Круглый стол «Актуальные опыты текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС для учащихся с ОВЗ».
Тема выступления «Приёмы технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения».
В практике своей работы я использую приемы работы технологии развития критического мышления через литературное чтение, которые попробовала адаптировать для наших обучающихся. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом.
Учащийся, работая с текстом, учится понимать, осмысливать информацию, соотносить её с собственным опытом, отсеивать ненужное, делать выводы.
При работе с текстом я использую следующие приемы:
1 приём. «Чтение с остановками».
Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть разбирается, пробуем делать прогнозы о дальнейшем содержании. Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Алгоритм работы:
1 стадия - вызов
Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чём будет текст.
2 стадия - осмысление
Ч
тение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия
Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.
Приведу пример чтения с остановками сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Данный текст я поделила на семь смысловых частей и к каждой из них приготовила вопросы.
На стадии вызова целесообразно задать вопросы:
Какие ассоциации у вас возникли, когда я сказала Серебряное копытце?
Что вы представили?
У каких животных есть копытце?
Почему оно серебряное?
О ком будет сказ? Интересно узнать?
Выслушав предположения учащихся, читаем первую часть сказа. После прочтения задаю вопрос:
Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
Как вы думаете, уговорит Кокованя девчоночку пойти к нему жить?
Второй смысловой отрывок предполагает вопрос:
3 остановка.
Почему девочку так заинтересовал этот козел?
Как вы думаете, увидит она его?
4 остановка.
Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?
5 остановка.
Оставит Кокованя девочку одну в лесу?
Какие события могут произойти в описанной обстановке?
6 остановка.
7 остановка.
Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Как вы бы закончили его?
После заключительной части задаю вопросы:
Понравился вам сказ?
Что особенно запомнилось?
Какими мыслями хотел поделиться со своими читателями Бажов?
Какое настроение у вас сейчас уже после того как мы познакомились со сказом П.П.Бажова?
Нужно детям читать такие произведения?
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Главное достоинство данного приема - развитие творческого мышления, воображения и речи учащихся.
Суть данного приёма как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.
2 приём. «Синквейн».
Происходит от французского слова, которое означает «пять»
(в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).
Синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Параметры синквейна.
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.
3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.
Синквейны – превосходный способ контроля.
Для уроков литературы синквейны – это настоящее открытие. Учащиеся любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность учащегося грамотно выражать свои мысли. Если 40 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить.
Составляя синквейн, каждый учащийся реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Приведу примеры синквейна по сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Кокованя Старый, добрый. Охотится, ищет, не жадничает. Умелый охотник, ставший родным для Даренки. Дедушка. | Даренка Маленькая, работящая. Работает, смеется, встречает. Очень милая девочка, которая нашла своего козлика. Малышка. | Муренка Верная, мягкая. Мурчит, дружит, уходит. Ходит сама по себе, но любит Даренку. Кошечка. | Серебряное копытце Волшебный, чудесный. Скачет, стучит, рассыпает. Показывается на глаза только добрым людям. Козлик. |
Развивая критическое мышление учащихся, мне удалось достичь следующих результатов:
-повысить качество обучения по литературе, «справляться» с нормой чтения;
-повысить познавательное отношение к прочитанному;
-изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно);
-возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца;
-продолжать создавать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс».