и дальнейшие действия для улучшения успеваемости учеников. На основе понимания уровней освоения учебного материала преподаватели могут создавать задания и упражнения, способствующие развитию учеников на каждом из указанных уровней, что в итоге способствует более глубокому пониманию и применению знаний учениками. Применение разноуровневых заданий на уроках русского языка в начальной школе позволяет эффективно индивидуализировать обучение, развивать ключевые навыки и компетенции, способствует взаимодействию между учителем и учеником, обеспечивая качественный и полноценный учебный процесс.